Устройство для повышения боевой живучести системы управления летательным аппаратом

 

Полезная модель относится к авиации, а именно к системам управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления летательного аппарата.

Технический результат достигается тем, что тяга управления золотниками гидравлических приводов продольного канала системы управления заменена на разрезную тягу 1, в которую установлено дополнительное механическое устройство, а флюгерное устройство 7 установлено на фюзеляже в непосредственной близости от стабилизатора, при этом указанное выше дополнительное механическое устройство, изменяя передаточные свойства проводки управления продольного канала, повышает с помощью флюгерного устройства 7 эффективность работы аэродинамических поверхностей при получении повреждений. Ил.2.

Полезная модель относится к авиации, а именно к системам управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, с усилением мощности при помощи пневмогидравлических средств с искусственным созданием реакции на органах управления.

Известна система управления продольным движением самолета, содержащая ручку управления, механизм загрузки, систему жестких тяг и качалок, связывающих ручку управления с сервоприводом стабилизатора. Она обеспечивает возможность управления самолетом в широком диапазоне высот и скоростей полета.

Недостатком известного устройства является низкая живучесть летательного аппарата в целом, обусловленная невозможностью парирования отказов продольного канала системы управления летательным аппаратом из-за недостаточности информации о характере и размерах повреждения рулевых поверхностей, возникающих в следствии воздействия повреждающих факторов, а также из-за ухудшения аэродинамических свойств рулевых поверхностей.

Технической задачей полезной модели является повышение живучести летательного аппарата при повреждении рулевых поверхностей продольного канала системы управления летательного аппарата за счет изменения алгоритма работы проводки управления.

Решение технической задачи заключается в том, что в устройстве для повышения боевой живучести системы управления летательным

аппаратом, содержащем ручку управления, механизм загрузки, систему жестких тяг, в том числе тягу управления золотником гидравлического привода продольного канала системы управления и качалок, связывающих ручку управления с сервоприводом стабилизатора, тяга управления золотником гидравлического привода продольного канала системы управления заменена на разрезную тягу, в которую установлено дополнительное механическое устройство, состоящее из пружины, плунжера с Г-образной тягой, коромысла, качалки, тяги к флюгерному устройству, а само флюгерное устройство установлено на фюзеляже в непосредственной близости от стабилизатора, при этом указанное выше дополнительное механическое устройство автоматически отслеживает ухудшение аэродинамических свойств рулевых поверхностей в продольном канале и, изменяя передаточные свойства проводки управления продольного канала, повышает с помощью флюгерного устройства эффективность работы аэродинамических поверхностей при получении повреждений.

На фиг.1 показано устройство для повышения боевой живучести системы управления ЛА в продольном канале; на фиг.2 схематически показана работа устройства на ЛА при получении повреждений и без них.

Заявляемое устройство (фиг.1) состоит из последовательно связанных между собой разрезной тяги 1, пружины 2, плунжера с Г-образной тягой 3, коромысла 4, качалки 5, тяги 6 к флюгерному устройству 7, установленных в разрезную тягу 1 управления золотниками гидравлических приводов продольного канала системы управления, и флюгерного устройства 7, установленного на фюзеляже в непосредственной близости от стабилизатора летательного аппарата.

Устройство работает следующим образом.

При отклонении летчиком РУС на необходимую величину, через проводку управления происходит передвижение тяг управления золотниками гидравлических приводов и как следствие отклонение стабилизаторов. В результате этого самолет изменяет свое пространственное положение в соответствии с текущей скоростью и высотой полета. После воздействия средств поражения и возникновения боевых повреждений стабилизатора, он теряет свою аэродинамическую эффективность. Вследствие этого отклонение стабилизатора не вызывает необходимого изменения пространственного положения самолета. Для устранения данного обстоятельства в конструкции системы управления самолетом МиГ-29 тяги управления золотниками гидравлических приводов заменены на разрезные тяги 1 с флюгерными устройствами 7, которые при перемещении РУС (например летчик отклоняет РУС на себя) работают следующим образом.

