Блок переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков

 

Полезная модель относится к области авиационной техники, а именно к блокам переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков. Блок переключателей содержит, два электромеханических тумблера переключа гелей приводов и выполненную с возможностью разъемной блокировки, состоящую из двух соосных двуплечих рычагов сдвоенную ручку управления, смонтированную в силовом корпусе блока с возможностью одновременного или автономного воздействия на указанные тумблеры. Для этого рычаги снабжены поверху соосным пазом и откидным двуплечим блокирующим фиксатором с возможностью возвратно запирающего заведения верхнего плеча фиксатора в паз. Другое плечо фиксатора подпружинено. Блок переключателей смонтирован в силовом корпусе в виде рамы с осью, на которой установлены упомянутые рычаги сдвоенной ручки, а тумблеры снабжены штоками с нажимными головками и смонтированы на раме ниже рычагов. Верхнее плечо каждого из рычагов снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом, для возвратно-запирающего заведения в него соответствующего конфигурации паза верхнего плеча блокирующего двуплечего фиксатора, поворотно закрепленного в головной части одного из рычагов. Нижнее плечо каждого из рычагов рукоятки выполнено в виде управляющей вилки с возможностью заведения в нее головки штока тумблера. Предлагаемый блок переключателей приводов позволяет с минимальными затратами времени и труда, задействовать резервное управление с переводом сдвоенной ручки из нейтрального положения в состояние активного управления механизацией крыла в полете и наоборот в разблокированное положение для контрольной поканальной проверки резервного управления механизацией. При этом конструкция блока позволяет выполнять управление или проверку системы независимо от положения предкрылков и закрылков в момент включения резервного управления. 1 н.п., 3 з.п., 2 илл.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к устройствам резервного управления механизацией крыла самолета, имеющего закрылки и предкрылки, в частности, к блокам переключателей приводов управления.

Известно устройство для управления группой электромеханических переключателей приводов, содержащее выполняющий функцию ручки двуплечий рычаг, верхнее плечо которого выполнено двухзвенным и снабженные антифрикционными наконечниками переключатели, причем устройство выполнено с возможностью управления посредством рычага с функцией ручки одновременно несколькими переключателями с сохранением возможности раздельной проверки работы каналов управления. В известном устройстве к нижнему плечу рычага прикреплена подвижная рамка с гнездами для размещения антифрикционных наконечников переключателей (АС 520823, 14.11.1974).

К недостаткам данного устройства можно отнести большие габариты и массу, повышенную опасность попадания посторонних предметов в углубление в нижней части рычага открываемой в процессе наземной проверки штатной работы каждого канала управления и требование обязательного наземного контроля правильной установки подвижной рамки и отсутствия в углублении около рычага посторонних предметов после проверки исправности каждого канала управления приводами от своего тумблера.

Также известно устройство для управления переключателями приводов, содержащее блок переключателей, выполняющий функции ручки двуплечий рычаг, взаимодействующий с переключателями через передаточное звено, а также качалки с клавишами. Передаточное звено выполнено в виде двуплечего рычага, жестко установленного на оси. Одно плечо рычага имеет две плоскости для взаимодействия с качалками, а на другом закреплена пружина, концы которой также контактируют с качалками. Качалки размещены на оси ручки и имеют шторки, а ручка выполнена подпружиненной (SU 1607601 А1, 10.02.2005).

К недостаткам данного устройства можно отнести конструктивное несовершенство блока переключателей приводов, и вследствие этого повышенную сложность эксплуатации, выраженную в необходимости снятия боковых люков моторного пульта при раздельной проверке работы устройства от каждого канала управления приводами, усложненный подход к устройству, и кроме того повышенные материалоемкость и габариты устройства.

Задача, решаемая полезной моделью, заключается в разработке конструкции блока переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков, обеспечивающей более высокие эксплуатационные качества резервного управления механизацией за счет создания конструктивной системы блока переключателей приводов, обеспечивающей повышенное удобство пользования системой резервного управления механизацией крыла при уменьшении количества и сложности операций, производимых одной сдвоенной ручкой, управляющей несколькими переключателями; повышение надежности и безопасности в штатных и нештатных ситуациях при снижении габаритов и веса конструкции и обеспечении, возможности быстрого без применения инструментов, перевода сдвоенной ручки из режима раздельной проверки исправности работы каждого канала в нейтральное положение или в режим резервного управления механизацией закрылков.

