Шарнирно-рычажный механизм с одним кривошипом, двумя шатунами, одним вертикальным и одним криволинейным ползунами

 

Полезная модель относится к лабораторному оборудованию и может быть применена в учебных лабораториях по теоретической и прикладной механике, по теории механизмов и машин и другим общетехническим дисциплинам технических вузов, техникумов и технических училищ. Известный шарнирно-рычажный механизм имеет неизменяемые длины звеньев и неизменяемые положения опор. Это не позволяет проводить исследования по выявлению зависимостей, например, величин скоростей и ускорений точек механизма от длины звеньев. В предложенном механизме все рычажные звенья выполнены телескопическими с клеммами на концах, а площадки, на которых расположены опоры, стали иметь возможность изменять свои положения. Это позволило обучающимся проводить учебно-исследовательскую работу по выявлению, например, величин скоростей и ускорений, а также сил взаимодействия звеньев, от размеров звеньев и положения их опор. 1 ил.

Полезная модель относится к лабораторному оборудованию и может быть применена в учебных лабораториях по теоретической и прикладной механике, по теории механизмов и машин и другим общетехническим дисциплинам технических вузов, техникумов и технических училищ.

Известен многозвенный шарнирно-рычажный механизм (Анализ и синтез плоских механизмов /Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др./ Под редакцией д.т.н., профессора Маркина Ю.С. - Казань, Татарское кн. изд-во, 2003, стр.74, задания 91-95), начальное положение опор и длины звеньев которого определяются соответствующими размерами а, b, с, R, состоящий из кривошипа, направленного вверх с правым уклоном и шарнирно связанного с первым шатуном, направленным вниз с правым уклоном, который своим нижним концом шарнирно связан с вертикальным ползуном, расположенным в вертикальных направляющих, находящихся ниже первого шатуна, ось симметрии которых проходит через неподвижный вращательный шарнир, которым кривошип связан со станиной, вертикальный ползун шарнирно связан со вторым шатуном, направленным вверх с левым уклоном, который другим своим концом шарнирно связан с криволинейным ползуном, расположенным в круговых направляющих на уровне неподвижного вращательного шарнира кривошипа, радиус траектории шарнира криволинейного ползуна равен 0,7 м, а центр кривизны совпадает с неподвижным вращательным шарниром кривошипа, длины шатунов одинаковы и составляют 0,9 м, длина кривошипа равна 0,25 м.

Основной недостаток известного многозвенного шарнирно-рычажного механизма заключается в том, что он имеет постоянные размеры звеньев и постоянное положение опор, не позволяющих проводить исследования по отысканию зависимостей, например, величин скоростей и ускорений характерных точек механизма от размеров его звеньев, величин сил взаимодействия его звеньев от их размеров.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается в том, чтобы сделать звенья механизма изменяемыми по длине с соответствующим изменением положения их опор с тем, чтобы можно было проводить исследования по выявлению зависимостей величин скоростей и ускорений характерных точек механизма от размеров звеньев и положения их опор, а также зависимостей величин сил взаимодействия от размеров звеньев.

Технический результат достигается тем, что в шарнирно-рычажном механизме с одним кривошипом, двумя шатунами, одним вертикальным и одним криволинейным ползунами, состоящем из кривошипа, направленного вверх с правым уклоном и шарнирно связанного с первым шатуном, направленным вниз с правым уклоном, который своим нижним концом шарнирно связан с вертикальным ползуном, расположенным в вертикальных направляющих, находящихся ниже первого шатуна, ось симметрии которых проходит через неподвижный вращательный шарнир, которым кривошип связан со станиной, вертикальный ползун шарнирно связан со вторым шатуном, направленным вверх с левым уклоном, который другим своим концом шарнирно связан с криволинейным ползуном, расположенным в круговых направляющих на уровне неподвижного вращательного шарнира кривошипа, согласно нашему предложению, все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими, наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам, а площадка, на которой находится основание неподвижного вращательного шарнира кривошипа, и направляющие ползунов выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.

Такое исполнение шарнирно-рычажного механизма позволило изменять размеры его звеньев и положения их опор и исследовать зависимость, например, скоростей и ускорений характерных точек механизма, а также других характеристик, например, силовых, от размеров звеньев и положения их опор.

