Кресло машиниста

 

Кресло машиниста локомотива содержит основание 1, в котором смонтированы механизмы регулировки жесткости пружины 6 в зависимости от веса машиниста и высоты сиденья, включающего каркас 7 и спинку 8, оснащенные пенополиуретановыми подушками 9 и перемещаемой по высоте опорой 10 под поясницу, в которых выполнены сквозные отверстия, предназначенные для установки массажных средств, в виде модулей псевдокипящего слоя, активная часть которых выступает из отверстий сиденья и подключенных к блоку 12 питания и управления процессом массажа. В кресле модули расположены попарно и симметрично относительно продольной оси сиденья напротив спины, поясницы и области малого таза машиниста, при этом, по крайней мере, один ряд массажных модулей спины установлен с возможностью перемещения вдоль продольной оси кресла и надежной фиксации в выбранном положении в соответствии с телосложением машиниста, чем созданы оптимальные условия для принятия машинистом сеанса восстановительного массажа, как в пути следования при появлении признаков утомления или усталости, так и на остановках (стоянках) локомотива. 1 н.з. и 3 з.п. ф-лы., 5 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использована в виброзащитных подвесных сиденьях машиниста локомотива, операторов дорожно-строительной и горной техники.

Известно кресло машиниста локомотива (патент РФ на изобретение 2255008, B61D 33/00, 2005 г.), содержащее трубчатый каркас сиденья, спинку кресла с поролоновыми подушками и подлокотниками, опорный диск, шток, внутренний и внешний цилиндры подвески сиденья, фиксатор, пружину, установленную с опорой на основание подвески, катки-виброизоляторы с осями и кронштейнами их крепления, аэродинамический генератор колебаний с профильной стенкой, при этом шток соединен с опорным диском с прокладкой - диафрагмой из упругого материала и проходит через направляющую втулку с манжетой, соединенную ленточной резьбой с внутренним цилиндром подвески сиденья, внешний цилиндр которой соединен с направляющей втулкой фиксатором, причем катки-виброизоляторы из упругого материала, изолирующие от вертикальных колебаний вибрации, закреплены на осях кронштейнов и соединены с внутренним цилиндром подвески с возможностью перекатывания по нижней или верхней полкам двутаврового круга, жестко связанного с указанным внешним цилиндром подвески сиденья, а катки-виброизоляторы из упругого материала, изолирующие от горизонтальных вибраций, закреплены на вертикальных осях, соединенных с внешней поверхностью стенки внутреннего цилиндра подвески сиденья с другой стороны.

Кресло обеспечивает активную виброзащиту машиниста от вредных вибраций с возможностью регулирования амплитудно-частотных характеристик параметров вибрации до допустимых санитаро-гигиенических требований, вместе с тем введение генератора колебаний с системой подачи сжатого воздуха значительно усложнили конструкцию кресла и проведение на нем ремонтно-профилактического обслуживания.

Наиболее близким по своей сущности является кресло машиниста (техническое описание и инструкция по эксплуатации КЛ 7500-0 ТО. ОАО «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК», Октябрьский проспект, 1а, г.Киров, 610047), содержащее подвеску и сиденье, состоящее из каркаса и спинки, выполненных из профилей и оснащенных профилированными пенополиуретановыми подушками и перемещаемой по высоте опорой под поясницу. На спинке установлены подлокотники, раздвигающиеся в поперечном направлении и откидывающиеся вверх для удобства посадки и выхода с кресла. На сиденьи расположены ручки управления его перемещений вверх-вниз и вперед-назад. Подвеска состоит из основания, крепящегося к полу, цилиндра, в котором смонтирован пружинный механизм с шариковым замком, регулирующий кресло по высоте, и подвижный цилиндр с храповым механизмом, регулирующим жесткость установленной внутри цилиндра пружины в зависимости от веса машиниста и служащей в качестве виброзащиты. Подвеска закрыта металлическим кожухом, на котором имеется шкала для ориентации в процессе указанной регулировки кресла по весу машиниста. Кресло обеспечивает оптимальную позу при выполнении машинистом функциональных обязанностей, возможность работать сидя и стоя, отдыха и быстрого покидания рабочего места, вместе с тем, в обоих, описанных выше устройствах, отсутствует возможность осуществления машинистом тонизирующих действий, необходимых для снятия усталости, напряжения или стресса как в пути следования, так и во время стоянок, ввиду отсутствия в составе кресла необходимых для этого технических средств.

