Переключатель основного управления механизацией крыла летательного аппарата

 

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к устройствам управления системой механизации крыла летательного аппарата, имеющего закрылки и предкрылки, в частности, к переключателю основного управления механизацией крыла летательного аппарата (ЛА). Переключатель включает встроенные в силовой корпус центрального пульта управления ЛА командный и задающий блоки управления. Командный блок содержит двуплечий рычаг с рукояткой и гашеткой. Плечи рычага соединены между собой под углом, превышающем 95°, и обеспечивают расположение рычага в силовом корпусе с возможностью поворотов на угол, достаточный для рабочего управления механизацией крыла в полном диапазоне заданных угловых перемещений предкрылков и закрылков. Задающий блок переключателя содержит встроенную в силовой корпус ось с качалкой, снабженной датчиками положений предкрылков и закрылков, концевыми выключателями приводов. Соединение командного блока с качалкой задающего блока выполнено посредством тандерной тяги. Длины качалки и тандерной тяги выполнены не более длины нижнего плеча рычага основного управления. Технический результат состоит в разработке переключателя основного управления механизацией крыла самолета с повышенной надежностью, улучшенными эксплуатационными качествами управления, а также в повышении безопасности управления при снижении габаритов и веса конструкций. 1 н.п. ф-лы, 4 з.п. ф-лы, 3 илл.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к устройствам управления системой механизации крыла летательного аппарата, имеющего закрылки и предкрылки, в частности, к переключателю основного управления механизацией крыла летательного аппарата (ЛА).

Известен переключатель основного управления механизацией крыла самолета с корпусом командного блока, содержащим двуплечий рычаг основного управления с рукояткой и встроенной гашеткой на одном конце, системой пошаговой фиксации промежуточных положений рычага и соответственно управляемых элементов механизации крыла, выполненный с возможностью шарнирного соединения через тандерную тягу с задающим блоком системы управления механизацией (АС 728331, 27.11.1978).

Недостатком известного устройства является относительная сложность управления механизацией крыла самолета из-за трудности попадания фиксирующего элемента гашетки рычага управления, выполненного с широким наконечником, в ответные углубления системы пошаговой фиксации из-за предельно ограниченного входного устья углубления в стенке корпуса блока, в котором закреплен рычаг. Это снижает надежность управления в полетных условиях. Кроме того, известное устройство имеет повышенные габариты и материалоемкость, в частности из-за малого угла, под которым соединены верхнее и нижнее плечи рычага, чем обусловлена необходимость применения в системе управления более длинной и соответственно и материалоемкой тандерной тяги.

Задача, решаемая полезной моделью, заключается в разработке конструкции переключателя основного управления механизацией крыла летательного аппарата с повышенной надежностью и простотой управления за счет создания более совершенных технических решений указанного устройства, обеспечивающих быстроту задействования и удобство пользования в полетных и наземных условиях, в уменьшении сложности операций и расширении функциональных возможностей, а также в повышении безопасности управления летательным аппаратом при снижении габаритов и веса конструкции.

Поставленная задача решается тем, что переключатель основного управления механизацией крыла летательного аппарата, согласно полезной модели, включает связанные между собой, встроенные в силовой корпус центрального пульта управления ЛА посредством силовых корпусов командный и задающий блоки управления механизацией крыла, при этом командный блок содержит рычаг, который выполнен двуплечим первого рода, снабжен рукояткой с гашеткой, которая установлена на верхнем плече рычага, при этом плечи рычага соединены между собой под утлом, превышающем 95°, и обеспечивают расположение рычага в силовом корпусе с возможностью поворотов на угол, достаточный для рабочего управления механизацией крыла в полном диапазоне заданных угловых перемещений предкрылков и закрылков через подвижное соединение двуплечего рычага с задающим блоком переключателя, причем последний содержит встроенную в силовой корпус ось с качалкой, снабженной датчиками положений предкрылков и закрылков, концевыми выключателями приводов, при этом соединение командного блока с качалкой задающего блока выполнено посредством тандерной тяги, связывающей нижнее плечо двуплечего рычага с качалкой через шарниры вращения, перемещаемые в плоскости, параллельной плоскости поворотов рычага основного управления, а длины качалки и тандерной тяги выполнены не более длины нижнего плеча рычага основного управления.

При этом силовой корпус задающего блока может быть жестко зафиксирован в силовом корпусе центрального пульта управления, предпочтительно, на боковой грани последнего с ориентацией поворотной оси задающего блока, параллельно упомянутой оси поворотов двуплечего рычага командного блока переключателя.

