Система проводки буксирного каната на буксирующем судне (варианты)

 

Система относится к судостроению, а именно к устройствам для кормовой буксировки судов на одном или нескольких буксирных канатах и может быть использована для транспортировки плотов, аварийных судов или иных плавучих объектов. Система содержит два варианта конструктивного выполнения - с одноветвевой 10 (Вариант 1) и двухветвевой 16 и 22 (Вариант 2) линиями проводки буксирного каната 9 на однокорпусном 2 буксирующем судне 1 с правым 3 и левым 4 бортами, кормой 5, кормовым клюзом 6, палубой 7, буксирной лебедкой 8, установленной на палубе 7. Ветвь 10 размещена в туннели 12, который выполнен под палубой 7, имеющей вырез 11 для входа 13 каната 9 в туннель 12. Туннель 12 снабжен направляющей в виде ролика 14. Ролик 14 установлен на входе 13 каната 9 в туннель 12. Ветви 16 и 22 размещены со стороны правого 3 и левого 4 бортов и имеют туннели 18 и 24, которые выполнены под палубой 7, имеющие вырезы 17 и 23 для входов 19 и 25 каната 9 в туннели 18 и 24. Туннели 18 и 24 снабжены направляющими в виде роликов 20 и 26. Ролики 20 и 26 установлены на входах 19 и 25 каната 9 в туннели 18 и 24. Каждый из туннелей 12, 18 и 24 по всей длине имеет в поперечном сечении замкнутый контур. Поперечные сечения туннелей 12, 18 и 24 могут иметь постоянную или переменную величину по всей длине. Каждый из туннелей 12, 18 и 24 может иметь поперечное сечение четырехугольной формы или круглой формы, или овальной формы. Техническое решение позволяет расширить функциональные возможности буксировки, повысить эксплуатационные качества буксирующего судна и обеспечить при этом безопасность буксирных работ, 2 н.з. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

Полезная модель относится к судостроению, а именно к устройствам для кормовой буксировки судов на одном или нескольких буксирных канатах и может быть использована для транспортировки плотов, аварийных судов или иных плавучих объектов.

Известны буксиры для транспортировки барж по водным магистралям, соединенные посредством штанги, которая закреплена на расположенном за баржей буксиром одним концом и подвижно в угловом направлении на стояке баржи другим концом, RU 2150405 С1, В63В 21/56, 10.06.2000.

Известная система буксировки конструктивно усложнена и содержит стояк, который соединен штангой с буксиром, причем соединение последнее выполнено неподвижным, а соединение стояка со штангой - подвижно в угловом направлении, при этом на кормовой части баржи и по бортам ее выполнены выступы, которые тросами соединены через ролики с управляемыми лебедками.

Известно буксирное устройство, содержащее буксирную лебедку, буксирный канат, буксирный клюз в виде замкнутой пространственной рамы для свободного перемещения буксирного каната, выполненной из верхнего и нижнего горизонтальных поясов П-образной формы и бортовых вертикальных ограничительных стоек, соединяющих горизонтальные пояса и являющихся одновременно направляющими буксирного каната, SU 1025580 А, В63В 21/56, 30.06.1982.

Известное устройство направлено на исключение открытия тормозного устройства при проведении букировочных работ и имеет большие габаритные размеры.

Известна подводная буксируемая поисковая система, содержащая судно-буксировщик, буксирный кабель-трос, тяжелый носитель-заглубитель, закрепленный на ходовом конце кабель-троса, оснащенный лебедкой и нишей, размеры и конфигурация которой согласованы с внешними формами легкого троса, конец которого запасован через направляющий ролл и закреплен на барабане лебедки, RU 2410280 С1, В63В 21/66, В63В 21/56, 27.01.2011.

В известной буксируемой системе технология проведения буксировки проводится под водой с помощью носитель-заглубителя, содержащего нишу для троса, лебедку и направляющий ролл, чтo подтверждает узкую направленность устройства для осуществления буксировки под водой и ее индивидуальность.

