Эмульсионный патрон-детонатор

 

Полезная модель представляет устройство в виде эмульсионного патрона-детонатора, предназначенного для инициирования зарядов промышленных взрывчатых составов при ведении горных взрывных работ.

Патрон-детонатор чувствителен к инициирующему импульсу первичных средств, выдерживает пребывание в воде под давлением до 3 кгс/см2 в течение 15 суток и имеет эксплуатационный диапазон температур от минус 50 до плюс 50°C.

Полезная модель относится к устройствам, применяемым для инициирования зарядов при ведении взрывных работ горного характера. Для этих целей известен ряд устройств. Например, патроны из аммонита 6ЖВ диаметром 32 мм в бумажной влагоизолированной оболочке и патроны диаметром 90 мм в полиэтиленовой оболочке.

Известен также ряд шашек-детонаторов из индивидуальных (тротил) или смесевых взрывчатых составов (тротил/гексоген, тротил/тэн, смеси из утилизируемых боеприпасов, порохов и т.п.)

Выполняя основную техническую задачу надежного инициирования скважинных зарядов различного вида, перечисленные устройства имеют и существенные недостатки. Так, аммонит 6ЖВ недостаточно водоустойчив, различные виды шашек-детонаторов содержат вещества повышенной опасности с точки зрения механического воздействия и токсикологических свойств. Кроме того, стоимость их достаточно высока и большинство из них не могут применяться в подземных горных выработках, поскольку при взрыве выделяют значительный объем токсичных газов (см. например ГОСТ 21984-76, ОСТ 84-411-80, патентная заявка 2006108707/03 и др.).

Известен также «патрон для промышленного применения» (RU 78265), который «содержит взрывчатый материал», заключённый в полимерную гильзу с крышками, имеющими углубления, и отличающийся тем, что крышки выполнены в виде пробок, имеющих на цилиндрической поверхности кольцевые выступы, а взрывчатый состав, заключённый в гильзу, имеет критический диаметр детонации меньше диаметра гильзы и содержит компоненты в массовых соотношениях, раскрытых в зависимых пунктах формулы.

Возможность применения указанного патрона в качестве детонатора шпуровых или скважинных зарядов из описания патента не следует, а диаметр патрона, ограниченный размером 32-45 мм, не рационален для применения в качестве инициатора детонации скважинных зарядов, диаметр которых может составлять 250 мм и более.

Кроме того, отсутствуют данные о восприимчивости патрона к инициированию при отрицательных температурах.

В то же время, известен «промежуточный детонатор из эмульсионного взрывчатого состава» по патенту на полезную модель 93963, который характеризуется тем, что содержит в полимерной оболочке водоустойчивый эмульсионный взрывчатый состав, кислородный баланс которого минус 5%. Инициируют его детонирующим шнуром, не менее четырех витков которого наматывают по боковой поверхности полимерной оболочки с закреплением полимерной стяжкой с самофиксацией. Эмульсионный состав, входящий в указанный промежуточный детонатор, отличает низкая чувствительность к удару (частость взрывов 0%), а водоустойчивость гарантирует способность детонировать после нахождения в воде до 10 суток под избыточным давлением 2 кгс/см 2.

Этот промежуточный детонатор по области применения и составным частям является наиболее близким аналогом заявляемого устройства.

Тем не менее, он имеет некоторые технические недостатки, уменьшающие возможность его эффективного применения. Прежде всего это возможность инициирования только детонирующим шнуром. В технологии взрывных работ настоящего времени все более широко применяют неэлектрические системы инициирования. Следовательно, требуется, чтобы устройство допускало возможность применения этой системы. В материалах патента данные о возможности применения неэлектрических систем и промышленных электродетонаторов отсутствуют.

Другой недостаток обусловлен тем, что применять его можно только для скважин глубиной до 20 м, поскольку он выдерживает давление 2 кгс/см2, в то время как применяют скважины глубиной и более 20 м.

Наконец, в материалах описания нет сведений о способности его детонировать при отрицательных температурах.

