Амортизатор

 

Полезная модель относится к устройствам для смягчения ударов в конструкциях машин и сооружений в целях защиты от сотрясений и больших нагрузок. Амортизатор может быть использован в качестве виброизолирующей опорной (элемент сборного виброизолятора) и неопорной (элемент сборной муфты, подвески трубопроводов, упора, успокоителя поперечных и продольных колебаний, упругих элементов муфт, и т.д.) упругодемпфирующей связи объектов в любой области техники. Техническими результатами данной полезной модели являются: высокая надежность, возможность регулировки характеристик, универсальность и ремонтопригодность. Амортизатор решеточной формы содержит цельный змеевидный элемент и опорные элементы. Каждый опорный элемент состоит из наружной и внутренней-прижимной пластин. Опорные элементы выполнены со средствами для крепления троса, а также средствами для крепления с одной стороны к виброизолируемому объекту, а с другой - к основанию. Эти особенности конструкции обеспечивают возможность крепления планок на петлях с регулировкой их расстояния. Для максимальной податливости опорные элементы установлены по краям вплотную к петлям, а для минимальной - установлены на минимальном - расчетном расстоянии.

Полезная модель относится к устройствам для смягчения ударов в конструкциях машин и сооружений в целях защиты от сотрясений и больших нагрузок. Амортизатор может быть использован в качестве виброизолирющей опорной (элемент сборного виброизолятора) и неопорной (элемент сборной муфты, подвески трубопроводов, упора, успокоителя поперечных и продольных колебаний, упругих элементов муфт, и т.д.) упругодемпфирующей связи объектов в любой области техники.

Известен амортизатор, описанный в американском журнале «Disel Progress» 11 за 1985 г., с.44-47 [Disel Progress 1, 1985, с.44-47], который содержит упругий элемент из одного или двух кусков стального троса в виде спирали, разделенной симметрично на две одинаковые части с наклоном к вертикально-поперечной плоскости, образующей круглое тело - прямой или эллиптический цилиндр, две пары (наружных - опорных внутренних - прижимных) металлических пластин с поперечными полукруглыми канавками на внутренних поверхностях и вертикальными отверстиями, из которых, а именно, два смежных средних и стальные через одну используются для фиксации витков, а свободные с одной стороны - верхней подвижной пары пластин - для крепления к виброизолируемому объекту, а с другой - к фундаменту (основанию).

Недостатками известного амортизатора являются:

1. Сложность конструкции;

2. Недостаточная надежность работы упругого тросового элемента из кусков троса.

3. Невозможность регулировки характеристик амортизатора без изменения конструкции;

4. Не универсальность.

Известен также амортизатор по патенту РФ 2086826, кл. F16F 7/14, 1997 г. (прототип), содержащий упругий элемент из дугообразных отрезков троса, расположенных вдоль планок, и средства крепления концов отрезков троса к планкам.

Недостатками известного амортизатора являются:

1. Недостаточная надежность работы упругого элемента, содержащий куски стального троса.

2. Ограниченная возможность регулировки характеристик.

3. Не универсальность.

4. Не ремонтопригодность.

Техническими результатами данной полезной модели являются:

1. Высокая надежность.

2. Возможность регулировки характеристик.

3. Универсальность и ремонтопригодность.

Указанные технические результаты достигаются тем, что:

Амортизатор решеточной формы содержит цельный змеевидный элемент и опорные элементы.

Каждый опорный элемент состоит из наружной и внутренней - прижимной пластин. Опорные элементы выполнены со средствами для крепления троса, а также средствами для крепления с одной стороны к виброизолируемому объекту, а с другой - к основанию.

Эти особенности конструкции обеспечивают возможность крепления планок на петлях с регулировкой их расстояния.

Для максимальной податливости опорные элементы устанавливают по краям вплотную к петлям, а для минимальной - устанавливают на минимальном - расчетном расстоянии.

Кроме того, регулировка характеристик возможна также сокращением количества тросовых стержней упругого элемента. Для этого достаточно, например, освободить и вынуть петлю (крюк) из опорных элементов амортизатора.

Указанные особенности обеспечивают возможность регулировки характеристик амортизатора, его универсальность, ремонтопригодность, а также надежность амортизатора.

Полезная модель поясняется чертежами,

где на фиг.1 представлен амортизатор в сборе,

на фиг.2 - вид по А-А опорного элемента

на фиг.3 - один из вариантов регулировки характеристик амортизатора т.е.

перемещением и фиксацией опорного элемента на произвольную длину рабочих канатных стержней,

на фиг.4-6 некоторые примеры схем установки амортизаторов 1 под объект 6.

Амортизатор состоит из змеевидного (далее по тексту «змеевик») цельного тросового упругодемпфирующего элемента 1 (фиг.1, 3-6), наружной 2 (фиг.1, 2) и внутренней - прижимной 3 (фиг.1, 2) пластин опорного элемента, крепежных средств 4 концов троса 5, например, винтов.

Средство для установки (размещения) троса выполнено в виде полукруглых поперечных пазов С, D, расположенных на внутренних противоположных плоскостях наружной 2 и внутренней - прижимной 3 пластинах (фиг.1, 2).

Отверстия Е и F на пластинах 2 и 3 предназначены для крепления амортизатора с одной стороны к виброизолируемому объекту 6 (фиг.4 - 6), а с другой - к основанию.

Амортизаторы на фиг.4 установлены по углам под наклоном, а на фиг.6 по горизонтали, у которых тросовые стержни прямолинейны.

Система амортизации объекта на фиг.5 отличается от фиг.4, тем, что упругодемпфирующие тросовые элементы установлены изогнутыми в полукруг. В качестве виброизолируемого объекта 6 может быть, например, электронный блок или другое чувствительное оборудование в любой области техники.

При условиях виброударных и линейных воздействиях на объект 6, его работоспособность обеспечивается за счет упругодемпфирующих свойств тросовых элементов 1 (фиг.1, 3-6).

При работе амортизатора демпфирование достигается как посредством трения прядей троса, так и конструкционным демпфированием.

Из представленных трех схем крепления (фиг.4-6) видно, что при использовании одинаковых амортизаторов, но с различными видами их крепления может быть достигнуто наиболее эффективная эластичность для конкретного объекта. Например, наиболее эластичная схема амортизации объекта 6 представлена на фиг.5, затем следуют схемы на фиг.6 и 4.

Очень важны также возможности непосредственной регулировки характеристик амортизатора путем изменения длины рабочей части канатных элементов (фиг.3). Для этого достаточно отвернуть крепежные средства 4 и передвигать одну из опорных элементов 2, 3 вперед или назад по направлению канатных стержней (фиг.3). Кроме того, регулировка характеристик возможна также сокращением количества тросовых стержней упругого элемента 1. Для этого достаточно, например, освободить и вынуть петлю (крюк) В (фиг.1 и 2) из опорных элементов 2 и 3.

Указанные особенности обеспечивают возможность регулировки характеристик амортизатора, его универсальность, ремонтопригодность, а также надежность амортизатора.

Амортизатор, содержащий тросовый упругодемпфирующий элемент, опорные элементы, средства для установки и крепления амортизатора с одной стороны к виброизолируемому объекту, а с другой стороны - к основанию, отличающийся тем, что амортизатор имеет форму решетки, образованной змеевидным цельным тросовым упругодемпфирующим элементом, опорные элементы выполнены из двух, наружной и внутренней, планок, планки выполнены со средствами установки троса в виде полукруглых поперечных пазов, средствами фиксации и крепления.



 

Наверх