Силовой корпус командного блока переключателя может быть выполнен в виде сдвоенной коробчатой секторной рамы с боковыми гранями, клинообразно сужающимися к нижней части, в которой размещена ось поворотов указанного двуплечего рычага.

Силовой корпус командного блока переключателя может быть частично расположен над и частично под панелью пульта управления механизацией крыла, встроенной в панель центрального пульта, и кроме того прикреплен к указанной панели предпочтительно снизу.

Верхняя кромка боковых граней указанною силового корпуса может быть очерчена по радиусу, исходящему из центра поворотов двуплечего рычага и оснащена с боков, предпочтительно, двумя пластинами идентичной одинарной кривизны, изогнутыми по тому же радиусу, при этом указанные пластины снабжены градацией угловых положений управляемых предкрылков и закрылков, выполненной с возможностью пошаговой фиксации двуплечего рычага основного управления во всех заданных промежуточных и концевых положениях, соответствующих полному заданному диапазону угловых перемещений предкрылков и закрылков механизации крыла самолета.

Технический результат, достигаемый приведенной совокупностью признаков, заключается в разработке переключателя основного управления механизацией крыла ЛА с повышенной конструктивной простотой, надежностью и улучшенными эксплуатационными качествами за счет найденных в полезной модели функционально эффективной формы силового корпуса командного блока в виде секторной коробчатой рамы с размещенной в ней рычага с рукояткой и гашеткой, обеспечивающей более простую и надежную пошаговую фиксацию рычага основного управления, а также достижение одновременно выполняемых дифференцированных поворотов закрылков и предкрылков на различные углы в пределах пошаговых перемещений управляемых одним рычагом, что повышает простоту, надежность и безопасность управления предлагаемым устройством в полетных условиях, при этом получено снижение массы и габаритов переключателя основного управления механизацией крыла летательного аппарата.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

На фиг.1 изображен пульт управления предкрылками и закрылками механизации крыла ЛА, в 3D;

На фиг.2 - силовой корпус командного блока управления с рычагом основного управления механизацией крыла ЛА, вид сбоку:

На фиг.3 - разрез по А-А на фиг.2.

Переключатель основного управления механизацией крыла летательного аппарата (ЛА) включает связанные между собой, встроенные в силовой корпус 1 центрального пульта 2 управления самолетом силовой корпус 3 командною блока 4 управления и силовой корпус 5 задающего блока 6 управления механизацией крыла самолета.

Командный блок 4 содержит рычаг 7. Рычаг 7 выполнен двуплечпм первого рода, снабжен рукояткой 8 с гашеткой 9, которая установлена на верхнем плече 10 рычага 7. Верхнее и нижнее плечи 10 и 11 соответственно рычага 7 соединены между собой под углом, превышающем 95°, и обеспечивают расположение рычага в силовом корпусе 3 с возможностью поворотов на угол, достаточный для рабочего управления механизацией крыла в полном диапазоне заданных угловых перемещений предкрылков и закрылков через подвижное соединение двуплечего рычага 7 с задающим блоком 6 переключателя.

Задающий блок 6 содержит встроенную в силовой корпус 5 ось с качалкой 12, снабженной датчиками положений предкрылков и закрылков, концевыми выключателями приводов. Соединение командного блока 4 с качалкой 12 задающего блока 6 выполнено посредством тандерной тяги 13. Тандерная тяга 13 связывает нижнее плечо 11 двуплечего рычага 7 с качалкой 12 через шарниры 14 вращения, перемещаемые в плоскости, параллельной плоскости поворотов рычага 7 основного управления. Длины качалки 12 и тандерной тяги 13 выполнены не более длины нижнего плеча 11 рычага 7 основного управления.

Силовой корпус 5 задающего блока 6 жестко зафиксирован в силовом корпусе 1 центрального пульта 2 управления, предпочтительно, на боковой грани последнего с ориентацией поворотной оси задающего блока 6, параллельно упомянутой оси поворотов двуплечего рычага 7 командного блока 4 переключателя.

