Устройство оценки и тренировки оперативного мышления спортсмена

 

Устройство оценки и тренировки оперативного мышления спортсмена относится к области психофизиологических исследований в спорте и спортивной педагогике, в частности, к автоматизации психофизиологических исследований, и предназачено для оценки и тренировки спортсменов. Задачей полезной модели является упрощение устройства. Для этого устройство обучения и тренировки оперативного мышления, содержащее блок оценки, включающий блок расчета и блок памяти, блок анализа правильности реакции, блок регистрации времени, а также связанный с блоком оценки блок задания программы тестирования, выходом связанный с блоком предъявления информации, блок ввода ответной реакции и манипулятор, и отличается тем, что блок анализа правильности реакции через блок ввода ответной реакции связан с манипулятором, а блок задания программы тестирования снабжен дополнительным выходом с блоком анализа правильности реакции, выходом связанным с блоками регистрации времени и блоком выдачи информации, а вторым выходом с блоком оценки.

Полезная модель относится к области психофизиологических исследований в спорте и спортивной педагогике, в частности к автоматизации психофизиологических исследований.

В области спортивной педагогики и физиологии используются методы исследования психофизиологических состояний спортсменов, для более эффективного построения тренировочного процесса с целью достижения высоких спортивных результатов. Существует большой арсенал методик оценки психофизиологического состояния спортсменов.

Для спортсменов, занимающихся шахматами, спортивными играми и единоборствами, важны такие психофизиологические характеристики, как сила, уравновешенность, функциональная подвижность нервных процессов, хорошая память и внимание, очень важна способность быстро принимать решения. Необходима тренировка и оценка оперативного мышления. Спортивная деятельность по своей сути является операторской.

Известно автоматизированное устройство и способ обучения оператора принятию решения в экстремальных ситуациях (РФ 2127079, A61B 5/16, 1999).. Испытуемому автоматически предъявляется информация и он должен соотнести информацию с последовательностью своих действий. Прибор снабжен устройством предъявления информации и фиксирует время отклика. Также снабжен вычислительным блоком, блоком памяти и устройством манипуляции, с помощью которого испытуемый перемещает картинки, которые выводятся на пульт экспериментатора. Графическая последовательность может быть предъявлена с помощью ЭВМ на средстве отображения, например на бумаге, экране компьютера, дисплее объекта управления.

Последовательность предъявляют многократно до фиксации ее в памяти. При этом оператор запоминает ее, считывая и запечатлевая в памяти одномоментным восприятием поочередно каждый блок, воспринимая и фиксируя метку как зрительную опору блока, а графическую связь блоков как средство перевода внимания от блока к блоку и как зрительное основание последовательности. В процессе тренировки формируют образ последовательности действий. При этом в памяти оператора вызывают образ графической последовательности, соотносят ее с последовательностью - действий и выполняют их, фиксируют внимание на ощущениях и связывают их с образом графической последовательности. Вызывают в памяти оператора образ графической последовательности и ощущения от выполнения действий, связывают образ графической последовательности с ощущениями. Устройство недостаточно расписано и его трудно применять для тренировок спортсменов.

Наиболее близким по числу совпадающих признаков является устройство оценки деятельности операторов, описанное в патенте РФ 2127547, A61B 5/16, 1997. Устройство содержит блок контроля состояния, анализатор физиологического состояния, пульт испытуемого с имитатором реальных процессов и блоком ввода ответных реакций и анализатором их правильности, блок контроля вегетативных функций, выход которого подключен к анализатору физиологического состояния, подключенному к одному из входов блока задания программ, выходы которого подключены к одному входу имитатора реальных процессов и блоку контроля вегетативных функций. Имеется блок ввода ответных реакций, один выход которого подключен к другому входу имитатора реальных процессов и анализатору правильности реакций, подключенному к блоку задания режимов, соединенному с другим выходом блока задания программ и блоком регистрации, подключенным к выходу блока формирования 1 сигнала оценки. В устройство введены блок оценки индивидуального результата с блоком вычисления среднего значения. Имитатор реальных процессов содержит блок предъявления информации, формирователь теста и световой индикатор, при этом первый выход формирователя теста подключен к блоку предъявления информации, второй - к индикатору, а третий выход, подключенный к анализатору правильности реакций, является выходом имитатора, входами которого являются входы блока формирования теста.

