Твэл ядерного реактора
Полезная модель относится к ядерной энергетике, в частности к конструкции твэла с нитридным топливом для реакторов на быстрых нейтронах. Для увеличения надежности, экономичности и эффективности твэл реактора на быстрых нейтронах содержит заполненную гелием герметичную стальную оболочку и фиксаторы топливного столба, топливный столб выполнен механической смеси гранул нитридного топлива (UN, UPuN) и гранул металлического урана (U) или сплава на его основе. 1 илл., 1 з.п. ф-лы.
Полезная модель относится к ядерной энергетике, в частности к конструкции твэла с нитридным топливом для реакторов на быстрых нейтронах.
Известен [А.А. Маершин. Тепловыделяющие элементы с виброуплотненным оксидным топливом. ФГУП «ГНЦ НИИАР», Димитровград, 2007.] твэл, содержащий заполненную гелием герметичную стальную оболочку, в которой размещен столб гранулированного оксидного топлива (UO2, UPuO 2, UO2+UPuO2) с модифицирующей добавкой гранулированного металлического урана. Топливный столб зафиксирован в оболочке фиксаторами.
Недостатки этого твэла заключатся в следующем:
1. Технически достижимая плотность упаковки гранулята в оболочке твэла составляет 80% от внутреннего объема оболочки на высоте размещения топливного столба.
2. Теплопроводность компактного оксидного топлива мала (~ 3 Вт/м*град), что определяет высокую температуру топлива в процессе эксплуатации твэла. Теплопроводность гранулированного оксидного топлива ниже теплопроводности компактного топлива, что обуславливает его еще более высокую температуру на этапе переформирования структуры.
3. Оксидное топливо имеет низкую физическую плотность (11 г/см3) и еще более низкую плотность по тяжелым атомам (U, Pu) - 11*0,88=9,7 г т.а./см3 При плотности упаковки 80% это соответствует эффективной плотности тяжелых атомов в твэле 9,7*0,8=7,76 г т.а./см 3.
4. Гранулированный металлический уран, который находится в составе высокотемпературного оксидного топлива, вступает в термохимические взаимодействия с последним. Эти взаимодействия сопровождаются фазовыми и объемными изменениями компонентов.
При температуре топлива Tт>1130°C возможен осевой массоперенос расплавленного металлического урана в нижнюю часть топливного столба.
Оба вышеотмеченных эффекта уменьшают надежность (работоспособность, глубину выгорания топлива и т.д.) твэла. Поэтому допускаемое содержание гранулированного металлического урана в гранулированном оксидном топливе ограничивают значениями 4
10% масс. Это не позволяет использовать большие добавки высокотеплопроводного и высокоплотного металлического урана для повышения теплопроводности топливной смеси UPuO2+U и увеличения ее эффективной плотности выше 9±0,2 г/см 3 (~8,5 гт.а./см3).
5. Эффективная плотность топлива по тяжелым атомам в твэл ах быстрых реакторов менее 11 гт.а./см3 недостаточна для того, чтобы коэффициент воспроизводства топлива в активной зон реактора имел значение КВА
1. Реактор с КВА=1,0 обладает важнейшим свойством «внутренней самозащищенности» от наиболее опасной, быстроразвивающейся аварии на «мгновенных» нейтронах.
Многие описанные выше недостатки твэла - аналога устранены в твэле - прототипе [М.М. Забудько, Л.И. Мамаев, А.А. Труфанов. Анализ расчетных и экспериментальных данных с целью возможного определения причин разгерметизации твэлов с нитридным топливом реактора БР-10 \ Сборник докладов седьмой Российской конференции по реакторному материаловедению, г.Димитровград, 8-12 сентября 2003 г.] содержащем оболочку, заполненную гелием и топливный столб из таблеточного нитридного топлива и его фиксаторов.
Нитридное топливо (UN или UPuN) имеет явные преимущества перед оксидным топливом (UO2 или UPuO2). Оно имеет большую теплопроводность (~20 Вт/м*град) и большую плотность (физическую - 14,3 г/см3 и по тяжелым атомам (U, Pu) - 14,3*0,95=13,6 г т.а./см3). Использование таблеточного нитридного топлива обеспечивает возможность достижения значений эффективной плотности топлива в твэле
эф
11,5 г/см (~11 гт.а./см3) и, соответственно, значений КВА-1.
Теплопередающий слой между таблеточным нитридным топливным сердечником и стальной оболочкой выполнен (заполнен) из высокотеплопроводного газа - гелия.
