Упругая муфта

 

Полезная модель относится к области машиностроения и применима в конструкциях пассажирских вагонов железнодорожного транспорта для передачи крутящего момента от колесной пары к подвагонному генератору. Упругая муфта включает первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим карданным валом, вторую полумуфту с фланцем, надеваемую на ведомый вал, эластичный элемент, связанный с обеими полумуфтами, элемент-ограничитель, расположенный в торце первой полумуфты со стороны ведущего карданного вала и прикрепленный к ведомому валу посредством болта. Первая полумуфта охватывает вторую полумуфту с возможностью поворота вокруг нее, причем первая полумуфта дополнительно включает две втулки, вставленные в нее с противоположных сторон. В плоскости, перпендикулярной продольной оси ведомого и ведущего валов выполнено местное ослабление прочности эластичного элемента в виде соединенных с этим элементом металлических колец, скрепленных между собой заклепками. Кроме того под болт, прикрепляющий элемент-ограничитель к ведомому валу, установлена пружинная шайба, а в элементе-ограничителе установлен винт, связанный с болтом проволокой. Технический результат - обеспечение высокой надежности упругой муфты, позволяющей в аварийной ситуации обеспечить разрушение эластичного элемента в заданном сечении и исключить зависимость момента его разрушения от колебаний температуры окружающей среды. 9 з.п.ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения и применима в конструкциях пассажирских вагонов железнодорожного транспорта для передачи крутящего момента от колесной пары к подвагонному генератору.

Известна упругая муфта (патент RU 49594 F16D 3/74 опубл. 27.11.2005), выбранная за прототип. Муфта включает первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту с фланцем, одеваемую на ведомый вал и элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, при этом первая полумуфта охватывает вторую полумуфту с возможностью поворота вокруг нее. Кроме того, муфта включает шайбу, которая служит ограничительным элементом для первой полумуфты и предназначена для удержания первой полумуфты на второй полумуфте в случае остановки ведомого вала и разрушения элемента из эластичного материала. Шайба прикреплена к ведомому валу посредством болта, который выполнен с осевым отверстием для обеспечения попадания смазки через отверстия в ведомом валу и во второй полумуфте между поверхностями первой и второй полумуфт. Первая полумуфта включает две вставленные с противоположных сторон в нее втулки. Поверхности этих втулок выполнены с канавками для смазки, а зазор между втулками совпадает с отверстием в стенке второй полумуфты. Муфта включает также кожух, установленный на первой полумуфте с возможностью вращения вместе с ней относительно второй полумуфты при разрушении резинового элемента.

Указанная известная муфта имеет следующие недостатки:

1) Элемент из эластичного материала не обеспечивает стабильность момента разрушения в указанных пределах в аварийной ситуации при низких температурах;

2) В аварийной ситуации при заклинивании подшипников генератора разрушение элемента из эластичного материала происходит по косому или произвольному сечению. В данной ситуации происходит остановка второй полумуфты с ведомым валом, при этом первая полумуфта продолжает вращаться, в результате чего возникает трение частей элемента из эластичного материала о металлические элементы муфты и между собой, что может привести к самовозгоранию эластичного материала, отрыву муфты с карданным валом и падению частей привода на железнодорожный путь.

Технической задачей полезной модели является создание упругой муфты повышенной надежности, позволяющей в аварийной ситуации обеспечить стабильность момента ее разрушения в заданном сечении и в указанных пределах и свести к минимуму трение разрушенных частей эластичного элемента о металлические элементы муфты и между собой, а также исключить зависимость момента разрушения муфты от колебаний температуры окружающей среды.

Для решения указанной технической задачи в упругой муфте, включающей первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим карданным валом, вторую полумуфту с фланцем, надеваемую на ведомый вал, эластичный элемент, связанный с обеими полумуфтами, элемент-ограничитель, расположенный в торце первой полумуфты со стороны ведущего карданного вала и прикрепленный к ведомому валу посредством болта, при этом первая полумуфта охватывает вторую полумуфту с возможностью поворота вокруг нее, причем первая полумуфта дополнительно включает две втулки, вставленные в нее с противоположных сторон, согласно полезной модели, эластичный элемент выполнен с местным ослаблением прочности в виде соединенных с этим элементом металлических колец, скрепленных между собой заклепками, в плоскости, перпендикулярной продольной оси ведомого и ведущего валов, кроме того под болт, прикрепляющий элемент-ограничитель к ведомому валу, установлена пружинная шайба, а в элементе-ограничителе установлен винт, связанный с болтом проволокой.

Первая полумуфта дополнительно включает вставленную в нее втулку, охватывающую вторую полумуфту.

Внутренняя поверхность втулки, обращенная ко второй полумуфте, выполнена с канавками.

Вторая полумуфта дополнительно включает кольцо, установленное на ее фланце.

Эластичный элемент выполнен из резины и привулканизирован к фланцу первой полу муфты и кольцу второй полумуфты.

Элемент-ограничитель выполнен в виде шайбы с возможностью крепления к ведомому валу и удержания на нем второй полумуфты.

Болт выполнен с осевым сквозным отверстием.

Втулки первой полумуфты, вставленные в нее с противоположных сторон, изготовлены из бронзы, а поверхности этих втулок выполнены с канавками для смазки, при этом зазор между втулками совпадает с отверстием в стенке второй полумуфты.

Заклепки выполнены из стали или алюминиевого сплава.

Муфта может дополнительно включать кожух, установленный на фланце первой полумуфты и выполненный с возможностью вращения вместе с первой полумуфтой вокруг второй полумуфты.