Поставленная задача решается за счет того, что блок переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков крыла летательного аппарата (ЛА), согласно полезной модели, содержит два электромеханических тумблера переключателей приводов и состоящую из двух соосных двуплечих рычагов первого рода сдвоенную ручку управления, выполненную с возможностью разъемной блокировки рычагов для одновременного или автономного переключающего воздействия на указанные тумблеры, при этом блок переключателей смонтирован в силовом корпусе, конструктивно выполненном в виде открытой с противоположных сторон плоской рамы, предпочтительно, с замкнутым, прямоугольным контуром и с закрепленной в верхней части рамы осью, на которой с возможностью поворотов установлена упомянутая сдвоенная ручка, причем упомянутые тумблеры смонтированы на нижнем элементе рамы, параллельном упомянутой оси, и снабжены штоками с нажимными головками, а каждый рычаг сдвоенной ручки содержит верхнее и нижнее плечо, верхнее из которых снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом, выполненным с возможностью возвратно-запирающею заведения в него блокирующего верхнего плеча двуплечего фиксатора, посредством шарнира поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча одного из указанных рычагов, причем конфигурация поперечного сечения заводимого в упомянутый паз верхнего плеча фиксатора выполнена совпадающей с конфигурацией поперечного сечения паза для обеспечения возможности одновременного блокирующего запирания паза обоих рычагов, а также имеет длину, предпочтительно, соответствующую суммарной ширине головной части верхнего плеча блокируемых рычагов сдвоенной ручки, а другое плечо фиксатора подпружинено с возможностью упругих поворотов указанного фиксатора в диапазоне от, преимущественно, контрольного положения «открыто и разблокировано» до основного эксплуатационного положения «закрыто и сблокировано», кроме того нижнее плечо каждого рычага сдвоенной ручки оснащено контактными элементами, выполненными в виде управляющей вилки, с возможностью заведения в нее с технологическим зазором соответствующей головки упомянутого штока электромеханического тумблера переключателей приводов, а головки штоков нажимных переключателей приводов снабжены антифрикционными наконечниками и, кроме того, каждый из упомянутых рычагов сдвоенной ручки установлен на оси с возможностью выполнения рабочих отклонений в диапазоне от ±3° до ±20° для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла и с возможностью автоматического возвращения ручки в нейтральное положение за счет двусторонне упругого воздействия на ручку контактирующих с ней переключателей тумблеров.

При этом каждый из упомянутых рычагов сдвоенной ручки может быть установлен на оси с возможностью выполнения, для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла, управляющих рабочих отклонений, производимых, предпочтительно, в диапазоне ±15°.

Кроме того, головки штоков нажимных переключателей имеющие антифрикционные наконечники приводов блока могут быть выполнены обеспечивающими при командном нажатии на переднюю сторону рычагов сдвоенной ручки выпуск, а при нажатии на другую сторону обеспечивающие обратное перемещение или полное убирание закрылков.

Для фиксации сдвоенной ручки в нейтральном положении при незадействовании системы резервного управления механизацией закрылков верхние плечи рычагов последней могут быть разъемно заключены в откидную обечайку в виде свободно охватывающего их колпачка с конформной совместному контуру рычагов, по меньшей мере, на участке блока прорезью в крышке.

Технический результат, достигаемый полезной моделью, заключается в разработке блока переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков повышенной конструктивной простоты, при этом указанная ручка обеспечивает улучшенные условия резервного управления механизацией, повышение надежности и безопасности в наземных и полетных ситуациях при снижении массы и габаритов блока переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков, и как следствие, блока переключателей резервного управления механизацией крыла самолета в целом за счет найденной в полезной модели композиции элементов блокировки и разблокирования сдвоенных рычагов ручки управления. Перечисленные положительные качества реализованы в полезной модели за счет повышения простоты включения и пользования в нештатных ситуациях и при поканальном контроле системы резервного управления механизацией, а также путем уменьшения количества и сложности операций, производимых посредством предлагаемого блока. Технический результат полезной модели обеспечивается также за счет более удобного управления одной сдвоенной ручкой блока несколькими переключателями. Надежность и безопасность полезной модели достигается также выполнением быстрой без применения инструментов раздельной проверки исправности работы каналов резервного управления от каждого переключателя.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображен блок переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков, продольный разрез;

