Траверса

 

Полезная модель относится к грузоподъемному оборудованию, а именно - к съемным грузозахватным приспособлениям, и может быть использована при горизонтальной расстыковке-стыковке блоков изделий, например, ракет, космических аппаратов, снабженных стыковочными направляющими или штырями.

Траверса содержит несущую балку, оснащенную скобой для навешивания на крюк грузоподъемного крана, шарнирно смонтированные на несущей балке два двуплечих рычага, к концу одного из плеч каждого из которых прикреплен строп с грузозахватом. Траверса оснащена подводимыми опорами с указателем усилия, установленными на концах балки, причем упорный элемент каждой подводимой опоры имеет возможность осевого перемещения и взаимодействия со свободным плечом двуплечего рычага для обеспечения расчетного натяжения стропов, равного весу поднимаемого груза.

1 п ф-лы, 3 илл.

Полезная модель относится к грузоподъемному оборудованию, а именно - к съемным грузозахватным приспособлениям, и может быть использована при горизонтальной расстыковке-стыковке блоков изделий, например, ракет, космических аппаратов, снабженных стыковочными направляющими или штырями.

Известна траверса горизонтальной стыковки с обезвешиванием модуля изделия, содержащая узел подвески к крюку грузоподъемного крана, механизм балансировки с входящими в него блоками задания нагрузки и компенсации вектора нагрузки, несущую балку и стропы с грузозахватными органами (см. патент РФ 2374164 В66С 1/68, 2008 г.).

В результате анализа этой траверсы для обезвешивания модуля изделия выявлено, что:

- она сложна конструктивно, весьма материалоемка и имеет значительный размер по высоте, что создает неудобства при работе с высоко расположенным блоком задания нагрузки;

- для ее применения необходим кран с большой высотой подъема крюка;

- для обезвешивания многотонного модуля изделия необходим значительной массы и габаритов противовес, который существенно утяжеляет траверсу и затрудняет (или делает невозможным) размещение его в блоке задания нагрузки.

Известна также траверса, содержащая несущую балку, навешиваемую на крюк грузоподъемного крана, шарнирно закрепленные на ней два двуплечих рычага, взаимодействующих одними концами с пружинами, размещенными на балке, и стропы, оснащенные грузозахватами и присоединенные к свободным концам рычагов (см. авторское свидетельство СССР 1242455 В66С 1/68, 1986 г. - наиболее близкий аналог).

В результате анализа траверсы выявлено, что она проще по конструкции, меньше по высоте, в ее составе отсутствует груз-противовес, однако:

- применять ее можно для обезвешивания только конкретного груза, поскольку: «ее предварительно настраивают, т.е. тарируют на тот вес груза, с которым в дальнейшем производится работа»;

- обезвешивание груза - натяжение стропов осуществляют механизмом подъема грузоподъемного крана с контролем но совмещению стрелки-указателя с меткой на шкале траверсы, что не исключает ошибок крановщика, приводящих к возникновению нагрузок, превышающих допустимые, и к повреждению груза.

Техническим результатом настоящей полезной модели является повышение безопасности (сохранности) отстыковываемого груза при его обезвешивании без использования механизма подъема грузоподъемного крана и расширение эксплуатационных возможностей путем оперативного изменения усилия натяжения стропов и обеспечения, таким образом, обезвешивания грузов различных масс.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в траверсе, содержащей несущую балку, навешиваемую скобой на крюк грузоподъемного крана, шарнирно смонтированные на ней два двуплечих рычага и два прикрепленных к ним стропа, оснащенных грузозахватами, новым является то, что на концах траверсы установлены подводимые опоры с указателем усилия, взаимодействующие со свободными концами двуплечих рычагов и обеспечивающие натяжение стропов, равное весу отстыковываемого груза.

Сущность полезной модели поясняется графическими материалами, на которых:

- на фиг.1 - траверса, общий вид;

- на фиг.2 - выносной элемент «С» с фиг.1 (элементы траверсы в исходном положении - перед работой);

- на фиг.3 - выносной элемент «С» с фиг.1 (элементы траверсы в рабочем положении).

Траверса содержит балку 1 со скобой 2 для навешивания на крюк 3 грузоподъемного крана (не показан), шарнирно смонтированные на ней два двуплечих рычага 4, два прикрепленных к ним стропа 5, оснащенных грузозахватами 6, и две закрепленные на балке 1 подводимые опоры 7 с указателем усилия.

Каждая подводимая опора 7 с указателем усилия содержит корпус 8, выполненный в виде стакана с фланцем на дне «А» и центральным отверстием в нем, гайку 9, установленную с возможностью вращения в центральном отверстии, шток 10 с упорным элементом - пятой 11, пружину 12 и полый поршень 13 с резьбовым хвостовиком «Б», имеющим осевое отверстие. Шток 10 размещен с возможностью осевого перемещения в отверстии хвостовика и в полости «Ж» поршня. На гайке 9 смонтирован маховик (штурвал) 14 для ее вращения.