Известен способ буксировки с гака или при использовании буксирной лебедки, на барабане которой закрепляют буксирный трос, при этом для защиты кормовой части палубы от буксирного троса устанавливают несколько буксирных арок, seaspirit.ru/ustrojstvo-sudna/buksi

Известны буксирные суда, содержащие буксирную лебедку, буксирный канат, ограничитель буксирного каната в виде буксирных дуг, над которыми проходит буксирный канат, кормовой клюз, Богданов Б.В., Слуцкий А.В., Шмаков М.Г., Васильев К.А., Соркин Д.Х. «Буксирные суда» Л: Судостроение, 1974. Рис.18. C.180.

В известном способе буксировки и в известных буксирных судах выполнены буксирные дуги, установленные ниже буксирных канатов и ограничивающие положение буксирных канатов снизу, при этом места возможного положения буксирных канатов и пребывания людей разделяются по высоте, указанные ограждения занимают палубу, препятствуя и снижая возможность ее использования для иных целей.

Известно буксирное устройство, включающее буксирную лебедку, буксирный канат, ограничитель буксирного каната, кормовой клюз, направляющие, SU 874454 А, В63В 21/56, 28.10.1981.

Данное техническое решение принято в качестве ближайшего аналога настоящей полезной модели.

В ближайшем аналоге роль ограничителя буксирного каната выполняют буксирные дуги, буксирный канат над которыми проходит на значительной высоте от основной плоскости судна, что вызывает большой опрокидывающий момент судна при совершении маневров судна и, в свою очередь, повышает опасность проведения буксирных операций.

Функциональная возможность буксирного устройства ограничена.

Кроме того, буксирные дуги ближайшего аналога занимают палубу и препятствуют использованию ее для иных целей, что снижает эксплуатационные качества буксирующего судна.

Кроме того, часть длины буксирных канатов в ближайшем аналоге проходит над кормовой оконечностью буксирующего судна и может представлять опасность для находящихся на кормовой части палубы людей, особенно при изменениях направления движения судна или при совершении маневров, когда буксирные канаты под воздействием натяжения отклоняются к борту судна, что не обеспечивает соблюдение правил безопасности при проведении буксирных работ.

В основу настоящей полезной модели положено решение, позволяющее расширить функциональные возможности буксировки, повысить эксплуатационные качества буксирующего судна и обеспечить при этом безопасность буксирных работ.

Технический результат настоящей полезной модели заключается в выполнении системы с одноветвевой (Вариант 1) и двухветвевой (Вариант 2) линиями проводки, размещенными на палубе однокорпусного буксирующего судна, в выполнении системы с туннелями под палубой, имеющей вырез на входе буксирного каната (Вариант 1, 2), в снабжении туннелей направляющими в виде роликов, установленных на входе буксирного каната (Варианты 1, 2).

Согласно полезной модели эта задача решается за счет того, что система проводки буксирного каната на буксирующем судне, выполненном однокорпусным, включает буксирную лебедку, установленную на палубе, буксирный канат, ограничитель буксирного каната, кормовой клюз, направляющие.

Вариант 1

Система содержит одноветвевую линию проводки, которая размещена на палубе и имеет туннель.

Туннель выполнен под палубой. Палуба имеет вырез для входа буксирного каната в туннель.

Туннель снабжен направляющей в виде ролика для размещения буксирного каната и изменения направления буксирного каната при его натяжении.

Ролик установлен на входе буксирного каната.

Туннель по всей длине от входа буксирного каната в него до выхода имеет в поперечном сечении замкнутый контур.

Вариант 2

Система содержит двухветвевую линию проводки, ветви которой размещены на палубе со стороны правого и левого бортов и имеют туннели, соответственно.

Каждый из туннелей выполнен под палубой. Палуба имеет вырез для входа буксирного каната в туннель.

Туннель снабжен направляющими в виде роликов для размещения буксирного каната и изменения направления буксирного каната при его натяжении.

Ролики установлены на входе буксирного каната.

Каждый туннель по всей длине от входа буксирного каната в него до выхода имеет в поперечном сечении замкнутый контур.

Варианты 1, 2

Кроме того, поперечное сечение туннеля (ей) имеет (ют) постоянную величину по всей длине.