Силовой корпус 4 командного блока 3 переключателя выполнен в виде сдвоенной коробчатой секторной рамы 15 с боковыми гранями 16, клинообразно сужающимися к нижней части, в которой размещена ось поворотов двуплечего рычага 7. Силовой корпус 4 командного блока 3 переключателя частично расположен над и частично под панелью 17 пульта управления механизацией крыла, встроенной в панель центрального пульта 2, и кроме того прикреплен к указанной панели, предпочтительно, снизу. Верхняя кромка боковых граней 16 силового корпуса 4 очерчена по радиусу, исходящему из центра поворотов двуплечего рычага 7 и оснащена с боков, предпочтительно, двумя пластинами 18 идентичной одинарной кривизны, изогнутыми по тому же радиусу. Пластины 18 снабжены градацией угловых положений управляемых предкрылков и закрылков, выполненной с возможностью пошаговой фиксации двуплечего рычага 7 основного управления во всех заданных промежуточных и концевых положениях, соответствующих полному заданному диапазону угловых перемещений предкрылков и закрылков механизации крыла самолета.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При необходимости выпуска предкрылков и закрылков относительно неподвижной части крыла нажимают на рукоятку 8, утапливают гашетку 9 в корпусе рукоятки 8, выводя из зацепления систему пошаговой фиксации рычага 7 и тянут рычаг 7 в направлении против полета до первого фиксированного положения. Контролируют по приборам изменение углов наклона предкрылков и закрылков. При этом фиксирующий протяженный элемент 19 подпружиненной гашетки 9 автоматически опускается в соответствующую выемку системы пошаговой фиксации на стенке силового корпуса 3 командного блока 4. После этого, если необходимо продолжить выпуск предкрылков и закрылков, поджимая и отпуская гашетку 8, рычаг 7 основного управления последовательно пошагово переводят до нужного положения по градуированной шкале.

При необходимости уменьшить угол выпуска или убрать предкрылки и закрылки последовательно поджимают и отпускают гашетку 8 и пошагово перемещают рычаг 7 вперед в направлении полета.

Таким образом, за счет найденных в полезной модели технических решений обеспечивается простота, надежность и безопасность управления ЛА в полетных условиях, при этом получено снижение массы и габаритов переключателя основного управления механизацией крыла летательного аппарата.

1. Переключатель основного управления механизацией крыла летательного аппарата (ЛА), характеризующийся тем, что включает связанные между собой встроенные в силовой корпус центрального пульта управления ЛА посредством силовых корпусов командный и задающий блоки управления механизацией крыла, при этом командный блок содержит рычаг, который выполнен двуплечим первого рода, снабжен рукояткой с гашеткой, которая установлена на верхнем плече рычага, при этом плечи рычага соединены между собой под углом, превышающем 95°, и обеспечивают расположение рычага в силовом корпусе с возможностью поворотов на угол, достаточный для рабочего управления механизацией крыла в полном диапазоне заданных угловых перемещений предкрылков и закрылков через подвижное соединение двуплечего рычага с задающим блоком переключателя, причем последний содержит встроенную в силовой корпус ось с качалкой, снабженной датчиками положений предкрылков и закрылков, концевыми выключателями приводов, при этом соединение командного блока с качалкой задающего блока выполнено посредством тандерной тяги, связывающей нижнее плечо двуплечего рычага с качалкой через шарниры вращения, перемещаемые в плоскости, параллельной плоскости поворотов рычага основного управления, а длины качалки и тандерной тяги выполнены не более длины нижнего плеча рычага основного управления.

2. Переключатель по п.1, отличающийся тем, что силовой корпус задающего блока жестко зафиксирован в силовом корпусе центрального пульта управления, предпочтительно на боковой грани последнего с ориентацией поворотной оси задающего блока, параллельно упомянутой оси поворотов двуплечего рычага командного блока переключателя.

3. Переключатель по п.1, отличающийся тем, что силовой корпус командного блока переключателя выполнен в виде сдвоенной коробчатой секторной рамы с боковыми гранями, клинообразно сужающимися к нижней части, в которой размещена ось поворотов указанного двуплечего рычага.

4. Переключатель по п.1, отличающийся тем, что силовой корпус командного блока переключателя частично расположен над и частично под панелью пульта управления механизацией крыла, встроенной в панель центрального пульта, и, кроме того, прикреплен к указанной панели, предпочтительно снизу.

5. Переключатель по п.3, отличающийся тем, что верхняя кромка боковых граней указанного силового корпуса очерчена по радиусу, исходящему из центра поворотов двуплечего рычага и оснащена с боков предпочтительно двумя пластинами идентичной одинарной кривизны, изогнутыми по тому же радиусу, при этом указанные пластины снабжены градацией угловых положений управляемых предкрылков и закрылков, выполненной с возможностью пошаговой фиксации двуплечего рычага основного управления во всех заданных промежуточных и концевых положениях, соответствующих полному заданному диапазону угловых перемещений предкрылков и закрылков механизации крыла самолета.



 

Наверх