Система предотвращения столкновений рабочего оборудования грузоподъёмных машин с пересекающимися зонами обслуживания

 

Полезная модель относится к области подъемно-транспортного оборудования и может быть использована в системах управления и защиты от перегрузок и повреждения грузоподъемных машин. Система предотвращения столкновений рабочего оборудования грузоподъемных машин с пересекающимися зонами обслуживания содержит установленные на грузоподъемных машинах приборы безопасности, имеющие в своем составе микропроцессорный блок обработки данных с подключенными к нему с помощью цифровой линии связи датчиками параметров грузоподъемной машины, исполнительный блок и приемо-передающее устройство для передачи данных по цифровой линии связи о положении, движениях и нагрузке оборудования каждой грузоподъемной машины на другие близкорасположенные грузоподъемные машины с пересекающимися зонами обслуживания. Приборы безопасности снабжены подключенным к цифровой линии связи приемо-передающим блоком, расположенным вне блока обработки данных и включающим в себя указанное приемо-передающее устройство, выполненное в виде радиомодуля, и блок согласования приемо-передающего устройства с цифровой линией связи. Технический результат - повышение ремонтопригодности. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к области подъемно-транспортного оборудования и может быть использована в системах управления и защиты от перегрузок и повреждения грузоподъемных машин.

В настоящее время одним из направлений повышения безопасности выполнения работ на строительном участке является использование систем предотвращения столкновений рабочего оборудования грузоподъемных машин с пересекающимися зонами обслуживания.

Известна, в частности, антиколлизийная система "SMIE-AC30" (Франция) для предотвращения столкновений грузоподъемных кранов. Система "SMIE-AC30" содержит установленное на каждом кране устройство безопасности крана, включающее в себя цифровые датчики параметров крана, информационно-управляющий модуль с цифровым вычислителем (микропроцессорный блок обработки данных), дисплей и исполнительный блок. Информационно-управляющие модули кранов связаны между собой кабелем или радиосвязью, образуя совместную сеть для обмена информацией о положении, движениях и нагрузке оборудования кранов. Система реализует способ управления и защиты от столкновений кранов, включающий измерение на каждом кране аналоговых и/или контроль дискретных рабочих параметров крана, характеризующих пространственное положение крана и/или его оборудования, преобразование измеренных и контролируемых параметров в цифровые кодированные сигналы, передачу этих сигналов по беспроводной линии связи в информационно-управляющий модуль устройства безопасности крана, и обмен информацией между информационно-управляющими модулями, установленными на каждом из "n" работающих в группе башенных кранов, о положении, движениях и нагрузке его оборудования (Дана Рафчикова. Антиколлизионные системы "SMIE- АС30" защиты кранов. Журнал "Подъемные сооружения. Специальная техника". 2001, 4).

Система "SMIE-AC30" повышает безопасность выполнения грузоподъемных работ за счет использования информации о состоянии других кранов для предотвращения столкновений между ними. Однако данное техническое решение может быть реализовано только в новых разработках систем предотвращения столкновений грузоподъемных кранов, в которых заранее предусматривается возможность соединения информационно-управляющих модулей между собой кабелем или радиосвязью. При этом известная система обладает недостаточной ремонтопригодностью, так как выход из строя приемо-передающего устройства, входящего в состав информационно-управляющего модуля, вызывает необходимость полной замены последнего с последующей настройкой прибора безопасности на кране и считывания информации с регистратора параметров крана.

Наиболее близкой к заявленной полезной модели по совокупности существенных признаков является система предотвращения столкновений рабочего оборудования грузоподъемных кранов с пересекающимися зонами обслуживания, содержащая установленные на грузоподъемных кранах приборы безопасности, включающие в свой состав различные модули (электронные блоки и датчики). Каждый модуль системы безопасности содержит модем (приемо-передающее устройство), микроконтроллер и источник питания. К микроконтроллеру, в зависимости от назначения модуля, могут быть подключены цифровые или аналоговые датчики (первичные преобразователи) или органы управления и/или исполнительные устройства. Датчики (первичные преобразователи) и органы управления могут быть как встроенными в модуль, так и выполненными автономными и подключенными к нему. Модули соединены между собой с помощью беспроводной цифровой линии связи. Модем содержит, в частности, приемник, передатчик, цифровой трансивер, генератор, контроллер последовательного интерфейса, буферное оперативное запоминающее устройство, управляющую логику и схему управления энергопотреблением (RU 2282576 С2, B66C 13/18, 27.08.2008).