Задача полезной модели состоит в создании кресла машиниста локомотива, которое наряду с обеспечением удобной позы машиниста и регулировок сиденья и подлокотников позволяло бы по мере необходимости осуществлять массаж спины, поясницы и области малого таза с возможностью регулирования положения массажных средств спины вдоль продольной оси кресла в соответствии с телосложением машиниста.

Задача решается тем, что в кресле машиниста, содержащем подвеску, включающую крепящееся к полу основание, цилиндр, в котором смонтирован пружинный механизм с шариковым замком, предназначенный для регулировки кресла по высоте, и подвижный цилиндр с храповым механизмом, регулирующим жесткость установленной внутри цилиндра пружины в зависимости от веса машиниста и служащей в качестве виброзащиты, и сиденье, состоящее из каркаса и спинки, выполненных из профилей и оснащенных профилированными пенополиуретановыми подушками и перемещаемой по высоте опорой под поясницу, а на спинке установлены подлокотники, раздвигающиеся в поперечном направлении и откидывающиеся вверх, смонтированные на сиденьи ручки управления перемещениями последнего вверх-вниз и вперед-назад, кресло дополнительно содержит массажные средства спины, поясницы и области малого таза, установленные попарно и симметрично относительно продольной оси сиденья и подключенные к блоку питания и управления процессом массажа, при этом, по крайней мере, один ряд массажных модулей спины установлен с возможностью перемещения вдоль продольной оси кресла и надежной фиксации в выбранном положении в соответствии с телосложением машиниста.

Целесообразно массажные средства спины, поясницы и области малого таза выполнить в виде модулей псевдокипящего слоя, активная часть которых расположена с выступанием в отверстиях сиденья кресла.

Целесообразно средство фиксации массажных модулей спины выполнить в виде ряда лунок на каждой из направляющих корпуса, с возможностью взаимодействия с подпружиненными шариковыми фиксаторами, жестко связанными со спинкой, при этом направляющие расположены вдоль боковых поверхностей спинки и жестко связаны с корпусом.

Целесообразно средство перемещения массажных модулей спины выполнить в виде верхней и нижней поперечин, снабженных на концах обоймами, охватывающими трубу корпуса и имеющими прорези под направляющие корпуса.

При использовании полезной модели может быть получен медико-технический результат, выражающийся в возможности проведения комплексного восстановительного массажа в течение одного сеанса массажа спины, поясницы и области малого таза непосредственно на рабочем месте машиниста как в процессе выполнения им служебных обязанностей, так и при отдыхе во время остановок локомотива, что обусловлено введением в конструктивное исполнение кресла массажных средств, которые попарно размещены в сиденьи напротив указанных частей тела машиниста.

Другие преимущества заявляемой полезной модели будут видны из описания и чертежей, где на фиг.1 изображено кресло машиниста, общий вид, на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1, на фиг.3 - вид по стрелке Б на фиг.1, на фиг.4 - механизм перемещения массажных модулей, на фиг.5 - механизм фиксации массажных модулей в выбранном положении.

Кресло машиниста локомотива содержит основание 1 со средствами 2 крепления к полу, цилиндр 3, в котором смонтирован пружинный механизм 4 с шариковым замком, предназначенный для регулировки кресла по высоте, и подвижный цилиндр 5 с храповым механизмом, регулирующим жесткость пружины 6 в зависимости от веса машиниста, которая установлена в полости этого цилиндра и служит в качестве виброзащиты. Сиденье включает каркас 7 и спинку 8, выполненные из профилей и оснащенные профилированными пенополиуретановыми подушками 9 и перемещаемой по высоте опорой 10 под поясницу, в которых выполнены сквозные отверстия, предназначенные для установки массажных средств, выполненных в виде модулей 11 псевдокипящего слоя, активная часть которых выступает из отверстий сиденья. Модули 11 расположены попарно и симметрично относительно продольной оси сиденья и подключены к блоку 12 питания и управления процессом массажа. Каждая пара модулей осуществляет массаж соответственно спины, поясницы и области малого таза. На сиденьи расположены ручки 13 и 14 управления механизмами его перемещения соответственно вверх-вниз и вперед-назад, подлокотники 15 смонтированы на спинке 8 с возможностью откидывания вверх для удобства посадки и эвакуации машиниста и могут раздвигаться в поперечном направлении в зависимости от комплекции последнего при помощи подпружиненного штыря 16, а также опускаться вниз при помощи кнопок 17.

