Шарнирно-рычажный механизм с одним кривошипом, двумя шатунами и одним вериткальным ползуном

 

Полезная модель относится к лабораторному оборудованию и может быть применена в учебных лабораториях по теоретической и прикладной механике, по теории механизмов и машин и другим общетехническим дисциплинам технических вузов, техникумов и технических училищ.

Известный шарнирно-рычажный механизм имеет неизменяемые длины звеньев и неизменяемые положения опор. Это не позволяет проводить исследования по выявлению зависимостей, например, величин скоростей и ускорений точек механизма от длины звеньев.

В предложенном механизме все рычажные звенья выполнены телескопическими с клеммами на концах, а площадки, на которых расположены опоры, стали иметь возможность изменять свои положения. Это позволило обучающимся проводить учебно-исследовательскую работу по выявлению, например, величин скоростей и ускорений, а также сил взаимодействия звеньев, от размеров звеньев и положения их опор. 1 ил.

Полезная модель относится к лабораторному оборудованию и может быть применена в учебных лабораториях по теоретической и прикладной механике, по теории механизмов и машин и другим общетехническим дисциплинам технических вузов, техникумов и технических училищ.

Известен многозвенный шарнирно-рычажный механизм (Анализ и синтез плоских механизмов /Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др./ Под редакцией д. т. н., профессора Маркина Ю.С. - Казань, Татарское кн. изд-во, 2003, стр.71, задания 76-80), начальное положение опор и длины звеньев которого определяются соответствующими размерами a, b, с, d, e, R=f, состоящий из кривошипа, направленного вверх с левым уклоном и шарнирно связанного с первым шатуном, направленным вниз с правым уклоном, который другим своим концом шарнирно связан с балансиром, направленным вниз с левым уклоном, другой конец которого связан с неподвижным вращательным шарниром, расположенным ниже и правее неподвижного вращательного шарнира, которым кривошип связан со станиной, шатун в средней своей части шарнирно связан со вторым шатуном, направленным вниз с левым уклоном и шарнирно связанным с ползуном, расположенным в вертикальных направляющих, находящихся левее второго шатуна, а их ось симметрии проходит вертикально и находится между неподвижными вращательными шарнирами кривошипа и балансира, длины шатунов одинаковы, длина кривошипа равна половине расстояния по вертикали между неподвижными шарнирами кривошипа и балансира.

Основной недостаток известного многозвенного шарнирно-рычажного механизма заключается в том, что он имеет постоянные размеры звеньев и постоянное положение опор, не позволяющих проводить исследования по отысканию зависимостей, например, величин скоростей и ускорений характерных точек механизма от размеров его звеньев, величин сил взаимодействия его звеньев от их размеров.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается в том, чтобы сделать звенья механизма изменяемыми по длине с соответствующим изменением положения их опор с тем, чтобы можно было проводить исследования по выявлению зависимостей величин скоростей и ускорений характерных точек механизма от размеров звеньев и положения их опор, а также зависимостей величин сил взаимодействия от размеров звеньев.

Технический результат достигается тем, что в шарнирно-рычажном механизме с одним кривошипом, двумя шатунами и одним вертикальным ползуном, состоящем из кривошипа, направленного вверх с левым уклоном и шарнирно связанного с первым шатуном, направленным вниз с правым уклоном, который другим своим концом шарнирно связан с балансиром, направленным вниз с левым уклоном, другой конец которого связан с неподвижным вращательным шарниром, расположенным ниже и правее неподвижного вращательного шарнира, которым кривошип связан со станиной, шатун в средней своей части шарнирно связан со вторым шатуном, направленным вниз с левым уклоном и шарнирно связанным с ползуном, расположенным в вертикальных направляющих, находящихся левее второго шатуна, а их ось симметрии проходит вертикально и находится между неподвижными вращательными шарнирами кривошипа и балансира, длины шатунов одинаковы, длина кривошипа равна половине расстояния по вертикали между неподвижными шарнирами кривошипа и балансира, согласно нашему предложению, все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими, наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам, а площадки, на которых находятся основания неподвижных вращательных шарниров и вертикальные направляющие ползуна выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.

Такое исполнение шарнирно-рычажного механизма позволило изменять размеры его звеньев и положения их опор и исследовать зависимость, например, скоростей и ускорений характерных точек механизма, а также других характеристик, например, силовых, от размеров звеньев и положения их опор.