Кроме того, поперечное сечение туннеля (ей) имеет (ют) переменную величину по длине, при этом поперечное сечение имеет больший размер на выходе по сравнению с размером поперечного сечения на входе.

Кроме того, туннели могут иметь поперечное сечение четырехугольной формы или круглой формы, или овальной формы.

Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящей полезной модели, что позволяет сделать вывод о ее соответствии критерию «новизна».

Сущность полезной модели поясняется чертежами:

на фиг.1 - Буксирующее судно, вид правого борта (Вариант 1);

на фиг.2 - Схема расположения системы проводки на буксирующем судне, вид сверху (Вариант 1);

на фиг.3 - Буксирующее судно, вид правого борта (Вариант 2);

на фиг.4 - Буксирующее судно, вид левого борта (Вариант 2);

на фиг.5 - Схема расположения системы проводки на буксирующем судне, вид сверху (Вариант 2).

Чертежи содержат:

Вариант 1, 2.

Буксирующее судно - 1.

Корпус (судна 1) - 2.

Правый борт (судна 1) - 3.

Левый борт (судна 1) - 4.

Корма (судна 1) - 5,

кормовой клюз - 6.

Палубу (судна 1) - 7.

Буксирную лебедку (на палубе 7) - 8.

Буксирный канат - 9.

Вариант 1.

Ветвь линии проводки - 10.

Вырез (в палубе 7) - 11.

Туннель (ветви 10) - 12,

вход (в туннель 12) - 13,

направляющую в виде ролика (на входе 13) - 14,

выход (из туннеля 12) - 15.

Вариант 2.

Первую ветвь линии проводки (со стороны борта 3) - 16.

Вырез (в палубе 7) - 17.

Туннель (ветви 16) - 18,

вход (в туннель 18) - 19,

направляющую в виде роликов (на входе 19) - 20,

выход (из туннеля 18) - 21.

Вторую ветвь линии проводки (со стороны борта 4) - 22.

Вырез (в палубе 7) - 23.

Туннель (ветви 22) - 24,

вход (в туннель 24) - 25,

направляющую в виде роликов (на входе 25) - 26,

выход (из туннеля 24) - 27.

Полезная модель содержит два варианта конструктивного выполнения системы проводки буксирного каната на однокорпусном 2 буксирующем судне 1 с правым 3 и левым 4 бортами, кормой 5, кормовым клюзом 6, палубой 7, буксирной лебедкой 8, установленной на палубе 7, и буксирным канатом 9.

Вариант 1

Система содержит одноветвевую линию проводки 10.

Ветвь линии проводки 10 размещена на палубе 7 и имеет туннель 12.

Туннель 12 выполнен под палубой 7. Палуба 7 имеет вырез 11 для входа 13 буксирного каната 9 в туннель 12.

Туннель 12 снабжен направляющей в виде ролика 14 для размещения буксирного каната 9 и изменения направления буксирного каната 9 при его натяжении.

Ролик 14 установлен на входе 13 буксирного каната 9 в туннель 12.

Туннель 12 по всей длине от входа 13 буксирного каната 9 в него до выхода 15 имеет в поперечном сечении замкнутый контур.

Поперечное сечение туннеля 12 может иметь постоянную величину по всей длине.

Поперечное сечение туннеля 12 может иметь переменную величину по всей длине, при этом поперечное сечение имеет больший размер на выходе 15 по сравнению с размером поперечного сечения на входе 13.

Туннель 12 может иметь поперечное сечение четырехугольной формы или круглой формы, или овальной формы.

Вариант 2

Система содержит двухветвевую линию проводки 16 и 22.

Ветви 16 и 22 линий проводки размещены на палубе 7 со стороны правого 3 и левого 4 бортов и имеют туннели 18 и 24, соответственно.

Каждый из туннелей 18 и 24 выполнен под палубой 7. Палуба 7 имеет вырезы 17 и 23 для входа 19 и 25 буксирного каната 9 в туннели 18 и 24.

Каждый из туннелей 18 и 24 снабжен направляющей в виде роликов 20 и 26 для размещения буксирного каната 9 и изменения направления буксирного каната 9 при его натяжении.