Многолетний опыт эксплуатации реактора БР-10 с данными твэлами выявил ряд недостатков, влияющих на увеличение надежности, экономичности и эффективности твэла реактора на быстрых нейтронах.
Заполненный гелием зазор между топливным сердечником и оболочкой является термическим сопротивлением и потому повышает температуру сердечника, что приводит к увеличению скорости распухания нитридного топлива.
Увеличение диаметра топливного сердечника вследствие его радиационного распухания приводит к уменьшению исходного зазора и, в пределе, к его полному исчезновению: оболочка «садится» на сердечник. Термическое сопротивление зазора становится минимальным, равно как и температура сердечника. Дальнейшее облучение твэла считается недопустимым ввиду увеличивающегося с увеличением выгорания механического давления «холодного» и «жесткого» (недеформируемого) нитридного сердечника на стальную оболочку.
Все это ограничивает допускаемое выгорание в твэлах до значений 8% т.а.
Таблетки для топливных сердечников изготавливают методами прессования и спекания исходных керамических порошков.
Это - цилиндрические таблетки ограниченной высоты с высокими требованиями по перпендикулярности торцов относительно боковой поверхности.
Повышенная «жесткость» нитридного топлива определяет повышенные требования к качеству исходных таблеток, в частности к поверхностным дефектам таблеток (трещины, сколы
), которые могут инициировать попадание частиц нитрида в зазор «сердечник-оболочка».
Непосредственный контакт «горячего» нитридного сердечника с оболочкой и освобождение атомов азота при делении U, Pu определяют опасность коррозионного повреждения оболочки («нитридизация» оболочки
Надежность (ресурс работоспособности, глубина выгорания топлива
) твэла определяется расчетным путем при условии неблагоприятного сочетания этих технологических допусков, т.е. при минимально возможном значении зазора. Поэтому высоки требования к внешним размерам нитридного топливного сердечника, особенно к допускам на его диаметр.
Технической задачей предлагаемого технического решения является увеличение надежности, экономичности и эффективности твэла реактора на быстрых нейтронах.
Для решения вышеуказанной задачи в твэле ядерного реактора на быстрых нейтронах содержащем заполненную гелием герметичную стальную оболочку и фиксаторы топливного столба, топливный столб выполнен механической смеси гранул нитридного топлива (UN, UPuN) и гранул металлического урана (U) или сплава на его основе.
Металлический уран обладает максимальной плотностью (
=19 гт.а./см3), высокой теплопроводностью при эксплуатационных температурах (~35 Вт/м*град) и минимальной «жесткостью» в сравнении с нитридным или другими известными ядерными топливами. Это позволяет использовать добавки гранулированного металлического урана или сплава на его основе в твэлах с гранулированным нитридным топливом для достижения различных положительных эффектов.
Положительный технологический эффект обусловлен простотой и освоенностью технологий изготовления гранулята керамических (хрупких) материалов (UN, UPuN) методами механического дробления спеченных заготовок произвольной формы и гранулята металлических материалов методами литья, распыления и др. Освоены также технологии механического смешивания гранулятов и их вибрационного уплотнения в оболочках твэлов. Технологические допуски на размеры внутреннего диаметра таких оболочек могут быть увеличены.
Положительный эксплуатационный эффект обусловлен химической активностью металлического урана по отношению к агрессивным (коррозионноактивным) химическим элементам O2, C, N2, присутствующим под оболочкой твэла.
Другой положительный эксплуатационный эффект заключается в том, что в предлагаемом твэле механическое давление топливного сердечника на оболочку имеет меньшие значения, чем в твэле - прототипе. Это обусловлено следующими отличиями предлагаемого твэла от твэла - прототипа:
- повышенная площадь внешней поверхности гранулированного нитрида определяет повышенный выход осколочных газов из топлива под оболочку твэла и, следовательно, меньшее распухание нитридной компоненты топлива;
- пониженная «жесткость» (прочность при сжатии) пористой гранулированной смеси, имеющей в составе высокопластичные, малопрочные урановые гранулы.
Положительный физический эффект достигается в случае увеличения эффективной плотности тяжелых атомов в твэле до значений
эф>11 г т.а./см3 за счет использования гранул высокоплотного металлического урана в топливной смеси.
Увеличение доли U - гранул в топливной смеси означает уменьшение доли (массы) UPuN - гранул. Уменьшение массы изготавливаемого продукта UPuN дает дополнительный положительный экологический эффект ввиду радиационных и биологических опасностей, сложных процессов изготовления плутонийсодержащих соединений.