Конец штока у пяты 11 оснащен буртом «В». На образующей штока у другого его конца (конец «Г»), вставленного в отверстие хвостовика «Б» поршня 13, нанесены указатели значения нагрузок на пяту - риски «Д» и цифры «Е», указывающие величины усилий сжимаемой пружины 12. Риски «Д» и цифры «Е» величин усилий сжатия пружины наносят в процессе тарирования пружины 12 на выдвигающийся из хвостовика «Б» конец «Г» штока 10 (у торца «К») при приложении усилий, например, 100-500 кгс, к пяте 11.

Пружина 12 надета на шток 10, размещена в полости «Ж» поршня 13 и своими торцами взаимодействует с дном «И» поршня и с буртом «В» штока 10.

Гайка 9, опирающаяся в дно «А» корпуса 8, и хвостовик «Г» штока 10 от осевого смещения в сторону поршня 13 зафиксированы стопорными кольцами 15 и 16, поршень 13 от поворота в корпусе 8 зафиксирован штифтом 17.

Для обезвешивания груза весом Gгр усилие пружины Nпр рассчитывают по формуле: Nпр=(0,5GгрхL):h, где L и h плечи рычагов 4.

На рычагах 4 смонтированы незначительной массы противовесы «Л», обеспечивающие, при отсутствии усилия натяжения стропов 5, прижатие плеч «М» рычагов 4 к упорам «Н» на балке 1, при этом между плечами «П» рычагов 4 и пятами 11 зазор «Р» составляет 10÷15 мм.

Траверса работает следующим образом.

Скобой 2 траверсу навешивают на крюк 3 грузоподъемного крана, переносят от места храпения к блоку 19 и, разместив грузозахваты 6 над такелажными узлами 20 блока 19, соединяют их одним из известных способов, например, съемными штырями (не показаны).

Механизмом подъема крапа выбирают слабину стропов 5 до момента появления зазоров между упорами «Н» на балке 1 и плечами «М» двуплечих рычагов 4 и, одновременно, уменьшения зазоров «Р» между плечами «П» двуплечих рычагов 4 и пятами 11 подводимых опор 7 (вплоть до их контакта).

Легко наблюдаемое появление зазоров между упорами «Н» и плечами «М», а также уменьшение зазоров «Р» сигнализирует о выборе слабины стропов 5. Остановив (выключив) механизм подъема грузоподъемного крана, вращают маховики (штурвалы) 14 подводимых опор 7, вследствие чего поршни 13, перемещаясь внутри корпусов 8 к пятам 11, воздействуют на них все с большей силой, величину которой контролируют по рискам «Д» и цифрам «Е» на концах «Г» штоков 11 (у торцов «К» хвостовиков «Б» поршней 13), высвобождающихся вследствие сдвига резьбовых хвостовиков «Б» поршней 13.

Усилия воздействия пружин 12 на пяты 11 и далее на плечи «П» рычагов 4 передаются плечами «М» этих рычагов стропам 5. По достижении заданных расчетных усилий обезвешивания (см. вышеприведенную формулу) вращение маховиков 14 прекращают и, включив механизм горизонтального перемещения груза грузоподъемного крапа, отводят блок 19 от изделия 18, расстыковывая их.

Устанавливают блок 19 на предназначенное для него место, опуская траверсу механизмом подъема грузоподъемного крана, ослабляют натяжение стропов 5 и вращением маховиков 14, ведущих гайки 9, отводят поршни 13 со штоками 10 и пятами 12 от рычагов 4 до появления зазоров «Р» величиной 10÷15 мм между пятами 11 и плечами «П» рычагов 4.

Отсоединяют грузозахваты 6 стропов 5 от такелажных узлов 20 блока 19 и грузоподъемным краном переносят траверсу к месту се хранения.

Применение в составе траверсы подводимых опор с указателем усилия делает ее универсальной, обеспечивающей безопасное, контролируемое обезвешивание грузов различной массы (в пределах усилий, создаваемых пружинами опор), что особенно важно при работах с грузами, такелажные узлы которых расположены несимметрично относительно центра массы груза и, потому, имеют неодинаковые весовые нагрузки.

Траверса, содержащая несущую балку, оснащенную скобой для навешивания на крюк грузоподъемного крана, шарнирно смонтированные на несущей балке два двуплечих рычага, к концу одного из плеч каждого из которых прикреплен строп с грузозахватом, отличающаяся тем, что траверса оснащена подводимыми опорами с указателем усилия, установленными на концах балки, причем упорный элемент каждой подводимой опоры имеет возможность осевого перемещения и взаимодействия со свободным плечом двуплечего рычага для обеспечения расчетного натяжения стропов, равного весу поднимаемого груза.



 

Наверх