на фиг.2 - блок переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков, поперечный разрез;

Блок переключателей 1 приводов резервного управления механизацией закрылков крыла ЛА содержит, два электромеханических тумблера 2 переключателей приводов и состоящую из двух соосных двуплечих рычагов 3 первого рода сдвоенную ручку 4 управления, выполненную с возможностью разъемной блокировки рычагов 3 для одновременного или автономного переключающего воздействия на указанные тумблеры 2. Блок переключателей 1 смонтирован в силовом корпусе 5, который конструктивно выполнен в виде открытой с противоположных сторон плоской рамы 6 с замкнутым, прямоугольным контуром. В верхней части рамы закреплена ось 7, на которой с возможностью поворотов установлена упомянутая сдвоенная ручка 4. Тумблеры 2 смонтированы на нижнем элементе рамы 6, параллельном упомянутой оси 7. При этом тумблеры снабжены штоками 8 с нажимными головками 9. Каждый рычаг 3 сдвоенной ручки 4 содержит верхнее 10 и нижнее плечо 11. Верхнее плечо 10, каждого из упомянутых рычагов 3, снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом 12, выполненным с возможностью возвратно-запирающего заведения в него блокирующего верхнего плеча двуплечего фиксатора 13, посредством шарнира поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча 10 одного из рычагов 3 Конфигурация поперечного сечения заводимого в упомянутый паз верхнего плеча фиксатора 13 соответствует конфигурации поперечного сечения паза 12 и имеет длин), предпочтительно, соответствующую суммарной ширине головной части верхних плеч 10 блокируемых рычагов 3 сдвоенной ручки 4. Другое плечо фиксатора 13 подпружинено с возможностью упругих поворотов указанного фиксатора 13 в диапазоне от контрольного положения «открыто и разблокировано» до основного эксплуатационного положения «закрыто и сблокировано». Нижнее плечо 11 каждого рычага 3 сдвоенной ручки 4 оснащено контактными элементами 14, выполненными в виде управляющей вилки 15, с возможностью заведения в нее с технологическим зазором соответствующей головки 9 штока 8 электромеханического тумблера 2 переключателей приводов управления механизацией закрылков крыла ЛА. Головки 9 што ков 8 нажимных переключателей 1 приводов снабжены антифрикционными наконечниками 16. Каждый из упомянутых рычагов 3 сдвоенной ручки 4 установлен на оси 7 с возможностью выполнения рабочих отклонений в диапазоне от ±3° до ±20° для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла и с возможностью автоматического возвращения ручки 4 в нейтральное положение за счет двустороннее упругого воздействия на ручку 4 контактирующих с ней переключателей тумблеров 2.

Каждый из упомянутых рычагов 3 сдвоенной ручки 4 установлен на оси 7 с возможностью выполнения, для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла, управляющих рабочих отклонений, производимых, предпочтительно, в диапазоне ±15°.

Имеющие антифрикционные наконечники 16 головки 9 штоков 8 нажимных переключателей 1 приводов блока выполнены обеспечивающими при командном нажатии на переднюю сторону рычагов 3 сдвоенной ручки 4 выпуск, а при нажатии на другую сторону обеспечивающие обратное перемещение или полное убирание закрылков.

Для фиксации сдвоенной ручки 4 в нейтральном положении при незадействовании системы резервного управления механизацией закрылков верхние плечи 10 рычагов 3 последней разъемно заключены в откидную обечайку 17 в виде свободно охватывающего их колпачка с конформной совместному контуру рычагов 3, по меньшей мере, на участке блока прорезью в крышке.

Работает предложенное устройство следующим образом.

