Устройство для контроля соосности деталей

 

Устройство для контроля соосности деталей содержит корпус, прижимную лапу со средством ее крепления и щуп и снабжено дополнительным корпусом, закрепленным на боковой поверхности корпуса устройства, при этом в дополнительном корпусе расположен щуп и подпружиненный контрольный стержень, выполненный с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном продольной оси щупа, причем в щупе выполнено поперечное отверстие под контрольный стержень. Технический результат - упрощение устройства.

Полезная модель относится к контрольно-измерительной технике и может быть использована при монтажных работах для контроля соосности соединяемых деталей, преимущественно, патрубков вспомогательной силовой установки самолета (ВСУ).

Известно устройство для контроля соосности деталей, содержащее лазерный излучатель с кольцевой структурой луча, механизм наведения, контрольный и рабочий приемники излучения и три центроискателя, в которых размещены соответственно лазерный излучатель, контрольный приемник и рабочий приемник излучения, причем рабочий приемник размещен в центроискателе подвижно, при этом в устройство введены второй и третий механизмы наведения, при этом лазерный излучатель и контрольный приемник размещены в соответствующих центроискателях неподвижно, ножки центроискателя излучателя закреплены в контролируемом узле посредством соответствующих механизмом наведения с возможностью горизонтального перемещения, а ножки центроискателей приемников закреплены неподвижно (RU 95114961 А, G01B 21/24, 1997 г.)

Известно также устройство для контроля соосности деталей, содержащее лазерный излучатель с кольцевой структурой луча, контрольный и рабочий приемники излучения и три центроискателя с тремя ножками каждый, в которых размещены соответственно лазерный излучатель, контрольный приемник и рабочий приемник излучения, причем рабочий приемник размещен в центроискателе подвижно, введены первый, второй и третий механизмы наведения, при этом лазерный излучатель и контрольный приемник размещены в соответствующих центроискателях неподвижно, ножки центроискателя излучателя закреплены в контролируемом узле посредством соответствующих механизмов наведения с возможностью горизонтального перемещения, а ножки центроискателей рабочего и контрольного приемников закреплены неподвижно в контролируемой детали и в контролируемым узле, соответственно. При этом ножки центроискателей приемников закреплены в контролируемой детали и в контролируемом узле посредством магнитных прихваток (RU 2107259 С1, G01B 21/24, 1998 г.)

Известные устройства позволяют обеспечить точность измерений и достоверность результатов контроля, однако сложны и не могут быть использованы при монтаже деталей в условиях ограниченного пространства.

Ближайшим аналогом заявленной полезной модели является устройство для контроля соосности, содержащее корпус, узел крепления, с помощью которого один конец корпуса крепится на первом валу, измеритель линейных перемещений с Т-образным наконечником, установленный на втором конце корпуса с возможностью контакта со вторым валом, при этом устройство снабжено корректором, смещающим корпус на величину разницы радиусов валов, и вторым измерителем, установленным на тот же узел крепления под углом 90°, а узел крепления снабжен пазом для дополнительного смещения второго устройства относительно первого (RU 2242709, G01B 5/24, 2004 г.)

Данное устройство предназначено для измерения соосности двух валов. На одном из валов посредством штанги, которая выполняет функции корпуса, стойки и зажимов устанавливают измеритель, например индикатор. Стойка является измерительной ножкой и снабжена шкалой. Нижний конец стойки в зажиме установлен с возможностью перемещения до контакта с валом, например, с помощью пружины и снабжен стопором. Конец подвижной ножки (измерительной) индикатора с Т-образным наконечником контактирует с наружной поверхностью другого вала и при нулевом значении, отображаемом на шкале, находится на одной горизонтальной линии с нижним концом стойки.

Ближайший аналог предназначен, в частности, для определения области максимальной (экстремальной) несоосности и измерения этой несоосности.

Описанное выше устройство является сложным, вследствие чего использовать его в ряде случаев, когда нужно лишь определить наличие или отсутствие несоосности, представляется нецелесообразным.

Задачей, решаемой полезной моделью, является создание простого устройства, с помощью которого можно определить наличие или отсутствие несоосности соединяемых патрубков ВСУ в заданной плоскости.

Поставленная задача решается за счет того, что заявленное устройство, содержащее корпус, прижимную лапу со средством ее крепления и щуп, снабжено дополнительным корпусом, закрепленным на боковой поверхности корпуса устройства, при этом в дополнительном корпусе расположен щуп и подпружиненный контрольный стержень, выполненный с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном продольной оси щупа, причем в щупе выполнено поперечное отверстие под контрольный стержень.

Техническим результатом от использования полезной модели является упрощение устройства, обусловленное наличием дополнительного корпуса, в котором установлены подпружиненный контрольный стержень и щуп, причем при проверке соосности достаточно надавить на подпружиненный контрольный стержень и сразу же получить сведения о соосности или несоосности патрубков. В случае, если контрольный стержень входит в отверстие тупа, делается вывод о соосности патрубков ВСУ. Если при нажатии на контрольный стержень, он упирается в щуп, делают вывод о несоосности патрубков.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг.1 - вид на устройство для контроля соосности в изометрии.

На фиг.2 - то же, вид спереди.

На фиг.3 - то же, вид сбоку.

На фиг.4 - сечение устройства по прижимной лапе с фиг.3

На фиг.5 - сечение устройства по щупу с фиг.3

На фиг.6 - схема контроля соосности патрубков ВСУ.

Устройство предназначено для контроля соосности патрубков вспомогательной силовой установки самолета, имеющих разные диаметры.

В состав устройства входит корпус 1, щуп 2, контрольный стержень 3, прижимная лапа 4 и гайка 5.

Устройство содержит корпус 1, который устанавливается на первом патрубке, имеющем меньший диаметр, с помощью прижимной лапы 4, закрепляемой гайкой 5.

На боковой стороне корпуса 1, обращенной в сторону второго патрубка, закреплен дополнительный корпус 6, в котором размещен щуп 2, предназначенный для взаимодействия со вторым патрубком большего диаметра, и контрольный стержень 3. Контрольный стержень 3 выполнен с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном продольной оси щупа 2, и подпружинен.

В щупе 2 выполнено поперечное отверстие под контрольный стержень 3. Если к контрольному стержню 3 не прилагать усилие, пружина удерживает его в крайнем выдвинутом положении за пределами отверстия щупа 2.

Устройство работает следующим образом.

Первый патрубок зажимают между корпусом 1 и прижимной лапой 4 посредством гайки 5. Дополнительный корпус 2 при этом располагается над вторым патрубком. Нажатием на щуп 2 вводят его в контакт с поверхностью второго патрубка и одновременно нажимают на контрольный стержень 3, преодолевая усилие пружины.

Если контрольный стержень 3 при нажатии на него перемещается и входит в отверстие в щупе 2, это означает, что первый и второй патрубки соосны.

Если при нажатии на контрольный стержень 3 он упирается в боковую поверхность щупа 2, первый и второй патрубки установлены несоосно и требуется корректировка их взаимного расположения.

Устройство для контроля соосности деталей, содержащее корпус, прижимную лапу со средством ее крепления и щуп, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительным корпусом, закрепленным на боковой поверхности корпуса устройства, при этом в дополнительном корпусе расположен упомянутый щуп и подпружиненный контрольный стержень, выполненный с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном продольной оси щупа, причем в щупе выполнено поперечное отверстие под контрольный стержень.



 

Наверх