Перед эксплуатацией в кресле осуществляют регулировки:

- жесткости пружины 6 в зависимости от веса машиниста при помощи водила 18 и фиксатора 19 храпового механизма, используя при этом шкалу 20 веса машиниста;

- положения модулей 11 в соответствии с ростом машиниста кресло при помощи средства перемещения, которым снабжено кресло, по меньшей мере, одного (верхнего ряда) указанных модулей 11, которое выполнено в виде верхней и нижней поперечин 21 (фиг.5), снабженных на концах обоймами 22, охватывающими трубу 23 корпуса и имеющими прорези под направляющие 24 корпуса, при этом надежная фиксация этих модулей 11 в выбранном положении обеспечивается снабжением кресла средством фиксации, выполненным в виде ряда лунок 25 на каждой из направляющих 24 корпуса, предназначенных для взаимодействия с подпружиненными шариковыми фиксаторами 26, жестко связанными со спинкой 8, при этом направляющие 24 расположены вдоль боковых поверхностей спинки 8 и жестко связаны с корпусом.

- высоты сиденья, используя ручку 13, управляющую шариковым замком;

- перемещения сиденья вперед-назад, используя ручку 14, свободный конец которой служит в качестве штыревого фиксатора, контактирующего с прорезями сиденья;

- установку опоры 10 под поясницу по комплекции машиниста.

В пути следования, или на остановках (стоянках) локомотива, или при появлении признаков утомления машинист, включив блок 12 питания и управления, осуществит сеанс массажа по выбранному режиму.

1. Кресло машиниста, содержащее подвеску, включающую крепящееся к полу основание, цилиндр, в котором смонтирован пружинный механизм с шариковым замком, предназначенный для регулировки кресла по высоте, и подвижный цилиндр с храповым механизмом, регулирующим жесткость установленной внутри цилиндра пружины в зависимости от веса машиниста и служащей в качестве виброзащиты, и сиденье, состоящее из каркаса и спинки, выполненных из профилей и оснащенных профилированными пенополиуретановыми подушками и перемещаемой по высоте опорой под поясницу, при этом на спинке установлены подлокотники, раздвигающиеся в поперечном направлении и откидывающиеся вверх, смонтированные на сиденье ручки управления перемещениями последнего вверх-вниз и вперед-назад, отличающееся тем, что кресло содержит массажные средства спины, поясницы и области малого таза, установленные попарно и симметрично относительно продольной оси сиденья и подключенные к блоку питания и управления процессом массажа, при этом, по крайней мере, один ряд массажных модулей спины установлен с возможностью перемещения вдоль продольной оси кресла и надежной фиксации в выбранном положении в соответствии с телосложением машиниста.

2. Кресло по п.1, отличающееся тем, что массажные средства спины, поясницы и области малого таза выполнены в виде модулей псевдокипящего слоя, активная часть которых расположена с выступанием в отверстиях сиденья кресла.

3. Кресло по п.1, отличающееся тем, что средство фиксации массажных модулей спины выполнено в виде ряда лунок на каждой из направляющих корпуса с возможностью взаимодействия с подпружиненными шариковыми фиксаторами, жестко связанными со спинкой, при этом направляющие расположены вдоль боковых поверхностей спинки и жестко связаны с корпусом.

4. Кресло по п.1, отличающееся тем, что средство перемещения массажных модулей спины выполнено в виде верхней и нижней поперечин, снабженных на концах обоймами, охватывающими трубу корпуса и имеющими прорези под направляющие корпуса.



 

Наверх