Технический результат - обеспечение высокой надежности упругой муфты, позволяющей в аварийной ситуации обеспечить разрушение эластичного элемента в заданном сечении и исключить зависимость момента его разрушения от колебаний температуры окружающей среды. Сущность полезной модели поясняется чертежом. На фигуре представлена заявляемая упругая муфта в разрезе. Упругая муфта включает первую полумуфту 1, к которой крепится ведущий карданный вал 2, вторую полумуфту 3, надеваемую на ведомый вал 4 подвагонного генератора 5 и содержащую кольцо 6, и эластичный элемент 7, привулканизированный к поверхностям первой полумуфты 1 и к поверхности кольца 6 второй полумуфты 3. Первая полумуфта 1 и вторая полумуфта 3 выполнены из стали.

Первая полумуфта 1 включает вставленную в нее втулку, охватывающую вторую полумуфту 3 с возможностью поворота вокруг нее. Вставленная втулка может быть выполнена, например, из бронзы для уменьшения трения между ней и второй полумуфтой. Внутренняя поверхность втулки первой полумуфты 1, обращенная ко второй полумуфте 3, выполнена с канавками. Кроме того, первая полумуфта 1 дополнительно включает две бронзовые втулки 17, вставленные в нее с противоположных сторон. Втулки 17 исполняют роль подшипников скольжения и предназначены для уменьшения трения. Внутренние поверхности втулок 17 выполнены с канавками для смазки, а зазор между втулками совпадает с отверстием в стенке второй полумуфты.

Вторая полумуфта 3 дополнительно включает кольцо, установленное на ее фланце.

Эластичный элемент 7 выполнен из резины и привулканизирован к фланцу первой полумуфты и кольцу второй полумуфты. В плоскости, перпендикулярной продольной оси ведомого 4 и ведущего 2 валов выполнено местное ослабление прочности эластичного элемента 7 в виде соединенных с этим элементом металлических колец 8 и 9, скрепленных между собой заклепками 10, которые могут быть выполнены из стали или алюминиевого сплава.

Кроме того, муфта включает элемент-ограничитель 11, выполненный в виде шайбы. Элемент-ограничитель 11 расположен в торце первой полумуфты 1 со стороны ведущего карданного вала 2 и прикреплен к ведомому валу 4 посредством болта 12. Элемент-ограничитель 11 предназначен для удержания первой полумуфты 1 на второй полумуфте 3 при разрушении эластичного элемента 7. Болт 12 выполнен с осевым сквозным отверстием 13 для обеспечения попадания смазки через отверстия в ведомом валу 4 и во второй полумуфте 3 между поверхностями первой и второй полумуфт. Для исключения самопроизвольного отвинчивания болта 12 под него установлена пружинная шайба 14, а в элементе-ограничителе 11 установлен винт 15, связанный с болтом 12 проволокой 16, обеспечивающей дополнительное стопорение данного болта. Муфта включает также кожух 18, установленный на первой полумуфте 1 с возможностью вращения вместе с ней относительно второй полумуфты 3 при разрушении эластичного элемента 7.

В аварийной ситуации при заклинивании подшипника подвагонного генератора 5 происходит разрушение заклепок 10 между металлическими кольцами 8 и 9, что позволяет сохранить целостность всего привода без передачи крутящего момента от ведущего карданного вала 2 к подвагонному генератору 5. При этом исключается самовозгорание муфты, так как трение разрушенных частей будет минимальным.

Заявленная конструкция упругой муфты обеспечивает ее высокую надежность, так как позволяет в аварийной ситуации обеспечить разрушение эластичного элемента в заданном сечении и исключить зависимость момента разрушения муфты от колебаний температуры окружающей среды.

1. Упругая муфта, включающая первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим карданным валом, вторую полумуфту с фланцем, надеваемую на ведомый вал, эластичный элемент, связанный с обеими полумуфтами, элемент-ограничитель, расположенный в торце первой полумуфты со стороны ведущего карданного вала и прикрепленный к ведомому валу посредством болта, при этом первая полумуфта охватывает вторую полумуфту с возможностью поворота вокруг нее, причем первая полумуфта дополнительно включает две втулки, вставленные в нее с противоположных сторон, отличающаяся тем, что эластичный элемент выполнен с местным ослаблением прочности в виде соединенных с этим элементом металлических колец, скрепленных между собой заклепками, в плоскости, перпендикулярной продольной оси ведомого и ведущего валов, кроме того, под болт, прикрепляющий элемент-ограничитель к ведомому валу, установлена пружинная шайба, а в элементе-ограничителе установлен винт, связанный с болтом проволокой.

2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что первая полумуфта дополнительно включает вставленную в нее втулку, охватывающую вторую полумуфту.

3. Муфта по п.2, отличающаяся тем, что внутренняя поверхность втулки, обращенная ко второй полумуфте, выполнена с канавками.

4. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что вторая полумуфта дополнительно включает кольцо, установленное на ее фланце.

5. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что эластичный элемент выполнен из резины и привулканизирован к фланцу первой полумуфты и кольцу второй полумуфты.

6. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что элемент-ограничитель выполнен в виде шайбы с возможностью крепления к ведомому валу и удержания на нем второй полумуфты.

7. Муфта по п.3, отличающаяся тем, что болт выполнен с осевым сквозным отверстием.

8. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что втулки первой полумуфты, вставленные в нее с противоположных сторон, изготовлены из бронзы, а поверхности этих втулок выполнены с канавками для смазки, а зазор между втулками совпадает с отверстием в стенке второй полумуфты.

9. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что заклепки выполнены из стали или алюминиевого сплава.

10. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно включает кожух, установленный на фланце первой полумуфты и выполненный с возможностью вращения вместе с первой полумуфтой вокруг второй полумуфты.



 

Наверх