Данное устройство предназначено для длительного контроля за деятельностью операторов, а для тренировки оперативного мышления спортсменов, играющих в шахматы или спортивные игры, или занимающихся единоборствами, является излишне сложным. Задачей полезной модели является упрощение устройства.

Задачей полезной модели является упрощение устройства.

Для этого устройство оценки и тренировки оперативного мышления, содержащее блоки оценки, включающий блок расчета и блок памяти, блок анализа правильности, блок регистрации времени, а также связанный с блоком оценки блок задания программы тестирования, выходом связанный с блоком предъявления информации, блок ввода ответной реакции и манипулятор, отличается тем, что блок анализа правильности реакции через блок ввода ответной реакции связан с манипулятором, а блок задания программы тестирования снабжен дополнительным выходом с блоком анализа правильности реакции, выходом связанным с блоками регистрации времени, вторым выходом с блоком оценки.

На чертеже показано заявляемое устройство. Устройство содержит

1 - блок оценки, включающий блок расчета и блок памяти.

2 - блок задания программы тестирования

3 - блок предъявления информации

4 - блок анализа правильности реакции испытуемого

5 - манипулятор

6 - блок ввода ответной реакции

7 - блок регистрации и выдачи времени решения в виде монитора

Включается устройство и загорается сигнальная лампочка, говорящая о готовности устройства. Задание в виде графических изображений картинок разных ситуаций спортивной игры, разнесенных во времени, с блока 1 подаются через блок 2 на блок 3 предъявления информации. В блоке 2 происходит выбор варианта продолжения какой-либо ситуации. Испытуемый нажимает на кнопки манипулятора 5 и вводит информацию в виде последовательности картинок на блок 6. Графические сигналы в виде картинок с блока 6 ввода ответной реакции подаются на вход блока 4 анализа, где с помощью компьютерной программы проводится анализ правильности ответной реакции (правильности расположения картинок), в случае неправильного ответа сигнал с блока анализа правильности подается в блок задания программы тестирования, затем в блок формирования теста. Испытуемый повторно в случае неверного решения посылает сигнал с блока 6 в блок 4 анализа правильности. Если правильно среагировал на предъявляемые блоком 3 графические картинки, выстроил правильную последовательность, то с блока анализа правильности реакции данные отправляются в блок 1 в его блок памяти, С блока 4 сигнал поступает на блок регистрации 7 (монитор) в виде данных времени и графических изображений.

Применение устройства оценки и тренировки оперативного мышления спортсмена позволяет проводить тестирование и при получении определенных данных судить о готовности спортсмена к соревновательной деятельности, а также тренировать оперативное мышление.

Техническим эффектом является упрощение устройства и получение данных о готовности спортсмена к соревновательной деятельности, выраженных в цифрах, что позволяет более эффективно тренировать спортсменов.

Устройство оценки и тренировки оперативного мышления спортсмена, содержащее блок оценки, включающий блок расчета и блок памяти, выходом связанный с блоком анализа правильности реакции, блок регистрации времени, а также связанный с блоком оценки блок задания программы тестирования, выходом связанный с блоком предъявления информации, блок ввода ответной реакции и манипулятор, отличающееся тем, что блок анализа правильности реакции через блок ввода ответной реакции связан с манипулятором, а блок задания программы тестирования снабжен дополнительным входом с блоком анализа правильности реакции, выходом связанным с блоками регистрации времени, вторым выходом с блоком оценки.



 

Наверх