Для перехода на резервное управление механизацией закрылков необходимо откинуть обечайку 17. Отклонением сдвоенной ручки 4 вперед по направлению полета производят уборку, назад - выпуск закрылков. При повороте сблокированных двуплечих рычагов 3, сдвоенной ручки 4 на оси 7, вилками 15 нижних плеч 11 указанных рычагов 3, нажимают на антифрикционные наконечники 16 головки 9 штоков 8 тумблеров 2, выдавая командный сигнал на осуществление перемещения закрылков, угловое положение которых отслеживают по указателям. При отпускании сдвоенной ручки 4 она занимает нейтральное положение, останавливая перемещение закрылков. При поканальной проверке работы управления закрылков необходимо поднять плечо двуплечего фиксатора 13. Для удобства поднятия верхнего плеча двуплечего фиксатора 13 на верхней части плеча 10 рычага 3 выполнено дополнительное углубление. Поднимая из соосного паза 12 блокирующее рычаги верхнее плечо фиксатора 13, тем самым автоматически утапливают в отверстие в верхней части рычага 3 другое, подпружиненное плечо фиксатора 13. Разблокировав рычаги 3 сдвоенной ручки 4, проверяют работу каждого канала управления поочередным отклонением рычагов 3 на выпуск или уборку закрылков.

Таким образом, за счет создания конструктивной системы блока переключателей приводов обеспечивается повышенное удобство пользования системой резервного управления механизацией крыла летательного аппарата при уменьшении количества и сложности операций.

1. Блок переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков крыла летательного аппарата, преимущественно типа транспортного, десантного самолета, характеризующийся тем, что содержит два электромеханических тумблера переключателей приводов и состоящую из двух соосных двуплечих рычагов первого рода сдвоенную ручку управления, выполненную с возможностью разъемной блокировки рычагов для одновременного или автономного переключающего воздействия на указанные тумблеры, при этом блок переключателей смонтирован в силовом корпусе, конструктивно выполненном в виде открытой с противоположных сторон плоской рамы, предпочтительно с замкнутым, прямоугольным контуром и с закрепленной в верхней части рамы осью, на которой с возможностью поворотов установлена упомянутая сдвоенная ручка, причем упомянутые тумблеры смонтированы на нижнем элементе рамы, параллельном упомянутой оси, и снабжены штоками с нажимными головками, а каждый рычаг сдвоенной ручки содержит верхнее и нижнее плечо, верхнее из которых снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом, выполненным с возможностью возвратно-запирающего заведения в него блокирующего верхнего плеча двуплечего фиксатора посредством шарнира поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча одного из рычагов, при этом конфигурация поперечного сечения заводимого в упомянутый паз верхнего плеча фиксатора выполнена совпадающей с конфигурацией поперечного сечения паза для обеспечения возможности одновременного блокирующего запирания паза обоих рычагов, а также имеет длину, предпочтительно соответствующую суммарной ширине головной части верхнего плеча блокируемых рычагов сдвоенной ручки, а другое плечо фиксатора подпружинено с возможностью упругих поворотов указанного фиксатора в диапазоне от преимущественно контрольного положения «открыто и разблокировано» до основного эксплуатационного положения «закрыто и сблокировано», кроме того, нижнее плечо каждого рычага сдвоенной ручки оснащено контактными элементами, выполненными в виде управляющей вилки, с возможностью заведения в нее с технологическим зазором соответствующей головки упомянутого штока электромеханического тумблера переключателей приводов, а головки штоков нажимных переключателей приводов снабжены антифрикционными наконечниками и, кроме того, каждый из упомянутых рычагов сдвоенной ручки установлен на оси с возможностью выполнения рабочих отклонений в диапазоне от ±3° до ±20° для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла и с возможностью автоматического возвращения ручки в нейтральное положение за счет двусторонне упругого воздействия на ручку контактирующих с ней переключателей тумблеров.

2. Блок переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков по п.1, отличающийся тем, что каждый из упомянутых рычагов сдвоенной ручки установлен на оси с возможностью выполнения для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла управляющих рабочих отклонений, производимых предпочтительно в диапазоне ±15°.

3. Блок переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков по п.1, отличающийся тем, что имеющие антифрикционные наконечники головки штоков нажимных переключателей приводов блока выполнены обеспечивающими при командном нажатии на переднюю сторону рычагов сдвоенной ручки выпуск, а при нажатии на другую сторону - обеспечивающими обратное перемещение или полное убирание закрылков.

4. Блок переключателей приводов резервного управления механизацией закрылков по п.1, отличающийся тем, что для фиксации сдвоенной ручки в нейтральном положении при незадействовании системы резервного управления механизацией закрылков верхние плечи рычагов последней разъемно заключены в откидную обечайку в виде свободно охватывающего их колпачка с конформной совместному контуру рычагов, по меньшей мере, на участке блока прорезью в крышке.



 

Наверх