Клемма анкерного рельсового скрепления

 

Полезная модель относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути, в частности к устройству прикрепления рельса к его основанию. Клемма анкерного рельсового скрепления, выполненная из прутка упругого материала, изогнутого так, чтобы в плоскости иметь форму, примерно соответствующую форме буквы М, причем клемма имеет исходящую из одного конца прутка к другому, по существу, прямолинейную первую часть, изогнутую вторую часть, третью часть, изогнутую четвертую часть, пятую часть, изогнутую шестую часть и, по существу, прямолинейную седьмую часть. При этом первая и седьмая части образованы, соответственно, внешними ветвями буквы М, третья и пятая части образованы, соответственно, внутренними ветвями буквы М, вторая и шестая части соединяют внешние ветви с внутренними ветвями, а четвертая часть соединяет вместе внутренние ветви. Продольная ось четвертой части лежит в плоскости, которая наклонена по отношению к плоскости, содержащей продольные оси первой и седьмой частей, но находится от нее на некотором расстоянии, свободные концы первой и седьмой части на своих верхней и нижней поверхностях имеют наклонные поверхности. Длинна третьей и пятой части больше длинны первой и седьмой части. Продольная ось четвертой части лежит в плоскости, которая наклонена под углом 11° по отношению к плоскости, содержащей продольные оси первой и седьмой частей. Причем на верхних поверхностях свободных концов первой и седьмой частей выполнены защелки, образованные концевым закруглением и наклонной поверхностью. Концевое закругление выполнено начинающимся на глубине равной или большей 2 мм от верхних краев торцов клеммы, имеет длину 11 мм и радиус закругления 9,5 мм, конец концевого закругления переходит в начало наклонной поверхности, которая выполнена под углом 8° к продольным осям первой и седьмой частей клеммы и имеет длину 18 мм, Защелки имеют угол наклона 5° вниз, по отношению к третьей и пятой части клеммы. Технический результат: повышение надежности работы рельсового скрепления, стабильности усилия прижатия рельса при изменении положения рельса под осевой нагрузкой подвижного состава, а также облегчение монтажа клеммы в рельсовом скреплении. 4 илл.

Полезная модель относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути, в частности к устройству прикрепления рельса к его основанию.

Известна клемма рельсового скрепления, выполненная из прутка с петлеобразной средней частью, двумя промежуточными участками, расположенными по обе стороны от средней части, двумя петлями, опирающимися на анкер, и концевыми участками, опирающимися на верхнюю часть подошвы рельса (патент RU 2189417 С2, опубликованный 20.09.2002).

Недостатком этой клеммы является высокая трудоемкость монтажа. Кроме того, клемма имеет сложную пространственную форму и высокую трудоемкость изготовления.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемой является клемма железнодорожного рельсового крепления, выполненная из прутка упругого материала, изогнутого так, чтобы в плоскости иметь форму, примерно соответствующую форме буквы М, причем клемма имеет исходящую из одного конца прутка к другому, по существу, прямолинейную первую часть, изогнутую вторую часть, третью часть, изогнутую четвертую часть, пятую часть, изогнутую шестую часть и, по существу, прямолинейную седьмую часть, при этом первая и седьмая части образованы, соответственно, внешними ветвями буквы М, третья и пятая части образованы, соответственно, внутренними ветвями буквы М, вторая и шестая части соединяют внешние ветви с внутренними ветвями, а четвертая часть соединяет вместе внутренние ветви, причем продольная ось четвертой части лежит в плоскости, которая наклонена по отношению к плоскости, содержащей продольные оси первой и седьмой частей, но находится от нее на некотором расстоянии, свободные концы первой и седьмой части на своих верхней и нижней поверхностях имеют наклонные поверхности, причем длинна третьей и пятой части больше длинны первой и седьмой части (патент RU 2125626 С1, опубликованный 27.01.1999).

Недостатком этой клеммы является также высокая трудоемкость монтажа и замены, за счет конструктивных особенностей.

Технической задачей полезной модели является создание клеммы анкерного рельсового скрепления, в которой новая форма выполнения позволила бы обеспечить повышенную упругость клеммы и за счет этого повысить надежность работы рельсового скрепления и стабильность усилия прижатия рельса при изменении положения рельса под осевой нагрузкой подвижного состава, а также облегчение монтажа клеммы в рельсовом скреплении.

Сущность полезной модели состоит в том, что клемма анкерного рельсового скрепления, выполненная из прутка упругого материала, изогнутого так, чтобы в плоскости иметь форму, примерно соответствующую форме буквы М, причем клемма имеет исходящую из одного конца прутка к другому, по существу, прямолинейную первую часть, изогнутую вторую часть, третью часть, изогнутую четвертую часть, пятую часть, изогнутую шестую часть и, по существу, прямолинейную седьмую часть, при этом первая и седьмая части образованы, соответственно, внешними ветвями буквы М, третья и пятая части образованы, соответственно, внутренними ветвями буквы М, вторая и шестая части соединяют внешние ветви с внутренними ветвями, а четвертая часть соединяет вместе внутренние ветви, причем продольная ось четвертой части лежит в плоскости, которая наклонена по отношению к плоскости, содержащей продольные оси первой и седьмой частей, но находится от нее на некотором расстоянии, свободные концы первой и седьмой части на своих верхней и нижней поверхностях имеют наклонные поверхности, причем длинна третьей и пятой части больше длинны первой и седьмой части.