Описанный в патентном документе RU 2282576 С2 способ беспроводной передачи информации в системе безопасности грузоподъемного крана обеспечивает возможность обмена данными между информационно-управляющими модулями, установленными на каждом из "n" работающих в группе грузоподъемных кранов, о положении, движениях и нагрузке его оборудования, что повышает безопасность выполнения грузоподъемных работ за счет использования информации о состоянии других кранов для предотвращения столкновений между ними. Однако данное техническое решение, также как и описанное выше, может быть реализовано только в новых разработках систем предотвращения столкновений грузоподъемных машин, в которых заранее предусматривается возможность соединения информационно-управляющих модулей между собой с помощью беспроводной линии связи, и поэтому не может быть использовано для оснащения парка грузоподъемных машин, оснащенных в настоящее время приборами безопасности с кабельной линией связи датчиков параметров грузоподъемной машины с микропроцессорным блоком обработки данных.

Известно, что для обеспечения требуемой надежности и помехозащищенности протоколы передачи данных по проводным и по беспроводным каналам имеют совершенно разную структуру, кодировку и методы контроля правильности обмена и способы обеспечения помехозащищенности, обусловленные именно особенностями среды передачи сигнала - по проводам или по радиоканалу. А в системах безопасности, в силу присущих им особенностей, зачастую применяются нестандартные протоколы проводного обмена, что делает просто невозможной их непосредственную передачу или прием посредством радиоканала, так как приемо-передающие радиомодули обычно выполняются в виде законченных микросхем промышленного изготовления, на вход которых должен подаваться сигнал, соответствующий какому-либо стандартному протоколу. Поэтому для реализации известной системы с использованием известных приемо-передающих радиомодулей промышленного изготовления необходимо ввести в конструкцию блока обработки данных дополнительные элементы для бесперебойной связи между приемо-передающим радиомодулем и микроконтроллером блока обработки данных, но в прототипе они отсутствуют и в источнике информации (RU 2282576 С2) нет соответствующих рекомендаций.

Задачей, на решение которой направлена заявленная полезная модель, является разработка системы предотвращения столкновений рабочего оборудования грузоподъемных машин с пересекающимися зонами обслуживания на базе выпускаемых или находящихся в эксплуатации микропроцессорных приборов безопасности грузоподъемных машин, обладающей повышенной ремонтопригодностью.

Поставленные технические задачи решаются тем, что в системе предотвращения столкновений рабочего оборудования грузоподъемных машин с пересекающимися зонами обслуживания, содержащей установленные на грузоподъемных машинах приборы безопасности, имеющие в своем составе микропроцессорный блок обработки данных с подключенными к нему с помощью цифровой линии связи датчиками параметров грузоподъемной машины, исполнительный блок и приемо-передающее устройство для передачи данных по цифровой линии связи о положении, движениях и нагрузке оборудования каждой грузоподъемной машины на другие близкорасположенные грузоподъемные машины с пересекающимися зонами обслуживания, согласно полезной модели, приборы безопасности грузоподъемных машин снабжены подключенным к указанной цифровой линии связи приемо-передающим блоком, расположенным вне блока обработки данных и включающим в себя указанное приемо-передающее устройство, выполненное в виде радиомодуля, и блок согласования приемо-передающего устройства с цифровой линией связи.

Достижению технического результата способствуют также частные существенные признаки полезной модели.

Приемо-передающий радиомодуль содержит радиочастотный приемопередатчик с антенной и, по крайней мере, один микроконтроллер со встроенным или внешним запоминающим устройством в виде энергонезависимой памяти, приспособленный для определения и хранения в запоминающем устройстве его индивидуального адреса и адреса приемо-передающего блока, которому предназначена передаваемая информация, а также для согласования протоколов передачи данных по проводным и беспроводной линиям связи и формирования пакетов для передачи данных по указанным линиям.

Сущность предложенного технического решения заключается в следующем.

Приемо-передающий блок, подключенный к цифровой линии связи микропроцессорного блока обработки данных с датчиками параметров грузоподъемной машины, расположенный вне микропроцессорного блока обработки данных и включающий в себя приемо-передающее устройство, выполненное в виде радиомодуля, и блок согласования приемо-передающего устройства с цифровой линией связи является по существу приемо-передающим устройством выносного типа, конструктивно необъединенным с микропроцессорным блоком обработки данных и который может быть изготовлен и поставлен потребителям как дополнительная опция, к выпускаемым в настоящее время или находящимся в эксплуатации приборам безопасности грузоподъемных машин, имеющих в своем составе блок обработки данных на основе микропроцессора. Это позволяет упростить реализацию предлагаемой системы на базе находящихся в эксплуатации современных приборов безопасности грузоподъемных машин, без возврата их на завод-изготовитель и какой-либо дополнительной конструктивной доработки блока обработки данных, а также повысить ремонтопригодность предлагаемой системы, так как приемо-передающий блок может быть заменен, при необходимости, без замены полностью микропроцессорного блока обработки данных и последующей необходимости настройки прибора безопасности на кране и считывания информации с регистратора параметров крана.

