Насос шестеренный битумный

 

Насос шестеренный битумный относится к гидравлическим машинам объемного вытеснения и предназначен для перекачивания органических и синтетических вяжущих материалов (битумы различных марок с абразивными наполнителями до 40% объема, термальные масла-теплоносители с температурой до +250°С, вязкостью от 20 до 3500 сСт). Может использоваться в дорожно-строительной технике. Насос битумный шестеренный содержит сварной корпус, крышки, вставки, шестерни, ведущий и ведомый валы, подшипники, уплотнительные фланцы. Шестерни разрезаны на четыре равные части плоскостями, параллельными плоскостям движения, на глубину 1,051,1 основного радиуса шестерни, уменьшая, таким образом, динамические нагрузки в зубчатом зацеплении. Это снижает коэффициент передачи усилий зубьев шестерни более чем в два раза, улучшает динамику шестерен, что позволяет уменьшить межосевое расстояние примерно на 25%, то есть уменьшить габариты шестерен и всего насоса в целом.

Насос шестеренный битумный относится к гидравлическим машинам объемного вытеснения и предназначен для перекачивания органических и синтетических вяжущих материалов (битумы различных марок с абразивными наполнителями до 40% объема, термальные масла-теплоносители с температурой до +250°C, вязкостью от 20 до 3500 сСт). Может использоваться в дорожно-строительной технике.

Известен насос шестеренный битумный Д3-212, выпускаемый ООО "СХМ "Инструмент" г.Брянск. Насос битумный состоит из сварного корпуса, ведущей и ведомой шестерен, ведущего и ведомого валов, вставок, крышек, подшипников, уплотнительных фланцев, патрубков.

Основными недостатками рассмотренного насоса являются:

- в корпусе насоса установлены две шестерни, линия зацепления между ведомой и ведущей шестернями не обеспечивает совместного перемещения контактирующих точек зубьев, которое необходимо для совершения элементарной работы именно этими точками в ряду других, последовательно входящих в зацепление подобных точек;

- поверхностные слои зубьев шестерен, где происходят колебания вызванные динамическими нагрузками, являются наиболее напряженными участками зубьев, на них наблюдаются выкрашивания и следы заедания, соизмеримы по глубине с амплитудой колебаний.

Наиболее близким, принятым за прототип является торцовое уплотнение ведущего вала битумного шестеренного насоса НШ-140С (патент на полезную модель 100150 - авторы: О.А.Горленко, М.Г.Шалыгин, патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Брянский государственный технический университет" (RU). Основной индекс по МПК: F04C 2/08, Опубликовано: 10.12.2010 г.).

Недостаткам является не эффективность работы коэффициент передачи усилия зубьев шестерен, в данном случае он больше четырех, а он не должен превышать единицы.

Задача полезной модели - повышение надежности в эксплуатации, износостойкости, долговечности, снижение материалоемкости.

Насос битумный шестеренный, содержащий корпус, крышки закрывающие, вставки, ведущую и ведомую шестерни, ведущий и ведомый валы, подшипники, уплотнительные фланцы, отличающийся тем, что зубья шестерен разрезаны на четыре равные части плоскостями, параллельными плоскостям движения, на глубину 1,051,1 основного радиуса шестерни, что позволяет уменьшить межосевое расстояние ведущих и ведомых шестерен на ¼ и, в следствие этого, всего насоса в целом. При увеличении глубины разреза зуба больше 1,1 основного радиуса шестерни значительно уменьшается прочность зуба при изгибе При глубине разреза зуба менее 1,05 основного радиуса шестерни заявленный эффект не достигается по причине не значительного изменения площади контакта (по Герцу). Технический результат достигается благодаря меньшей площади контакта при зацеплении зубьев и снижения динамической нагрузки в зубчатом зацеплении.

На фиг.1 изображен главный вид насоса, на фиг.2 - вид сбоку.

На корпус 1 (фиг.1) устанавливается регулирующая крышка 11 и закрепляется болтами 12. Вставки 7 и 9 в сборе с фланцами 10 совместно опускаются в корпус 1 и крепятся к регулирующей крышке 11 болтами 13. На корпус 1 (фиг.1) устанавливается прокладка 3 и крышка 2 в сборе с подшипниками 5 и закрепляется болтами 4. Ротор ведущий соединяется с ротором ведомым и совместно опускается в корпус 1 с последующей подпрессовкой роторов 6 и 8 до упора подшипников 5 в торец крышки 2.В корпус 1 (фиг.1) совместно устанавливаются шестерни 22 и вставки 15, 16 в сборе с фланцами 10. Регулирующая крышка 17 устанавливается на корпус 1 и закрепляется болтами. Вставки 15 и 16 с помощью болтов 13 притягиваются к регулирующей крышке 17, до установления необходимого зазора между шестернями 22 и вставками. На корпус 1 (фиг.1) устанавливается прокладка 14, крышка 18 с подпрессовкой до совмещения ее с прокладкой и закрепляются болтами 4. На ведущий вал 1 устанавливается сальниковая набивка 19, устанавливается букса нажимная 20 и закрепляется гайками 21.К фланцам 23 насоса (фиг.2) подсоединяются всасывающий и напорный битумопроводы, к втулкам 24 (фиг.2) паропроводы для подогрева корпуса насоса до необходимой температуры перекачиваемой жидкости. После прогрева насоса включается привод - вращение вала ротора ведущего 6 (фиг.1). При вращении шестерен роторов 6 и 8 (фиг.1) происходит заполнение перекачиваемой жидкостью межзубового пространства и перенос жидкости на другую сторону насоса и выдавливания ее в напорную магистраль. При изменении направления вращения на обратное, соответственно, изменяется направление подачи перекачиваемой жидкости.

Таким образом, предлагаемый битумный шестеренный насос позволяет уменьшить динамические нагрузки в зубчатом зацеплении, снизить коэффициент передачи усилий зубьев шестерни более чем в два раза, улучшить динамику шестерен, снизить материалоемкость изготовления.

Насос битумный шестеренный, содержащий сварной корпус, крышки закрывающие, вставки, шестерни ведущую и ведомую, ведущий и ведомый валы, подшипники, уплотнительные фланцы, отличающийся тем, что зубья шестерен разрезаны на четыре равные части плоскостями, параллельными плоскостям движения, на глубину 1,051,1 основного радиуса шестерни.



 

Наверх