Для оптимальной работы клемма анкерного рельсового скрепления имеет следующие конструктивные особенности: продольная ось четвертой части лежит в плоскости, которая наклонена под углом 11° по отношению к плоскости, содержащей продольные оси первой и седьмой частей, причем на верхних поверхностях свободных концов первой и седьмой частей выполнены защелки, образованные концевым закруглением и наклонной поверхностью, причем концевое закругление выполнено начинающимся на глубине равнойили большей 2 мм от верхних краев торцов клеммы, имеет длину 11 мм и радиус закругления 9,5 мм, конец концевого закругления переходит, в начало наклонной поверхности, которая выполнена под углом 8° к продольным осям первой и седьмой частей клеммы и имеет длину 18 мм, причем защелки имеют угол наклона 5° вниз, по отношению к третьей и пятой части клеммы.

Изложенные признаки полезной модели обеспечивают получение технического результата, заключающегося в упрощении конструкции клеммы при создании необходимого усилия прижатия рельса, повышении надежности работы рельсового скрепления, стабильности усилия прижатия рельса при изменении положения рельса под осевой нагрузкой подвижного состава, облегчение монтажа клеммы в рельсовом скреплении, а также в увеличении износостойкости защелки при многократном монтаже/демонтаже клеммы из узла скрепления.

Причинно-следственная связь между совокупностью существенных признаков заявляемой полезной модели и достигаемым техническим результатом состоит в следующем.

Выполнение средней четвертой части клеммы, продольная ось которой расположена в плоскости, наклоненной под углом 11° по отношении к плоскости, содержащей продольные оси первой и седьмой частей, позволяет при закреплении рельса в процессе механической задвижки клеммы в анкер подвергнуть растяжению вторую и шестую часть. Возникающее сопротивление растяжению создает необходимое усилие прижатия рельса четвертой частью, расположенной над верхней частью подошвы рельса.

Выбор угла наклона продольной оси четвертой части 11° обусловлен тем, что он позволяет снизить уровень внутренних напряжений во второй и шестой частях клеммы в процессе эксплуатации.

На верхних поверхностях свободных концов первой и седьмой частей выполнены защелки, образованные концевым закруглением и наклонной поверхностью. Концевое закругление выполнено на глубине равной или большей 2 мм от верхних краев торцов клеммы, имеет радиус закругления 9,5 мм и на расстоянии не более 11 мм от торца плавно переходит в начало наклонной поверхности, которая выполнена под углом 8° к продольным осям первой и седьмой частей клеммы и имеет длину не более 18 мм. Точка конца наклонной плоскости лежит выше верхней точки концевого закругления на расстоянии 1,5 мм. В процессе механической задвижки клеммы в анкер, обеспечивается надежная фиксация клеммы посредством заклинивания выпирающей части анкера в конечной части концевого закругления. Радиус концевого закругления (9,5 мм)и наклонная плоскость позволяют надежно зафиксировать клемму в анкере при многократном ее монтаже/демонтаже.

В частном случае выполнении клеммы: верхняя точка концевого закругления защелки находится на расстоянии равном или более 5 мм от торца свободных концов первой и седьмой частей клеммы и на глубине 1,5 мм от верхних краев свободных концов первой и седьмой частей клеммы, а ширина защелки в месте перехода концевого закругления в наклонную поверхность равна или более 5 мм.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых показано:

- на фиг.1 - общий вид клеммы анкерного рельсового скрепления;

- на фиг.2 - вид сбоку (изменение угла наклона клеммы);

- на фиг.3 - вид спереди (изменение углов наклона фиксаторов рабочего положения клеммы);

- на фиг.4 - Изменения вида, формы и геометрических размеров фиксаторов рабочего положения клеммы;

