Листовая рессорная опора

 

Полезная модель относится к виброизолирующим опорам и предназначена для виброизоляции судовых двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а также других объектов техники.

Подвижный опорный элемент выполнен плавающим в виде болта с опорным пояском в стержне и головкой в форме квазишарового сегмента с закругленными краями по окружности и с конусным переходом к стержню болта.

Нижние и верхние пакеты листовых рессорных пружин корневыми частями радиально расположены на соответствующих нижней и верхней поперечных плоскостях промежуточного кольца, а концы пакетов листовых рессорных пружин с рабочими частями в центре опоры образуют соответствующее пространство под головку плавающего опорного элемента.

Нижние пакеты рессорных пружин длиннее верхних пакетов рессорных пружин.

Неподвижный опорный элемент имеет форму стакана, основание которого с наружной стороны выполнено с резьбовой шпилькой, а цилиндрическая часть снаружи выполнена с резьбовой поверхностью, в которую завернута цилиндрическая гайка с опорным кольцевым основанием и средством, например, в виде отверстий под ключ цилиндрической гайки.

В пространстве между стаканом и гайкой размещены нижние и верхние пакеты листовых рессорных пружин, промежуточное кольцо, головка плавающего опорного элемента и часть стержня головки.

Технический результат полезной модели - эффективная и надежная защита объектов техники, например, ДВС от возмущающих импульсов т.е. сил инерции и моментов сил инерции движущихся масс, а также опрокидывающего момента ДВС, защита двигателя от действия импульсов, возникающих в корпусе судна как при его движении (относительной качке, ходовой вибрации), так и при действии на него случайных сотрясений.

Полезная модель относится к виброизолирующим опорам и предназначена для виброизоляции судовых двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а также других объектов техники.

Известна листовая рессорная опора [Патент 2345907, B60G 11/10, F16F 1/18], принятая за прототип. Опора содержит нижние и верхние пакеты листовых рессорных пружин с промежуточным кольцом между ними, плавающий и неподвижный опорные элементы.

Крепление нижних и верхних пакетов листовых рессорных пружин корневыми частями производится к внутреннему плавающему опорному элементу, а концы рессорных пружин с рабочими частями прижаты по окружности к конусным поверхностям неподвижного опорного элемента.

Существенным недостатком изобретения в качестве опоры ДВС является однонаправленность работы т.е. знакопеременное осевое перемещение подвижного опорного элемента.

Однако в работающем ДВС возмущающими импульсами являются не только силы инерции поступательно движущихся масс (ПДМ), но и силы инерции неуравновешенно вращающихся масс (НВМ), моменты ПДМ и НВМ, а также опрокидывающий момент.

Следовательно, известная опора не обладает достаточной эффективностью и надежностью защиты ДВС и других объектов техники от возмущающих импульсов - сил и моментов сил инерции движущихся масс, а также опрокидывающего момента (ДВС).

Технический результат предлагаемой полезной модели - эффективность и надежность защиты объектов техники, например, ДВС от возмущающих импульсов, т.е. сил инерции и моментов сил инерции движущихся масс, а также опрокидывающего момента ДВС. Для судовых ДВС опоры должны защищать также двигатели от действия импульсов, возникающих в корпусе судна как при его движении (относительной качки, ходовой вибрации), так и при действии на него случайных сотрясений.

Для выполнения указанных требований подвижный опорный элемент выполнен плавающим в виде болта с опорным пояском в стержне и головкой в форме квазишарового сегмента с закругленными краями по окружности и с конусным переходом к стержню болта.

Нижние и верхние пакеты листовых рессорных пружин корневыми частями радиально расположены на соответствующих нижней и верхней поперечных плоскостях промежуточного кольца, а концы пакетов листовых рессорных пружин с рабочими частями в центре опоры образуют соответствующее пространство под головку плавающего опорного элемента.

Промежуточное кольцо выполнено с наклоном поперечных плоскостей к его центру.