На прилагаемом рисунке показан разрез твэла, где: 1 - стальная оболочка; 2 - заглушка; 3 - фиксатор топливного столба; 4 - гранулы нитрида (UPuN UN); 5 - гранулы урана или сплава на его основе.
В качестве примера исполнения предлагаемого твэла и получаемых преимуществ можно сопоставить параметры одного из рассматриваемых специалистами Росатома варианта твэла - прототипа перспективного реактора БН-1200 и предлагаемого твэла.
Параметры твэла - прототипа:
- стальная оболочка d×б=9,3×0,5 мм;
- UPuN - сердечник собран из таблеток d×h=8×10 мм;
- радиальный зазор - 0,15 мм, заполнение - He;
- теоретическая плотность UPuN - 14,3 г/см3;
- плотность таблеток сердечника (
т) - 12,2 г/см3;
- эффективная плотность топлива в твэле (
эф.) - 11,5 г/см3, что соответствует
;
- исходная пористость в поперечном сечении твэла - Vисх=19,6%;
- доля Pu в UPuN - сердечнике - 15% мае;
- масса UPuN - сердечника в твэле - 618 г, в том числе масса Pu - 93 г.
Параметры предлагаемого твэла:
- стальная оболочка d×б=9,3×0,5 мм;
- топливный сердечник выполнен из механической смеси гранул UPuN и U;
- исходная пористость в форме пустот между гранулами UPuN и U
, что соответствует освоенным конструкциям твэлов с гранулированным оксидным топливом;
- плотность гранул металлического урана - 18,5 г/см3;
- плотность гранул UPuN - варьируется в практически реализованном интервале 85
95%
теор. (12,2
13,6 г/см3), что соответствует дополнительному вкладу
в значение исходной пористости в поперечном сечении твэла
.
Различие в параметрах твэла-прототипа и предлагаемого твэла показывают следующие особенности предлагаемого твэла:
Вариации в значениях плотности гранул UPuN (от 85 до 95%
теор.), возможные при использовании различных технологий изготовления UPuN - заготовок перед их дроблением, и вариации в долях U - гранулята в топливной смеси позволяют варьировать конструктивные, технологические и эксплуатационные параметры предлагаемого твэла.
В частности, при фиксированном значении
эф=11,5 г/см3 в предлагаемом твэле объемная доля UPuN - гранул, имеющих плотность 12,2 г/см 3, 13 г/см3 или 13,6 г/см3, должна составлять в топливной смеси 65%, 75% или 85% соответственно.
Эти варианты твэлов не отличаются по значениям
эф г/см3, но заметно отличаются по ряду конструктивных, технологических, эксплуатационных и экологических параметров.
В частности, предлагаемый твэл, имеющий
эф =11,5 г/см3 при использовании гранул ЦР1пЧ с плотностью
=12,2 г/см и гранул U с плотностью
=18,5 г/см3 в соотношении 65 об.% UPuN + 35 об.% U, имеет следующее преимущества перед твэл ом - прототипом с
эф - 11,5 г/см3:
- исходная пористость в поперечном сечении твэла увеличена с 20 до 24%;
- масса тяжелых атомов (U, Pu) в единице объема твэла (1 см3) увеличена с 10,45 до 11,18 г, т.е. на 7% (без изменения массы «активных» тяжелых атомов (Pu) в единице объема твэла, но с увеличением массовой доли Pu в UPuN - гранулах с 15 мас.% до 34 мас.%);
- масса изготавливаемого плутонийсодержащего компонента топливной смеси, а именно масса UPuN уменьшена на 55,6%.
Теплотехнические расчеты, проведенные при условиях, планируемых для твэла - прототипа, показали более низкие значения максимальных температур топливного сердечника в предлагаемом твэле.
1. Твэл ядерного реактора на быстрых нейтронах, содержащий заполненную гелием герметичную стальную оболочку, в которой размещены столб нитридного топлива и фиксаторы топливного столба, отличающийся тем, что топливный столб выполнен из механической смеси гранул нитридного топлива и гранул металлического урана или сплава на его основе.
2. Твэл по п.1, отличающийся тем, что эффективная плотность топлива гэф
11,5 г/см3 обеспечивается использованием топливной смеси состава 65 об.% UPuN+35 об.% U при плотности гранул UPuN г
12,2 г/см3 (г
85% г теор.) и плотности заполнения оболочки топливной смесью 80 об.%.











