Устройство для отработки практических навыков по хирургии

 

Полезная модель относится к медицине и сфере образования, в частности, к оборудованию для обучения студентов, врачей интернов, ординаторов, молодых специалистов практическим навыкам по хирургии.

Целью создания полезной модели является упрощение конструкции медицинского тренажера, увеличение количества практических навыков по хирургии, которые можно освоить на одном тренажере; возможность одновременной работы на тренажере нескольких обучающихся.

Эта цель достигается тем, что на опорной платформе имеются: муляж покровных тканей для отработки техники зашивания ран, состоящий из пластмассовой трубки длиной до 50 см, диаметром до 12 см, покрытой снаружи слоем поролона толщиной 3 см, пропитанного силиконовым полимером для имитации кожи и подкожной клетчатки; приспособление для проверки качества завязывания узлов, состоящее из двух полихлорвиниловых трубок длиной до 50 см, фиксированных тремя металлическими креплениями; чаша высотой до 7 см, диаметром до 10 см для отработки техники завязывания узлов в глубине раны, имеющая в центре основания крючок для закрепления лигатуры; металлическая трубка длиной до 60 см для отработки техники вязания хирургических узлов, 1 п.ф., 1 илл.

Полезная модель относится к медицине и сфере образования, в частности, к оборудованию для обучения студентов, врачей интернов, ординаторов, молодых специалистов практическим навыкам по хирургии.

Освоение практических навыков по хирургии студентами в рамках обучения в высшей школе начинается, как правило, на курсе оперативной хирургии, где занятия проводятся на трупном материале (1). Недостатком данной методики является сложность хранения трупного материала, ограниченная доступность материала при групповых занятиях, невозможность овладения практическими навыками по хирургии вне специализированного помещения, вероятность заражения обучающихся опасными инфекционными заболеваниями.

Известен медицинский тренажер для послойного ушивания стенок лапаротомических ран (2). Устройство состоит из стола с ножками, к которому по краям параллельно фиксируются две направляющие П-образные стойки, к краям которых фиксируются кольца - «амортизаторы», соединяющие стойки с лапаротомической накладкой, которая состоит из трех слоев имитации брюшной стенки. Недостатком данного устройства является сложность конструкции, ограниченность применения - овладение только навыком ушивания ран брюшной полости, невозможность отработки навыков одновременно несколькими обучающимися.

Известен тренажер для соединения трубчатых анатомических структур (3). Устройство состоит из стола с ножками, к которому по краям перпендикулярно фиксируются две стойки, на которых имеется отверстие с винтом для подвижной штанги расположенной параллельно столу, на конце которой закреплен зажим для фиксации полого органа. Недостатком данного устройства является необходимость использования анатомического препарата, ограничение объема отрабатываемых практических навыков лишь сшиванием полого органа, невозможность контроля качества хирургических узлов.

Известен медицинский тренажер для освоения техники сухожильного шва (4), состоящий из опорной платформы, выполненной из деревоплиты, включающий два полых пластиковых цилиндра, фиксированных к опорной платформе, причем на поверхности цилиндров выполнено эллипсовидное отверстие для имитации операционной раны, а внутрь цилиндров вставлен поролоновый брусок с пересеченной в центре полоской резины для имитации поврежденного сухожилия. Недостатком данного тренажера является ограничение объема отрабатываемых практических навыков лишь выполнением сухожильного шва, сложность конструкции, затруднение контроля качества выполненного хирургического шва, невозможность отработки практических навыков на тренажере несколькими обучающимися. Данное устройство взято за прототип.

Целью создания полезной модели является упрощение конструкции медицинского тренажера, увеличение количества практических навыков по хирургии, которые можно освоить на одном тренажере; возможность одновременной работы на тренажере нескольких обучающихся.

Эта цель достигается тем, что на опорной платформе имеются: муляж покровных тканей для отработки техники зашивания ран, состоящий из пластмассовой трубки длиной до 50 см, диаметром до 12 см, покрытой снаружи слоем поролона толщиной 3 см, пропитанного силиконовым полимером для имитации кожи и подкожной клетчатки; приспособление для проверки качества завязывания узлов, состоящее из двух полихлорвиниловых трубок длиной до 50 см, фиксированных тремя металлическими креплениями; чаша высотой до 7 см, диаметром до 10 см для отработки техники завязывания узлов в глубине раны, имеющая в центре основания крючок для закрепления лигатуры; металлическая трубка длиной до 60 см для отработки техники вязания хирургических узлов.