Ролики 20 и 26 установлены на входах 19 и 25 буксирного каната 9 в туннели 18 и 24.

Каждый из туннелей 18 и 24 по всей длине от входа 19 и 25 буксирного каната 9 в него до выхода 21 и 27 имеет в поперечном сечении замкнутый контур.

Поперечное сечение каждого из туннелей 18 и 24 может иметь постоянную величину по всей длине.

Поперечное сечение каждого из туннелей 18 и 24 может иметь переменную величину по всей длине, при этом поперечное сечение имеет больший размер на выходе 21 и 27 по сравнению с размером поперечного сечения на входе 19 и 25.

Туннели 18 и 24 могут иметь поперечное сечение четырехугольной формы или круглой формы, или овальной формы.

Проводку буксирного каната на буксирующем судне осуществляют следующим образом.

Проводку буксирного каната 9 осуществляют при кильватерном способе буксировки.

Оборудование и устройства системы проводки буксирного каната 9 подбирают в зависимости от размеров и прочности буксирного каната 9.

Для буксировки используют буксирные канаты из стали, растительных или синтетических материалов.

Конструкция кормовых клюзов 6 зависит от диаметра буксирного каната 9.

При диаметре до 15 мм кромки выреза у кормовых клюзов могут иметь окантовку из прутка.

Для буксирных канатов больших диаметров могут применяться литые кормовые клюзы с замкнутым контуром.

Вариант 1

Буксирный канат 9, имеющий огон на ходовом конце, подают коренным концом через кормовой клюз 6 в туннель 12. Буксирный канат 9 проводят по туннелю 12 от выхода 15 до входа 13 в него. При этом наименования выход 15 и вход 13 в туннель 12 характеризуют их конструктивную принадлежность, а не функциональную проводку буксирного каната 9.

Далее буксирный канат 9 посредством направляющей в виде ролика 14 выводят через вырез 11 в палубе 7 на барабан лебедки 8. Буксирный канат 9 закрепляют на барабане и выбирают наматыванием на него при вращении последнего.

Вариант 2

Буксирные канаты 9, имеющие огоны на ходовых концах, подают коренными концами через кормовые клюзы 6 в туннели 18 и 24. Буксирные канаты 9 проводят по туннелям 18 и 24 от выходов 21 и 27 до входов 19 и 25 в них. При этом наименования выходы 21 и 27 и входы 19 и 25 в туннели 18 и 24 характеризуют их конструктивную принадлежность, а не функциональную проводку буксирного каната 9.

Далее буксирные канаты 9 посредством направляющих в виде роликов 20 и 26 выводят через вырезы 17 и 23 в палубе 7 на барабан лебедки 8. Буксирные канаты 9 закрепляют на барабане и выбирают наматыванием на него при вращении последнего.

Лебедка 8, устанавленная в корму 5 от миделя на палубе 7, имеет пост управления, который располагается вблизи от нее для удобства наблюдения за буксируемым судном и оборудованием проводки буксирных канатов 9. Управлением лебедкой 8 осуществляют с ходового мостика.

Для проводки буксирного каната 9 используют отечественные лебедки ЛБЯШ 30/150 или ЛБЯШ 50/150, или ЛЯБ-10, или ЛБГ-40, или иные лебедки отечественного или иностранного производства.

Вместо лебедки при буксировке могут быть использованы буксирные гаки открытого и закрытого типа (не показаны). Для возможности изменения направления каната буксирный гак может быть закреплен на дуге, штыре или штанге. При выборе места установки гака на судне учитывают маневренность буксирующего и буксируемого судов и влияние возможного бокового рывка буксирного каната.

Буксировка является сложной операцией, требующей от судоводителей буксирующего судна и буксируемого судна практического опыта, внимания и осторожности.

Выполнение системы проводки буксирного каната 9 с одноветвевой линией проводки 10 (Вариант 1) и двухветвевой линией проводки 16 и 22 (Вариант 2) расширяет функциональные возможности буксировки.