На фиг. представлена схема шарнирно-рычажного механизма.

Шарнирно-рычажный механизм с одним кривошипом, двумя шатунами, одним вертикальным и одним криволинейным ползунами, начальное положение опор и длины звеньев которого определяются соответствующими размерами а , b, с, R, состоит из кривошипа АО1, направленного вверх с правым уклоном и шарнирно связанного с первым шатуном АВ, направленным вниз с правым уклоном, который своим нижним концом в точке В шарнирно связан с вертикальным ползуном 1. Ползун 1 расположен в вертикальных направляющих, находящихся ниже шатуна, ось симметрии которых проходит через неподвижный вращательный шарнир О1, которым кривошип связан со станиной. Вертикальный ползун 1 шарнирно связан со вторым шатуном ВС, направленным вверх с левым уклоном, который другим своим концом в точке С шарнирно связан с вертикальным ползуном 2, расположенным в круговых направляющих на уровне неподвижного вращательного шарнира O1 кривошипа. Радиус траектории шарнира вертикального ползуна 2 равен 0,7 м, а центр кривизны совпадает с неподвижным вращательным шарниром O1 кривошипа. Длины шатунов одинаковы и составляют 0,9 м. Длина кривошипа равна 0,25 м. Все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими. Наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам. Например, шатун АВ имеет наружный стержень 3 и клемму 4, расположенную на конце звена.

Площадка, на которой находится основание неподвижного вращательного шарнира О1 кривошипа, и направляющие ползунов 1 и 2 выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих соответственно 5, 6, 7, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих соответственно 8, 9, 10 и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.

Шарнирно-рычажный механизм работает следующим образом.

Например, изменяем длину кривошипа АО1. Для этого ослабляем затяжку резьбовых крепежных элементов клеммы, выдвигаем внутренний стержень из наружного и устанавливаем нужную длину кривошипа, а затем жестко соединяем стержни с помощью клеммы затяжкой резьбовых крепежных элементов. При этом изменяется скорость точки А, которая определяется по формуле:

,

где 1 - угловая скорость кривошипа; - длина кривошипа.

При увеличенной длине кривошипа увеличивается и величина скорости точки А. С изменением скорости точки А происходит изменение скоростей и других характерных точек механизма, например, точек В, С. Изменяя ступенчато длину кривошипа и определяя скорости характерных точек механизма, можно выявлять зависимость величин скоростей точек от длины кривошипа. Аналогично можно определять зависимости и величин ускорений характерных точек от длины кривошипа, а также сил взаимодействия звеньев механизма, известными методами теоретической механики и теории механизмов и машин. Следует сказать, что можно определять скорости и ускорения не только характерных точек механизма, но и любых других точек, принадлежащих звеньям рассматриваемого механизма.

По аналогии можно изменять размеры и других звеньев и выявлять необходимые зависимости. Опыт показывает, что у предложенного механизма появились огромные возможности в осуществлении различных сочетаний в изменении длин звеньев, а у обучающихся - широкие возможности для проведения учебно-исследовательской работы.

Задача, поставленная перед полезной моделью, полностью выполнена.

Шарнирно-рычажный механизм с одним кривошипом, двумя шатунами, одним вертикальным и одним криволинейным ползунами, состоящий из кривошипа, направленного вверх с правым уклоном и шарнирно связанного с первым шатуном, направленным вниз с правым уклоном, который своим нижним концом шарнирно связан с вертикальным ползуном, расположенным в вертикальных направляющих, находящихся ниже первого шатуна, ось симметрии которых проходит через неподвижный вращательный шарнир, которым кривошип связан со станиной, вертикальный ползун шарнирно связан со вторым шатуном, направленным вверх с левым уклоном, который другим своим концом шарнирно связан с криволинейным ползуном, расположенным в круговых направляющих на уровне неподвижного вращательного шарнира кривошипа, отличающийся тем, что все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими, наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам, а площадка, на которой находится основание неподвижного вращательного шарнира кривошипа, и направляющие ползунов выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.



 

Похожие патенты:

Локомотив // 117377

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам двигатель-генератор, и может быть использовано при проектировании и производстве источников переменного тока
Наверх