Таким образом, техническая задача заявляемой полезной модели заключается в совершенствовании конструкции промежуточных детонаторов из эмульсионных взрывчатых составов за счет повышения восприимчивости к инициированию первичными средствами в эксплуатационном интервале температур (минус 50°C ÷ плюс 50°C), увеличения длительности пребывания в воде под более высоким внешним давлением, при сохранении основных конструкционно-технологических характеристик известного промежуточного детонатора.

Технический результат достигается применением в качестве оболочки для помещения эмульсионного взрывчатого состав полимерного (например, полиэтиленового) сварного рукава диаметром 90-120 мм или иного диаметра в зависимости от диаметра скважин, толщиной120-200 мкм с температурным интервалом эксплуатации от минус 60 до плюс 80°C и модулем упругости при растяжении, 1500-300 кгс/см2, а также более эффективной системой инициирования при отрицательной температуре путем дополнения капсюля-детонатора неэлектрической системы инициирования витками из детонирующего шнура; при этом торцы полимерного рукава герметизируют скрепками-«клипсами» из проволоки.

В таблице приведены результаты сравнительных испытаний заявляемого патрона-детонатора и ближайшего аналога по патенту RU 93963.

Наименование характеристик Результат испытаний
Ближайший аналог Заявляемое устройство
Восприимчивость к инициированию:
- капсюль-детонатор неэлектрической системы отказдетонация
- электродетонатор 8отказдетонация
- детонирующий шнур при количестве витков:
3 отказдетонация
4детонациядетонация
5детонациядетонация
- после выдержки в воде в течение 10 суток под давлением, кгс/см2: 2,0 3,0детонацияотказдетонациядетонация
- от электродетонатора 8 и детонирующего шнура в 6 витков при температуре,°C: минус 50°C плюс 50°C отказдетонация детонациядетонация

Сравнительные испытания показали, что в заявляемом решении реализованы поставленные цели: патрон-детонаторы восприимчив к импульсу к импульсу капсюля-детонатора неэлектрической системы, электродетонатора 8, детонирующего шнура в 3 витка и после выдержки в воде под давлением 3 кгс/см2 в течении 15 суток при инициировании электродетонатором 8 в отличие от аналога по патенту RU 93963.

Свойство патрона-детонатора выдерживать более высокое давление в течение 15 суток по сравнению с аналогом обусловлено применением полимерной оболочки с высокими характеристиками по температурному интервалу эксплуатации и модулю упругости при растяжении.

Размеры патрона-детонатора (диаметр 90-120 мм) позволяют эффективно применять его как в подземных выработках в скважинах диаметром 105 мм, так и на открытых работах в широком диапазоне диаметров применяемых скважин.

Возможные варианты схем монтажа патрона-детонатора и средств инициирования представлены на рисунках (фигурах) 1-3:

1 - отражает один из возможных вариантов монтажа при инициировании детонирующим шнуром,

2 - монтаж при инициировании неэлектрической системой инициирования,

3 - иллюстрирует одну из возможных схем, рекомендуемых для применения при температуре минус 50°C: импульс капсюля-детонатора неэлектрической системы инициирования усиливают витками детонирующего шнура.

Эмульсионный патрон-детонатор, включающий взрывчатый состав, помещенный в полимерную оболочку, изготовленную из сварного рукава с торцами, герметизированными скрепками-«клипсами» из проволоки, характеризующийся тем, что способен детонировать после выдержки в воде под избыточным давлением 3 кгс/см2 в интервале температур от минус 50°C до плюс 50°C.




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к производству колес из эластичных полимерных композиционных материалов

Железнодорожные композитные полимерные шпалы относятся к верхнему строению железнодорожного пути, предназначеного служить опорой рельсов, являются основанием для деталей рельсового скрепления, воспринимают от рельсов и скреплений эксплуатационные усилия и передают их на балластный слой и могут найти применение на магистральных железнодорожных линиях, в том числе, высокоскоростных, в тоннелях, метрополитенах и на подъездных железнодорожных путях промышленных предприятий.
Наверх