Концы нижних пакетов рессорных пружин расположены в непосредственной близости друг от друга.

Нижние пакеты рессорных пружин длиннее верхних пакетов рессорных пружин.

Неподвижный опорный элемент имеет форму стакана, основание которого с наружной стороны выполнено с резьбовой шпилькой, а цилиндрическая часть снаружи выполнена с резьбовой поверхностью, в которую завернута цилиндрическая гайка с опорным кольцевым основанием и средством, например, в виде отверстий под ключ цилиндрической гайки.

В пространстве, образованном между стаканом и гайкой, размещены нижние и верхние пакеты листовых рессорных пружин, промежуточное кольцо, головка плавающего опорного элемента и часть стержня головки.

Для обеспечения эффективности работы рессор совместно с квазишаровым сегментом плавающего опорного элемента жесткость нижних пакетов листовых рессорных пружин подбирается таким образом, чтобы в свободном - нерабочем состоянии опоры концы и рабочие части остались недеформированными. При этом жесткость верхних листовых рессорных пружин подбирается таким образом, чтобы в свободном - нерабочем состоянии опоры концы и рабочие части рессор находились в предварительном деформированном состоянии. Предварительную деформацию определяют расчетом или опытным путем таким образом, чтобы при максимальных возмущающих импульсах обеспечить перемещение плавающего опорного элемента и нижних рессорных пружин. Высота этого пространства соответствует величине свободного хода опоры и подбирается расчетным путем.

Указанные особенности компоновки, взаимосвязь элементов опоры с конструкцией плавающей опоры обеспечивают независимые виброперемещения как координатные, так и поворотные.

Техническое решение поясняется чертежами, на фиг.1 представлен вид опоры сверху, на фиг.2 - продольный разрез опоры, где

1, 2 - нижняя и верхняя рессоры;

3 - плавающий опорный элемент;

4 - неподвижный опорный элемент;

5 - промежуточное кольцо;

6 - цилиндрическая гайка;

В, С, D, Е, F, G - верхние пакеты листовых рессорных пружин (фиг.1), (фиг.2) - В, Е;

B1, E1 - нижние пакеты листовых рессорных пружин [фиг.2 (часть)];

Н - опорный поясок болта - плавающего опорного элемента 3;

К - квазишаровый сегмент болта плавающего опорного элемента 3;

L - закругления по окружности квазишарового сегмента К;

М - конусный переход к стержню N болта плавающего опорного элемента 3;

Р - корневые части рессор 1, 2;

Q, R - нижняя и верхняя поперечные плоскости промежуточного кольца 5;

Т, S - концы листовых рессорных пружин 1, 2;

U, V - рабочие части листовых рессорных пружин 1, 2;

W - пространство для размещения квазишарового сегмента К плавающего опорного элемента 3;

X - цилиндрическая часть наружной резьбовой поверхности неподвижного опорного элемента 4;

Y - отверстия под ключ цилиндрической гайки 6.

Опора содержит нижние 1 и верхние 2 пакеты листовых рессорных пружин В, С, D, Е, F, G [верхние пакеты фиг.1, В, Е (фиг.2)] и В1, Е1 [нижние пакеты фиг.2 (часть)], подвижный плавающий опорный элемент 3, промежуточное кольцо 5 пакетов 1, 2 рессорных пружин и цилиндрическую гайку 6.

Подвижный плавающий опорный элемент 3 выполнен в виде болта с опорным пояском Н и головкой в форме квазишарового сегмента К с закругленными краями L по окружности и плавным конусным переходом М к стержню N болта (фиг.2).

Нижние 1 и верхние 2 пакеты рессорных пружин корневыми частями Р радиально расположены на соответствующих нижней Q и верхней R поперечных плоскостях промежуточного кольца 5.

Концы S, Т пакетов рессорных пружин 1, 2 с рабочими частями U, V в центре опоры образуют соответствующее пространство W для размещения квазишарового сегмента К плавающего опорного элемента 3.

