Докаточное устройство

 

Докаточное устройство содержит установленные под каждым колесом каретки, представляющие собой двухосные тележки с ходовыми роликами. В центральном сечении кареток выполнены пазы, в которых шарнирно установлены основания опор для колесной пары с возможностью угловых перемещений в вертикальной плоскости. Каждая опора дополнительно снабжена перпендикулярно расположенным к каретке и жестко соединенным с опорой двуплечим кронштейном с горизонтальными отверстиями на концах. Механизм перемещения кареток выполнен в виде двух резьбовых тяг, установленных в отверстиях двуплечих кронштейнов и закрепленных гайками. Резьбовые тяги прижаты к колесам. Контактные поверхности гаек и двуплечих кронштейнов выполнены сферическими. Использование быстроразъемных соединений обеспечивает оперативную сборку-разборку, двухосные каретки увеличивают грузоподъемность, а резьбовые тяги, прижатые к колесам, - жесткость устройства. Шарнирные опоры приспособлены к различным типоразмерам колесных пар.

Полезная модель относится к рельсовым транспортным средствам, а именно к средствам для обеспечения маневрирования железнодорожным подвижным составом в случае возникновения повреждений колесной пары, в частности, для аварийного перемещения железнодорожного подвижного состава с заклиненной колесной парой.

Из уровня техники известна тележка для перемещения эвакуируемого железнодорожного подвижного состава с заклиненной колесной парой, содержащая опоры для колес заклиненной колесной пары, ходовые ролики, соединенные стяжным механизмом (патент US 2491034 F, МПК B61J 1/12).

Недостатками данного устройства является отсутствие в конструкции тележки быстроразъемных соединений, позволяющих осуществлять оперативную сборку-разборку устройства с целью компактного хранения устройства и оперативного переноса к месту использования; наличие только одной винтовой тяги стяжного механизма на каждом колесе заклиненной колесной пары приводит к значительным усилиям при использовании данного механизма, снижению ресурса резьбовых поверхностей и отсутствию необходимой безопасности при использовании данного устройства.

Известно приспособление (аварийная тележка) для перемещения эвакуируемого железнодорожного подвижного состава с заклиненной колесной парой, состоящее из двух устанавливаемых под колесную пару опорных тележек, каждая из которых содержит две каретки, имеющие ходовые ролики и выжимные ролики, на которые опирается заклиненная колесная пара. При этом каретки соединены горизонтально установленным стяжным винтом (Альбом приспособлений для восстановительных поездов. М, 1993, с.42).

Недостатками данного устройства является отсутствие регулировки приспособления на разные типоразмеры колесных пар, что приводит к большим габаритам и необходимости увеличивать ход горизонтально расположенных стяжных винтов. В известном приспособлении не предусмотрена возможность фиксации аварийной колесной пары на тележке от перемещения в направлении, перпендикулярном направлению рельсового пути. Большие габариты приспособления вызывают неудобство из-за большой массы узлов тележек при доставке их на место сборки.

Известно также устройство для перемещения эвакуируемого железнодорожного подвижного состава с заклиненной колесной парой, содержащее установленные под каждым колесом заклиненной колесной пары каретки с ходовыми роликами и опорами для колес колесной пары, механизм взаимного перемещения кареток (патент CH 2774879 Y, МПК B61J 1/12).

В этом устройстве, являющемся наиболее близким к заявляемому устройству по совокупности существенных признаков, недостатками устройства являются невысокая надежность и грузоподъемность, а также низкая скорость перемещения эвакуируемого железнодорожного подвижного состава, обусловленная малой жесткостью устройства и использованием в кривых участках рельсового пути в качестве направляющих гребней ходовых роликов.

Техническим результатом заявляемого устройства является расширение технологических возможностей, создание условий компактного хранения на железнодорожном подвижном составе в разобранном виде, возможность ручного переноса по частям к месту использования, возможность оперативной сборки-разборки устройства, а также повышение скорости перемещения эвакуируемого железнодорожного подвижного состава за счет увеличения жесткости устройства, фиксации устройства на заклиненной колесной паре и использования гребня вывешенной колесной пары в качестве направляющей в кривых участках рельсового пути.

Указанный технический результат достигается тем, что в заявляемом устройстве, содержащем установленные под каждым колесом заклиненной колесной пары каретки с ходовыми роликами и опорами для колес колесной пары, механизм взаимного перемещения кареток, каждая каретка представляет собой двухосную тележку с установленными вдоль рельсов ходовыми роликами, в центральном сечении кареток выполнены пазы, в которых установлены шарнирно основания опор для колес колесной пары с возможностью угловых перемещений в вертикальной плоскости, каждая опора для колес колесной пары дополнительно снабжена перпендикулярно расположенным к каретке и жестко соединенным с указанной опорой двуплечим кронштейном с горизонтальными отверстиями на концах, механизм перемещения кареток выполнен в виде двух резьбовых тяг, которые установлены в отверстиях двуплечих кронштейнов на опорах для колес колесной пары и закреплены гайками, при этом резьбовые тяги прижаты своими боковыми поверхностями к торцами колес колесной пары, а контактные поверхности гаек и двуплечих кронштейнов на опорах для колес колесной пары выполнены сферическими.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемое устройство отличается от прототипа тем, что каждая каретка представляет собой двухосную тележку с установленными вдоль рельсов ходовыми роликами, в центральном сечении кареток выполнены пазы, в которых установлены шарнирно основания опор для колес колесной пары с возможностью угловых перемещений в вертикальной плоскости, каждая опора для колес колесной пары дополнительно снабжена перпендикулярно расположенным к каретке и жестко соединенным с указанной опорой двуплечим кронштейном с горизонтальными отверстиями на концах, механизм перемещения кареток выполнен в виде двух резьбовых тяг, которые установлены в отверстиях двуплечих кронштейнов на опорах для колес колесной пары и закреплены гайками, при этом резьбовые тяги прижаты своими боковыми поверхностями к торцам колес колесной пары, а контактные поверхности гаек и двуплечих кронштейнов на опорах для колес колесной пары выполнены сферическими. Такое отличие от прототипа дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентноспособности полезной модели - «новизна».