1. При отсутствии боевых повреждений разрезная тяга 1 за счет жесткости пружин 2 представляет собой обычную жесткую тягу и перемещаясь вправо (на фиг.1) передвигает золотник гидропривода, при этом шток гидропривода перемещается вверх и стабилизатор отклоняется носком вниз. Флюгерное устройство 7, которое по своим геометрическим размерам представляет собой уменьшенный в 10 раз стабилизатор, за счет движения разрезной тяги 1 через Г-образную тягу, коромысло 4, качалку 5 и тягу 6, с некоторым запаздыванием, также отклоняется носком вниз на тот же угол, что и стабилизатор. Благодаря тому, что боевые повреждения отсутствуют, самолет изменяет свое пространственное положение на необходимый угол атаки, стабилизатор и флюгерное устройство 7

ориентируются по скорости набегающего потока на один и тот же угол и никаких дополнительных движений разрезной тяги 1 не происходит. Работа устройства при изменении пространственного положения самолета без повреждений показана на фиг.2а, б, в, г, д.

2. При воздействии средства поражения и возникновении боевых повреждений стабилизатора разрезная тяга 1 в зависимости от направления отклонения РУС (на себя - от себя) увеличивает, либо уменьшает свой линейный размер и соответственно увеличивает угол отклонения стабилизатора в отрицательном или положительном направлении. Данное обстоятельство обусловлено тем, что поврежденный стабилизатор не создает необходимого изменения пространственного положения при заданном перемещении тяги. С другой стороны, отклонение флюгера соответствует заданному перемещению тяги - возникает разность между вектором скорости набегающего потока и углом отклонения флюгера (данная разность обусловлена тем, что самолет не приобрел необходимое пространственное положение). Тем самым флюгер ориентируется по вектору скорости набегающего потока и воздействует через тягу 6, качалку 5 и коромысло 4 на плунжер с Г-образной тягой 3. При этом преодолевается жесткость пружин 2 и изменяется линейный размер разрезной тяги 1. В результате угол отклонения в направлении заданного перемещения тяги стабилизатора увеличивается, и самолет принимает необходимое пространственное положение. Работа устройства при изменении пространственного положения самолета с повреждениями показана на фиг.2е, ж, з, и, к, л, м.

Полезная модель обеспечивает повышение живучести летательного аппарата при повреждении рулевых поверхностей

продольного канала системы управления летательного аппарата за счет изменения алгоритма работы проводки управления.

Источники информации.

М.С.Архипов, В.И.Жулев, В.С.Иванов, А.М.Киселев, Н.М.Лысенко Системы управления летательных аппаратов./ Под ред. Г.Ф.Сивкова: учебное пособие. ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 1978, 355 с.

Устройство для повышения боевой живучести системы управления летательным аппаратом, содержащее ручку управления, механизм загрузки, систему жестких тяг, в том числе тягу управления золотником гидравлического привода продольного канала системы управления и качалок, связывающих ручку управления с сервоприводом стабилизатора, отличающееся тем, что тяга управления золотниками гидравлических приводов продольного канала системы управления заменена на разрезную тягу, в которую установлено дополнительное механическое устройство, состоящее из пружины, плунжера с Г-образной тягой, коромысла, качалки, тяги к флюгерному устройству, а само флюгерное устройство установлено на фюзеляже в непосредственной близости от стабилизатора, при этом указанное выше дополнительное механическое устройство автоматически отслеживает ухудшение аэродинамических свойств рулевых поверхностей в продольном канале и, изменяя передаточные свойства проводки управления продольного канала, повышает с помощью флюгерного устройства эффективность работы аэродинамических поверхностей при получении повреждений.



 

Похожие патенты:

Схема и устройство гидравлического привода грузовой бортовой подъемной платформы относится к области машиностроения, а именно к гидравлическим приводам, и может быть использована в подъемно-транспортных механизмах для вывешивания (подъема) и горизонтирования грузовых платформ и самоходных агрегатов, расположенных на неподвижной площадке.
Наверх