Клемма состоит из прутка упругого материала, изогнутого так, чтобы в плоскости иметь форму, примерно соответствующую форме буквы М, причем клемма имеет исходящую из одного конца прутка к другому, по существу, прямолинейную первую часть (1), изогнутую вторую часть (2), третью часть (3), изогнутую четвертую часть (4), пятую часть (5), изогнутую шестую часть (6) и, по существу, прямолинейную седьмую часть (7), приэтом первая и седьмая части (1, 7) образованы, соответственно, внешними ветвями буквы М, третья и пятая части (3, 5) образованы, соответственно, внутренними ветвями буквы М, вторая и шестая части (2, 6) соединяют внешние ветви с внутренними ветвями, а четвертая часть (4) соединяет вместе внутренние ветви, причем продольная ось четвертой части (4) лежит в плоскости, которая наклонена по отношению к плоскости, содержащей продольные оси первой и седьмой частей (1, 7), но находится от нее на некотором расстоянии, свободные концы первой и седьмой части (1, 7)на своих верхней и нижней поверхностях имеют наклонные поверхности. Длинна третьей и пятой (3, 5) части больше длинны первой и седьмой части (1, 7) (см. фиг.1). При этом продольная ось четвертой части (4) лежит в плоскости, которая наклонена под углом 11° по отношению к плоскости, содержащей продольные оси первой и седьмой частей (1, 7) (см. фиг.2), причем на верхних поверхностях свободных концов первой и седьмой частей (1, 7) выполнены защелки, образованные концевым закруглением и наклонной поверхностью, причем концевое закругление выполнено начинающимся на глубине равной илибольшей 2 мм от верхних краев торцов клеммы, имеет длину 11 мм и радиус закругления 9,5 мм, конец концевого закругления переходит в начало наклонной поверхности, которая выполнена под углом 8 к продольным осям первой и седьмой частей клеммы (1, 7) и имеет длину 18 мм (см. фиг.3), причем защелки имеют угол наклона 5° вниз, по отношению к третьей и пятой части (3, 5) клеммы (см. фиг.4). Верхняя точка концевого закругления защелки находится на расстоянии равном или более 5 мм от торца свободных концов первой и седьмой частей (1, 7) клеммы и на глубине 1,5 мм от верхних краев свободных концов первой и седьмой частей (1, 7) клеммы (см. фиг.3). Ширина защелки в месте перехода концевого закругления в наклонную поверхность равна или более 5 мм.

Клемма рельсового скрепления работает следующим образом.

Клемма служит для закрепления рельса на шпале с анкером. Клемма механически задвигаетсяв анкер, зацепляя его свободными концами первой и седьмой частями, и касается рельса изогнутой четвертой частью, прижимая рельс к шпале. Монтаж и демонтаж клеммы в анкере может быть многократным. При закреплении рельса в процессе механической задвижки клеммы в анкер подвергается растяжению вторая и шестая часть. Возникающее сопротивление растяжению создает необходимое усилие прижатия рельса четвертой частью, расположенной над верхней частью подошвы рельса.

На верхних поверхностях свободных концов первой и седьмой частей выполнены защелки, образованные концевым закруглением и наклонной поверхностью. В процессе механической задвижки клеммы в анкер, обеспечивается надежная фиксация клеммы посредством заклинивания выпирающей части анкера в конечной части концевого закругления. Радиус концевого закругления и наклонная плоскость позволяют надежно зафиксировать клемму в анкере при многократном ее монтаже/демонтаже.

Таким образом заявляемое техническое решение полностью выполняет поставленную задачу.

Проведенный анализ уровня техники, включающий поиск по патентам и научно-технической информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемого технического решения, позволил установить, что заявитель не обнаружил источников, характеризующихся признаками, тождественными всем существенным признакам заявляемой полезной модели.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна".

1. Клемма анкерного рельсового скрепления, выполненная из прутка упругого материала, изогнутого так, чтобы в плоскости иметь форму, примерно соответствующую форме буквы М, причем клемма имеет исходящую из одного конца прутка к другому, по существу, прямолинейную первую часть, изогнутую вторую часть, третью часть, изогнутую четвертую часть, пятую часть, изогнутую шестую часть и, по существу, прямолинейную седьмую часть, при этом первая и седьмая части образованы соответственно внешними ветвями буквы М, третья и пятая части образованы соответственно внутренними ветвями буквы М, вторая и шестая части соединяют внешние ветви с внутренними ветвями, а четвертая часть соединяет вместе внутренние ветви, причем продольная ось четвертой части лежит в плоскости, которая наклонена по отношению к плоскости, содержащей продольные оси первой и седьмой частей, свободные концы первой и седьмой частей на своих верхней и нижней поверхностях имеют наклонные поверхности, причем длина третьей и пятой частей больше длины первой и седьмой частей, отличающаяся тем, что продольная ось четвертой части лежит в плоскости, которая наклонена под углом 11° по отношению к плоскости, содержащей продольные оси первой и седьмой частей, причем на верхних поверхностях свободных концов первой и седьмой частей выполнены защелки, образованные концевым закруглением и наклонной поверхностью, причем концевое закругление выполнено начинающимся на глубине, равной или больше 2 мм от верхних краев торцов клеммы, имеет длину 11 мм и радиус закругления 9,5 мм, конец концевого закругления переходит в начало наклонной поверхности, которая выполнена под углом 8° к продольным осям первой и седьмой частей клеммы и имеет длину 18 мм, причем защелки имеют угол наклона 5° вниз по отношению к третьей и пятой частям клеммы.

2. Клемма анкерного рельсового скрепления по п.1, отличающаяся тем, что верхняя точка концевого закругления защелки находится на расстоянии, равном или более 5 мм от торца свободных концов первой и седьмой частей клеммы.

3. Клемма анкерного рельсового скрепления по п.2, отличающаяся тем, что верхняя точка концевого закругления защелки находится на глубине 1,5 мм от верхних краев свободных концов первой и седьмой частей клеммы.

4. Клемма анкерного рельсового скрепления по п.1, отличающаяся тем, что ширина защелки в месте перехода концевого закругления в наклонную поверхность равна или более 5 мм.



 

Наверх