Сравнение предлагаемого устройства с другими, известными в области медицины, показывает его соответствие критериям полезной модели.

Полезная модель иллюстрируется графическим материалом.

На рисунке 1 изображена опорная платформа (1) из деревоплиты длиной до 80 см, шириной до 40 см, на которой размещаются приспособления для отработки практических навыков по хирургии. Муляж (2) покровных тканей для отработки техники зашивания ран состоит из пластмассовой трубки (3) длиной до 50 см, диаметром до 12 см, покрытой снаружи слоем поролона (4) толщиной 3 см, пропитанного силиконовым полимером для имитации кожи и подкожной клетчатки. Приспособление (5) для проверки качества завязывания узлов состоит из двух полихлорвиниловых трубок (6) длиной до 50 см, фиксированных на опорной платформе (1) тремя металлическими креплениями (7). Чаша (8) высотой до 7 см, диаметром до 10 см для отработки техники завязывания узлов в глубине раны в центре основания имеет крючок (9), к которому закрепляется лигатура. Металлическая трубка (10) длиной до 60 см, укрепленная на опорной платформе (1) приспособлена для отработки техники вязания хирургических узлов.

Устройство используется следующим образом.

С предложенным устройством могут одновременно работать несколько человек. Для отработки практических навыков обучающиеся используют соответствующий хирургический инструментарий и шовный материал. Параллельно разными людьми отрабатывается несколько практических хирургических навыков - собственно, вязание узлов на металлической трубке (10); завязывание узлов в глубине раны с помощью чаши (8) с крючком (9); зашивание ран на муляже (2) покровных тканей. Также предлагаемое устройство предоставляет возможность оценить качество завязывания узлов обучающимися с помощью приспособления (5) путем связывания двух полихлорвиниловых трубок (6). При качественно выполненных хирургических узлах края полихлорвиниловых трубок не должны расходиться.

Предлагаемое устройство для отработки практических навыков по хирургии имеет следующие преимущества:

- конструктивная простота изготовления устройства не требует сложных, дорогостоящих материалов;

- дешевизна расходных материалов позволяет многократно использовать устройство без значительных экономических затрат;

- малые размеры, простота транспортировки, отсутствие необходимости специальных условий хранения;

- возможность работы с устройством сразу нескольких человек;

- возможность одновременно отработать несколько видов хирургических практических навыков на одном устройстве;

- возможность применения для обучения практическим хирургическим навыкам как студентов в учебной аудитории, так и молодых врачей в лечебно-профилактических учреждениях.

Использование предлагаемого устройства позволит улучшить качество подготовки молодых специалистов системы здравоохранения.

Устройство может широко применяться в средних и высших медицинских образовательных учреждениях, специализированных центрах практических навыков, медицинских лечебных учреждениях.

Источники информации

1. Пышкин С.А., Пох-Дробанцев В.В. Муляжи для обучения студентов некоторым практическим навыкам. // Клиническая хирургия. 1989. 11. С.44-45.

2. Патент РФ на полезную модель 85329 «Тренажер для послойного ушивания стенок лапаротомических ран» от 10.08.2009.

3. Патент РФ на полезную модель 85328 «Тренажер для соединения трубчатых анатомических структур» от 10.08.2009.

4. Патент РФ на изобретение 2370221 «Тренажер для освоения техники сухожильного шва» от 20.10.2009.

Устройство для отработки практических навыков по хирургии, содержащее опорную платформу из деревоплиты, отличающееся тем, что на опорной платформе имеются: муляж покровных тканей для отработки техники зашивания ран, состоящий из пластмассовой трубки длиной до 50 см, диаметром до 12 см, покрытой снаружи слоем поролона толщиной 3 см, пропитанного силиконовым полимером для имитации кожи и подкожной клетчатки; приспособление для проверки качества завязывания узлов, состоящее из двух полихлорвиниловых трубок длиной до 50 см, фиксированных тремя металлическими креплениями; чаша высотой до 7 см, диаметром до 10 см для отработки техники завязывания узлов в глубине раны, имеющая в центре основания крючок для закрепления лигатуры; металлическая трубка длиной до 60 см для отработки техники вязания хирургических узлов.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области медицины и спорта, а именно медицинской и спортивной технике и может быть использовано для тренировки спортсменов или реабилитации людей с заболеваниями или травмами опорно-двигательного аппарата.
Наверх