На фиг. представлена схема шарнирно-рычажного механизма.

Шарнирно-рычажный механизм с одним кривошипом, двумя шатунами и одним вертикальным ползуном, начальное положение опор и длины звеньев которого определяются соответствующими размерами а , b, с, d, e и R равное f, состоит из кривошипа AO1 . Кривошип направлен вверх с левым уклоном и шарнирно связан с первым шатуном ADB, направленным вниз с правым уклоном. Шатун другим своим концом шарнирно связан с балансиром ВС, направленным вниз с левым уклоном. Другой конец балансира связан с неподвижным вращательным шарниром С, расположенным ниже и правее неподвижного вращательного шарнира O1, которым кривошип связан со станиной. Шатун в средней своей части в точке D шарнирно связан со вторым шатуном DE, направленным вниз с левым уклоном и шарнирно связанным с ползуном 1, расположенным в вертикальных направляющих, находящихся левее второго шатуна. Ось симметрии направляющих проходит вертикально и находится между неподвижными вращательными шарнирами О1 и С кривошипа и балансира. Длины шатунов ADB и DE одинаковы. Длина кривошипа АО1 равна половине расстояния по вертикали между неподвижными шарнирами O1 и С кривошипа и балансира. Все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими. Наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам. Например, кривошип AO1 имеет наружный стержень 2 и клемму 3, расположенную на конце звена. Площадки, на которых находятся основания неподвижных вращательных шарниров О1 и С, и вертикальные направляющие ползуна 1 выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих соответственно 4, 5, 6, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих соответственно 7, 8, 9 и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.

Шарнирно-рычажный механизм работает следующим образом.

Например, изменяем длину кривошипа АО1. Для этого ослабляем затяжку резьбовых крепежных элементов клеммы, выдвигаем внутренний стержень из наружного и устанавливаем нужную длину кривошипа, а затем жестко соединяем стержни с помощью клеммы затяжкой резьбовых крепежных элементов. При этом изменяется скорость точки А, которая определяется по формуле: ,

где 1 - угловая скорость кривошипа; - длина кривошипа.

При увеличенной длине кривошипа увеличивается и величина скорости точки А. С изменением скорости точки А происходит изменение скоростей и других характерных точек механизма, например, точек В, D, Е. Изменяя ступенчато длину кривошипа и определяя скорости характерных точек механизма, можно выявлять зависимость величин скоростей точек от длины кривошипа. Аналогично можно определять зависимости и величин ускорений характерных точек от длины кривошипа, а также сил взаимодействия звеньев механизма, известными методами теоретической механики и теории механизмов и машин.

Следует сказать, что можно определять скорости и ускорения не только характерных точек механизма, но и любых других точек, принадлежащих звеньям рассматриваемого механизма.

По аналогии можно изменять размеры и других звеньев и выявлять необходимые зависимости. Опыт показывает, что у предложенного механизма появились огромные возможности в осуществлении различных сочетаний в изменении длин звеньев, а у обучающихся - широкие возможности для проведения учебно-исследовательской работы.

Задача, поставленная перед полезной моделью, полностью выполнена.

Шарнирно-рычажный механизм с одним кривошипом, двумя шатунами и одним вертикальным ползуном, состоящий из кривошипа, направленного вверх с левым уклоном и шарнирно связанного с первым шатуном, направленным вниз с правым уклоном, который другим своим концом шарнирно связан с балансиром, направленным вниз с левым уклоном, другой конец которого связан с неподвижным вращательным шарниром, расположенным ниже и правее неподвижного вращательного шарнира, которым кривошип связан со станиной, шатун в средней своей части шарнирно связан со вторым шатуном, направленным вниз с левым уклоном и шарнирно связанным с ползуном, расположенным в вертикальных направляющих, находящихся левее второго шатуна, а их ось симметрии проходит вертикально и находится между неподвижными вращательными шарнирами кривошипа и балансира, длины шатунов одинаковы, длина кривошипа равна половине расстояния по вертикали между неподвижными шарнирами кривошипа и балансира, отличающийся тем, что все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими, наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам, а площадки, на которых находятся основания неподвижных вращательных шарниров, и вертикальные направляющие ползуна выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.



 

Наверх