Сущность полезной модели поясняется чертежами, на которых представлено заявляемое устройство: на фиг.1 - общий вид докаточного устройства; на фиг.2 - вид сверху на фиг.1; на фиг.3 - разрез А-А на фиг.1.

Докаточное устройство содержит установленные под каждым колесом 1 (фиг.1) колесной пары каретки 2 и 3, каждая из которых снабжена двумя ходовыми роликами 4, расположенными вдоль рельсов 5. В центральном сечении кареток 2 и 3 выполнены пазы 6, в которых установлены шарнирно основания 7 опор 8 для колес 1 колесной пары с возможностью угловых перемещений в вертикальной плоскости. Каждая опора 8 дополнительно снабжены перпендикулярно расположенным к кареткам 2 и 3 и жестко связанным с опорами 8 двуплечим кронштейном 9 (фиг.2), на концах которого выполнены горизонтальные отверстия. Механизм взаимного перемещения кареток 2 и 3 выполнен в виде двух резьбовых тяг 10 и 11, которые установлены в отверстиях двуплечих кронштейнов 9 и закреплены гайками 12. Резьбовые тяги 10 и 11 прижаты своими боковыми поверхностями к торцам колес 1 колесной пары (фиг.3). Контактные поверхности гаек 12 и двуплечих кронштейнов 9 на опорах 8 для колес 1 колесной пары выполнены сферическими.

Докаточное устройство работает следующим образом. В нерабочем положении устройство находится в разобранном состоянии. Для приведения устройства в рабочее состояние устройство необходимо смонтировать под заклиненной колесной парой. Для этого узлы и детали устройства переносят в необходимое место. Первоначально устанавливают, например, с правой стороны, под колесом 1 заклиненной колесной пары каретку 2. В пазу 6 каретки 2 располагают шарнирное основание 7 одной из опор 8, размещают в отверстиях двуплечего кронштейна 9 резьбовые концы тяг 10 и 11 и закрепляют на них гайки 12. Аналогично с левой стороны под колесом 1 заклиненной колесной пары устанавливают каретку 3 и вторую опору 8, размещают свободные резьбовые концы тяг 10 и 11 в отверстиях двуплечего кронштейна 9 данной опоры 8 и закрепляют на резьбовых тягах 10 и 11 гайки 12. Докаточное устройство готово к работе.

Для перемещения эвакуируемого железнодорожного подвижного состава необходимо осуществить вывешивание (подъем) заклиненной колесной пары над рельсами. Для этого одновременно вращают гайки 12 на тягах 10 и 11. Вращаясь, гайки 12 взаимодействуют с двуплечими кронштейнами 9 на опорах 8 для колес заклиненной колесной пары. Взаимно сближаясь, опоры 8, поворачиваясь в пазах 6 кареток 2 и 3, совершают угловые перемещения в вертикальной плоскости и производят подъем заклиненной колесной пары над рельсами на необходимую величину, не превышающую высоту гребня колеса 1. Аварийный железнодорожный подвижной состав готов к эвакуации. При движении гребень колеса 1 вывешенной колесной пары используется в кривых участках пути для направления докаточного устройства, что позволяет осуществить перемещение эвакуируемого железнодорожного подвижного состава с повышенной скоростью. После окончания движения докаточное устройство демонтируют в обратном порядке и в разобранном виде переносят к месту хранения. Использование в конструкции устройства быстроразъемных соединений позволяет осуществить оперативную сборку-разборку устройства, использование кареток с двумя ходовыми роликами и прижатие боковых поверхностей тяг к торцам колес заклиненной колесной пары увеличивает жесткость и грузоподъемность устройства, позволяет повысить скорость перемещения эвакуируемого железнодорожного подвижного состава. Шарнирные опоры для колес заклиненной колесной пары на каретках с ходовыми роликами обеспечивают установку на данных опорах различных типоразмеров колесных пар, увеличивают технологические возможности и безопасность докаточного устройства.

Докаточное устройство, содержащее установленные под каждым колесом заклиненной колесной пары каретки с ходовыми роликами и опорами для колес колесной пары, механизм взаимного перемещения кареток, отличающееся тем, что каждая каретка представляет собой двухосную тележку с установленными вдоль рельсов ходовыми роликами, в центральном сечении кареток выполнены пазы, в которых установлены шарнирно основания опор для колес колесной пары с возможностью угловых перемещений в вертикальной плоскости, каждая опора для колес колесной пары дополнительно снабжена перпендикулярно расположенным к каретке и жестко соединенным с указанной опорой двуплечим кронштейном с горизонтальными отверстиями на концах, механизм перемещения кареток выполнен в виде двух резьбовых тяг, которые установлены в отверстиях двуплечих кронштейнов на опорах для колес колесной пары и закреплены гайками, при этом резьбовые тяги прижаты своими боковыми поверхностями к торцам колес колесной пары, а контактные поверхности гаек и двуплечих кронштейнов на опорах для колес колесной пары выполнены сферическими.



 

Наверх