Технические средства для моделирования летных эволюций летательного аппарата в составе экспериментальной установки в процессе испытаний средств аварийного покидания на ракетном треке

 

Экспериментальная установка для испытаний средств аварийного покидания летательных аппаратов на ракетном треке с вращением носовой части фюзеляжа относительно продольной оси, включающая технические средства для обеспечения летных эволюций летательного аппарата, относится к испытательной технике авиационного назначения. Предложенная экспериментальная установка расширяет диапазон летных эволюций летательного аппарата применительно к испытаниям средств аварийного покидания в условиях ракетного трека. Рекомендуемые технические средства дают возможность приблизить результаты трековых испытаний к натурным летным условиям, а так же, обеспечить надежность и качественное техническое исполнение кинематических характеристик носовой части фюзеляжа во всем диапазоне режимов испытаний средств аварийного покидания.

Полезная модель относится к испытательной технике авиационного назначения.

Известна экспериментальная установка (ЭУ) «MASE» в США на ракетном треке авиационной базы ВВС Холломен для испытаний средств аварийного покидания летательных аппаратов (САПЛА) вариант с моделированием угловой скорости вращения носовой части фюзеляжа (НЧФ) относительно продольной оси Х (Отчет TR 52197-01, Zagrebcki, Ken и Van Lerbergi, Dan, janj Leboputpug, отделение прикладных исследований. 03.07.1986 г.).

Экспериментальная установка содержит: приборный блок, макет кабины, разгонно-тормозной блок и технические средства, гидропривод для моделирования угловой скорости вращения НЧФ, а так же электрический сигнализатор в качестве элемента управления исполнительным устройством. Гидропривод имеет ряд существенных недостатков: инерциален, кинематические характеристики НЧФ зависят от изменения температуры окружающей среды, затрудняется визуальный контроль его настройки ввиду закрытости механической системы.

Электрический сигнализатор управления исполнительным устройством не имеет в системе управления дублирующего устройства, что снижает надежность системы управления.

В составе технических средств отсутствует устройство компенсации кориолисовой силы, возникающей на кагапультном кресле и манекене при катапультировании из вращающейся НЧФ, которая создает момент вращения противоположный по знаку полезному моменту вращения.

Целью полезной модели является обеспечение корректности и стабильности кинематических характеристик при организации вращения НЧФ, удобство настройки и визуального контроля исполнительных устройств.

Для этого в качестве технического средства при формировании угловой скорости вращения НЧФ предусматривается малогабаритный короткоимпульсный пороховой ракетный двигатель.

Целью полезной модели является обеспечение постоянства расчетной угловой скорости на участке диаграммы вращения соответствующей моменту катапультирования катапультного кресла, за счет компенсации кориолисовой силы, возникающей на катапультном кресле и манекене при катапультировании из вращающейся НЧФ.

Для этого в качестве технического средства предусматривается малогабаритный короткоимпульсный пороховой ракетный двигатель. Целью полезной модели является обеспечение надежности работы исполнительных устройств в составе экспериментальной установки при испытании средств аварийного покидания на ракетном треке.

Для этого в качестве технических средств рекомендуются две системы управления исполнительными устройствами: основная механическая по пути и дублирующая электрическая по времени. Целью полезной модели является обеспечение прочностных характеристик НЧФ за счет усиления жесткости силового каркаса.

Для этого в технических средствах предусматривается под обшивкой НЧФ продольный лонжерон и усиленные шпангоуты в кормовой ее части, увязанные в единую силовую схему.

На фиг.1 приведена схема конструкции экспериментальной установки и технических средств, входящих в ее состав.

Экспериментальная установка содержит: приборный блок (ПБ) 1, носовую часть фюзеляжа (НЧФ) 2, разгонно-тормозной блок (РТБ) 3, пороховой ракетный двигатель (ПРД 4 вращение НЧФ), диск 15 (размещение ПРД), пороховой ракетный двигатель 6 (компенсация кориолисовой силы), блок автоматики 7 (дублирующая система управления), диск II 8 (размещение наборного информационного поля основной системы управления), нож 9 (разрыв перемычки), перемычка 10 (команда на исполнительное устройство), кронштейн 11 (монтаж перемычек), закрепляется на корпусе ПБ.

Технические средства работают следующим образом: (на фиг.1 экспериментальная установка показана в собранном виде) подготовленная к пуску экспериментальная установка ставится на рельсовый путь. Стартовая команда видается с главного пульта управления. При достижении экспериментальной установкой расчетной линейной скорости срабатывает наземная система управления и дублирующая система 7 в результате запускается ПРД 4, НЧФ 2 начинает вращение. При достижении расчетной угловой скорости вращения НЧФ срабатывает механическая система нож 9 разрывает перемычку 10, выдается команда на катапультирование катапультного кресла, параллельно блок автоматики 7 выдает дублирующую команду; затем с расчетной задержкой соответствующий нож 9 разрывает «свою» перемычку 10, выдается механическая команда на срабатывание ПРД 6 и дублирующая команда с блока автоматики 7, происходит компенсация кориолисовой силы, возникающей на катапультном кресле и манекене. Часть импульса ПРД 6 расходуется на затормаживание вращения НЧФ. Кресло и манекен спасаются на автономных парашютах. Экспериментальная установка затормаживается гидротормозом. Эксперимент завершен.

Предложенные технические средства позволяют на достаточном техническом уровне получать результаты испытаний средств аварийного покидания на экспериментальной установке в условиях ракетного трека близкими к летным показателям и достаточной надежности.

1. Экспериментальная установка для испытаний средств аварийного покидания летательного аппарата на ракетном треке с вращением носовой части фюзеляжа относительно продольной оси, содержащая приборный блок с установленной на нем носовой частью фюзеляжа летательного аппарата, включающей натурную кабину, оборудованную средствами аварийного покидания, а также бортовыми системами управления, измерений и электропитания, разгонно-тормозной блок для размещения ракетных двигателей твердого топлива и гидротормоза, технические средства для моделирования летных эволюций летательного аппарата, отличающаяся тем, что в составе технических средств предусматриваются малогабаритные короткоимпульсные пороховые ракетные двигатели для формирования вращения носовой части фюзеляжа относительно продольной оси, устанавливаемые в концевой части вращающегося вала на вращающемся диске.

2. Экспериментальная установка по п.1, отличающаяся тем, что в технических средствах предусматривается малогабаритный короткоимпульсный пороховой ракетный двигатель для компенсации кориолисовой силы, размещаемый в концевой части вращающегося вала на вращающемся диске.

3. Экспериментальная установка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в технических средствах для повышения надежности предусматриваются две системы управления командами на срабатывание исполнительных устройств: механическая основная по пути, размещаемая на вращающемся диске в концевой части вращающегося вала и дублирующая электрическая по времени, в которой для формирования команд предусматривается блок автоматики, размещаемый на вращающемся диске, в концевой части вращающегося вала.

4. Экспериментальная установка по п.1, или 2, или 3, отличающаяся тем, что в технических средствах для повышения прочности конструкции под обшивкой носовой части фюзеляжа предусматриваются продольный лонжерон и усиленные шпангоуты в кормовой ее части, увязанные в единую силовую схему.



 

Наверх