Поперечные плоскости Q, R промежуточного кольца 5 выполнены с наклоном к его центру.

Концы S нижних пакетов рессорных пружин 1 расположены в непосредственной близости друг от друга и длиннее верхних пакетов рессорных пружин 2.

Неподвижный опорный элемент 3 выполнен в виде стакана с наружной центральной резьбовой шпилькой 7 и наружной резьбовой поверхностью цилиндрической части X. Внутри стакана установлены (размещены) верхние и нижние пакеты рессорных пружин 1, 2 с промежуточным кольцом 5 и головка квазишарового сегмента К плавающего опорного элемента 3.

Крепежное средство выполнено в виде цилиндрической гайки 6 с опорным кольцевым основанием и средством, например, в виде отверстий Y под ключ цилиндрической гайки 6.

Задача амортизации судовых ДВС состоит в том, чтобы при помощи предлагаемых рессорных опор добиться:

1. Надежной защиты корпуса судна от действия периодических импульсов, возникающих в ДВС во время их работы.

2. Надежной защиты ДВС от действия импульсов, возникающих в корпусе судна как при его движении, так и при действии на него случайных сотрясений.

3. Звукоизоляции дизельной установки, т.е. такого эффекта, когда звуковые колебания в остове работающего ДВС, будут распространятся на корпус судна в значительно ослабленном виде.

Работа листовой рессорной опоры, например, применительно к амортизации судовых ДВС, заключается в следующем.

Защита корпуса судна и ДВС от действия импульсов обеспечивается за счет независимого знакопеременного виброперемещения как по любому из трех взаимно перпендикулярных осей координат, так и вокруг осей плавающего опорного элемента 3 и за счет упругой знакопеременной деформации рессор 1, 2.

Звукоизоляция обеспечивается благодаря фрикционной связи, т.е. взаимного перемещения при деформации листовых пружин рессор 1, 2, что приводит к возникновению межлистового трения, рассеивающего колебательную энергию, способствующую значительному снижению передачи возмущающих импульсов как со стороны ДВС, так и со стороны корпуса судна.

Таким образом, листовая рессорная опора, осуществляющая упругую и фрикционную связь между ДВС и судовым фундаментом, является пружинным демпфером.

Пакеты рессорных пружин 1, 2, промежуточное кольцо 5, а также частично другие элементы опоры могут быть изготовлены из неметаллических материалов, например, композиционных.

Какие либо другие опоры с указанными выше преимуществами, особенностями и отличительными признаками не известны.

Листовая рессорная опора, содержащая нижние и верхние пакеты листовых рессорных пружин с промежуточным кольцом между ними, подвижный и неподвижный опорные элементы, отличающаяся тем, что подвижный опорный элемент выполнен плавающим в виде болта с опорным пояском в стержне и головкой в форме квазишарового сегмента с закругленными краями по окружности конусным переходом к стержню болта, нижние и верхние пакеты листовых рессорных пружин корневыми частями радиально расположены на соответствующих нижней и верхней поперечных плоскостях промежуточного кольца, а концы пакетов листовых рессорных пружин с рабочими частями в центре опоры образуют пространство под головку плавающего опорного элемента, промежуточное кольцо выполнено с наклоном поперечных плоскостей к его центру, концы нижних пакетов рессорных пружин расположены в непосредственной близости друг от друга, нижние пакеты рессорных пружин длиннее верхних пакетов рессорных пружин, неподвижный опорный элемент имеет форму стакана, основание которого с наружной стороны выполнено с резьбовой шпилькой, а цилиндрическая часть снаружи выполнена с резьбовой поверхностью, в которую завернута цилиндрическая гайка с опорным кольцевым основанием и средством, например, в виде отверстий под ключ цилиндрической гайки, в пространстве между стаканом и гайкой размещены нижние и верхние пакеты листовых рессорных пружин, промежуточное кольцо, головка плавающего опорного элемента и часть стержня головки.



 

Наверх