Мотобуксировщик
Полезная модель относится к малогабаритным транспортным средствам на гусеничном ходу, в частности, для буксировки лыжника или саночника. Главная отличительная особенность состоит в наличии, по меньшей мере одной, звездочки, связанной с двигателем и установленной на раме с возможностью вращения и контакта ее зубьев со сквозными прорезями, расположенными по периметру гусеницы. Новшество позволяет повысить проходимость мотобуксировщика и обеспечить плавности его хода в нагруженном состоянии, в особенности, в начале движения.
Полезная модель относится к малогабаритным транспортным средствам на гусеничном ходу, в частности, для буксировки лыжника или саночника.
Из уровня техники известен мотобуксировщик по патенту РФ на полезную модель 86569, содержащий шасси с двигателем и гусеничным движителем и устройство управления в виде руля. Движитель представляет собой ленточную гусеницу, установленную на ведущий и ведомый валы, между которыми расположены опорные катки. Ведущий вал поднят над уровнем поверхности, а передача крутящего момента от двигателя осуществляется через бесступенчатый ременный вариатор или центробежную муфту сцепления с понижающим передаточным соотношением. Известная конструкция обеспечивает устойчивость и хороший обзор при движении, однако имеет и недостаток, обусловленный передачей вращения от двигателя на ведущий вал гусеницы, что на практике может привести к заклиниванию гусеницы в нагруженном состоянии мотобуксировщика в следствии проседания рамы и, как следствие, привести к аварийным ситуациям и снижению проходимости.
Задача, решаемая предлагаемой полезной моделью направлена на дальнейшее совершенствование известной конструкции, при этом технический результат, достигаемый при решении такой задачи, состоит в повышении проходимости мотобуксировщика и обеспечении плавности его хода в нагруженном состоянии, в особенности, в начале движения.
Поставленный технический в известном мотобуксировщике, содержащем шасси в виде опорно-несущей рамы с двигателем, гусеничным движителем в виде, по меньшей мере, одной гусеницы, и устройством управления, достигается тем, что он содержит, по меньшей мере одну, звездочку, связанную с двигателем и установленную на раме на валу с возможностью вращения и контакта ее зубьев со сквозными прорезями, расположенными по периметру гусеницы, при этом в раме выполнена прорезь для прохода, по меньшей мере, части звездочки.
Предпочтительные, но не обязательные варианты исполнения мотобуксировщика предполагают выполнение устройства управления в виде руля, имеющего возможность удлинения, например, посредством телескопической втулки; установку звездочки в передней части рамы на валу и ее связь с двигателем посредством цепной передачи; гусеница может выполнена в виде ленточной гусеницы, а сам мотобуксировщик может быть снабжен капотом, закрывающим двигатель и звездочку.
Полезная модель иллюстрируется общим видом заявленного мотобукситровщика.
Мотобуксировщик универсальный содержит раму 1, на которой в верхней ее части установлен блок двигателя 2 (включающий собственно двигатель и топливный бак), движитель 3 и средство управления в виде руля 4. Движитель 3 представляет по меньшей мере одну, например, ленточную гусеницу, в качестве опоры использующей установленные в нижней части рамы валы, а также, при необходимости, расположенные между валами опорные катки, имеющие, при необходимости, независимую амортизацию посредством пружинно-рычажных соединений, позволяющих подстраиваться под рельеф местности и обеспечивающих дополнительную устойчивость при движении.
Отличительная особенность заявленной конструкции состоит в компоновке узла передачи движения; от двигателя к гусенице, выполненного в виде, по меньшей мере, одной звездочки 5, установленной на раме в верхней ее части (т.е. со стороны двигателя) на соответствующем валу с возможностью вращения. Вращение звездочки осуществляется посредством цепной передачи 6, связывающей двигатель и звездочку. Непосредственная передача вращения от звездочки к гусенице построена по аналогии с цепной передачей, где в качестве цепи выступает собственно гусеница, технологически имеющая по периметру своей поверхности сквозные прорези, как правило, прямоугольной формы, в зацепление с которыми входят зубья звездочки, осуществляя тем самым вращение гусеницы и движение мотобуксировщика, при этом в раме выполнена прорезь для прохода сверху, по меньшей мере, части звездочки. Подобное исполнение узла передачи движения позволяет разместить приводной конструктив -звездочку на раме в верхней ее части, исключив необходимость передачи вращения от двигателя на один из валов, например, ведущий, в традиционной компоновке несущий звездочку, исключив, тем самым, возможность заклинивания гусеницы как в момент начала движения мотобуксировщика, так и в процессе движения, в особенности, в нагруженном состоянии, например, в следствии попадания в место сцепления зубьев звездочки с гусеницей веток, травы и пр. при традиционной компоновке ходовой части (т.е. при расположении звездочки на ведущем валу). Для наибольшей эффективности предусмотрен вариант установки звездочки в передней части рамы.
1. Мотобуксировщик, содержащий шасси в виде опорно-несущей рамы с двигателем, гусеничным движителем в виде, по меньшей мере, одной гусеницы и устройство управления, отличающийся тем, что он содержит, по меньшей мере, одну звездочку, связанную с двигателем и установленную на раме на валу с возможностью вращения и контакта ее зубьев со сквозными прорезями, расположенными по периметру гусеницы, при этом в раме выполнена прорезь для прохода, по меньшей мере, части звездочки.
2. Мотобуксировщик по п.1, отличающийся тем, что устройство управления выполнено в виде руля.
3. Мотобуксировщик по п.1, отличающийся тем, что звездочка установлена в передней части рамы на валу и связана с двигателем посредством цепной передачи.
4. Мотобуксировщик по п.1, отличающийся тем, что гусеница выполнена в виде ленточной гусеницы.
5. Мотобуксировщик по п.2, отличающийся тем, что руль выполнен с возможностью удлинения, например, посредством телескопической втулки.
6. Мотобуксировщик по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что он содержит капот, закрывающий двигатель и звездочку.