Выполнение под палубой 7 туннелей 12 (Вариант 1) и 18, 24 (Вариант 2) при выполнении их в поперечном сечении с замкнутым контуром обеспечивает безопасность буксирных работ и повышает эксплуатационные качества буксирующего судна.

Выполнение направляющих в виде роликов 14 (Вариант 1) и 20, 26 (Вариант 2) для размещения буксирного каната 9 в тунелях 12 (Вариант 1) и 18, 24 (Вариант 2), соответственно, и для изменения направления буксирного каната 9 повышает эксплуатационные качества буксирующего судна.

Выполнение поперечных сечений туннелей 12 (Вариант 1) и 18, 24 (Вариант 2) постоянной величины от входов 13 (Вариант 1) и 19, 25 (Вариант 2) или переменной, при этом поперечные сечения имеют больший размер на выходах 15 (Вариант 1) и 19, 25 (Вариант 2) по сравнению с размером поперечного сечения на входах 13 (Вариант 1) и 21, 27 (Вариант 2) расширяет функциональность системы проводки и улучшает эксплуатацию.

Использование туннелей 12 (Вариант 1) и 18, 24 (Вариант 2) с поперечными сечениями четырехугольной формы или круглой формы, или овальной формы расширяет функциональные возможности системы.

Предложенные два варианта систем проводки буксирного каната на буксирующем судне содержат оборудования и устройства, широко применяемые в судостроении, и проведенные проектно-конструкторские и технологические проработки ОАО «Инженерный центр судостроения» обусловливают, по мнению заявителя, соответствие их критерию «промышленная применимость».

1. Система проводки буксирного каната на буксирующем судне, выполненном однокорпусным, включающая буксирную лебедку, установленную на палубе, буксирный канат, ограничитель буксирного каната, кормовой клюз, направляющие, отличающаяся тем, что система содержит одноветвевую линию проводки, которая размещена на палубе и имеет туннель, выполненный под палубой, имеющей вырез для входа буксирного каната в туннель, и снабженный направляющей в виде ролика для размещения буксирного каната и изменения направления буксирного каната при его натяжении, установленного на входе буксирного каната, при этом туннель по всей длине от входа буксирного каната в него до выхода имеет в поперечном сечении замкнутый контур.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что поперечное сечение туннеля имеет постоянную величину по всей длине.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что поперечное сечение туннеля имеет переменную величину по длине.

4. Система по п.3, отличающаяся тем, что поперечное сечение имеет больший размер на выходе по сравнению с размером поперечного сечения на входе.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что туннель имеет поперечное сечение четырехугольной формы.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что туннель имеет поперечное сечение круглой формы.

7. Система по п.1, отличающаяся тем, что туннель имеет поперечное сечение овальной формы.

8. Система проводки буксирного каната на буксирующем судне, выполненном однокорпусным, включающая буксирную лебедку, установленную на палубе, буксирный канат, ограничитель буксирного каната, кормовой клюз, направляющие, отличающаяся тем, что система содержит двухветвевую линию проводки, ветви которой размещены на палубе со стороны правого и левого бортов и имеют туннели, каждый из которых выполнен под палубой, имеющей вырез для входа буксирного каната в туннель, и снабжен направляющими в виде роликов для размещения буксирного каната и изменения направления буксирного каната при его натяжении, установленных на входе буксирного каната, при этом каждый туннель по всей длине от входа буксирного каната в него до выхода имеет в поперечном сечении замкнутый контур.

9. Система по п.8, отличающаяся тем, что поперечное сечение туннеля в каждой из ветвей имеет постоянную величину по всей длине.

10. Система по п.8, отличающаяся тем, что поперечное сечение туннеля в каждой из ветвей имеет переменную величину по длине.

11. Система по п.10, отличающаяся тем, что поперечное сечение имеет больший размер на выходе по сравнению с размером поперечного сечения на входе.

12. Система по п.8, отличающаяся тем, что туннели имеют поперечное сечение четырехугольной формы.

13. Система по п.8, отличающаяся тем, что туннели имеют поперечное сечение круглой формы.

14. Система по п.8, отличающаяся тем, что туннели имеют поперечное сечение овальной формы.



 

Наверх