Технический результат - повышение ремонтопригодности системы предотвращения столкновений рабочего оборудования грузоподъемных машин с пересекающимися зонами обслуживания.

На чертеже показана блок-схема предлагаемой системы.

Система предотвращения столкновений рабочего оборудования грузоподъемных машин с пересекающимися зонами обслуживания содержит установленные на грузоподъемных машинах 11-1m штатные многофункциональные микропроцессорные приборы 2 безопасности, имеющие в своем составе блок 3 обработки данных, к которому подключен посредством цифровой линии 4 связи (шины последовательного CAN-интерфейса) комплекс датчиков 5 параметров грузоподъемной машины, и подключенный к цифровой линии 4 связи исполнительный блок 6. Комплекс датчиков 5 параметров грузоподъемной машины включает в себя аналоговые, цифровые и дискретные датчики. Цифровые датчики подключаются к цифровой линии 4 связи непосредственно, а аналоговые датчики - через контроллеры (на чертеже не показаны).

Конструкция блока 3 обработки данных не является предметом настоящей полезной модели, так как различные конструкции блоков обработки данных на основе современных микроконтроллеров широко описаны в технической литературе. Блок 3 обработки данных в общем случае содержит собственный микроконтроллер, внешнее запоминающее устройство, клавиатуру, модуль визуальной индикации, включающий в себя в себя дисплей и световые индикаторы предупредительной и аварийной сигнализации, модуль звуковой сигнализации и встроенный регистратор параметров работы грузоподъемной машины с часами реального времени. Блок 3 может иметь и другое наименование, например, информационно-управляющий блок, цифровой вычислитель, вычислительно-управляющее устройство, блок отображения информации, блок управления и т.д.

К цифровой линии 4 связи подключен расположенный вне блока 3 обработки данных приемо-передающий блок 7, содержащий приемо-передающий радиомодуль 8 и блок 9 согласования приемо-передающего радиомодуля с цифровой линией 4 связи. Блок 9 производит, по существу, согласование протоколов передачи данных по проводной и беспроводной линиям связи.

Приемо-передающий радиомодуль 8 содержит радиочастотный приемопередатчик с антенной и, по крайней мере, один микроконтроллер со встроенным или внешним запоминающим устройством в виде энергонезависимой памяти (на чертеже не показаны). Микроконтроллер приемо-передающего радиомодуля 8 приспособлен для определения и хранения в запоминающем устройстве его индивидуального адреса и адреса приемо-передающего блока 7, которому предназначена передаваемая информация, а также для согласования протоколов передачи данных по проводной и беспроводной линиям связи и формирования пакетов для передачи данных по указанным линиям.

Грузоподъемные машины могут быть оборудованы, в частности, приборами безопасности «Ограничитель нагрузки ОНК-160» (модификации: ОНК-160М, ОНК-160Б и ОНК-160С), выпускаемыми Арзамасским электромеханическим заводом. Данные приборы выполнены на базе микроконтроллера MSP430F149 фирмы «Texas Instruments» (США).

В качестве датчиков 5 измеряемых или контролируемых параметров грузоподъемной машины можно использовать специализированные датчики, используемые в выпускаемых приборах и системах безопасности, либо общепромышленные датчики соответствующего исполнения. Конкретный набор датчиков, используемых в системе, зависит от типа грузоподъемной машины.

Электропитание элементов приемо-передающего блока 7 осуществляется с помощью переходного кабеля от блока питания, входящего в состав блока 3 обработки данных (на чертеже не показано).

Электропитание датчиков 5 параметров грузоподъемной машины осуществляется с помощью кабельной комбинированной линии связи между элементами системы безопасности грузоподъемной машины, включающей двухпроводную линию обмена данными и двухпроводную линию электропитания датчиков указанной системы от блока обработки данных. Такая линия связи использована, в частности, в приборах безопасности грузоподъемных кранов «Ограничитель нагрузки ОНК-160» для связи блока обработки данных (блока отображения информации «БОИ» в приборах безопасности ОНК-160Б и ОНК-160С или блока управления «БУ» в приборе безопасности ОНК-160М) и комплекса датчиков параметров крана.

Беспроводная передача и прием данных осуществляется на частоте 2,4 ГГц на основе международного стандарта IEEE 802.15.4. Для него многими производителями электронных компонентов выпускаются приемо-передающие радиомодули различной мощности и степени интеграции. Возможно использование приемо-передающих радиомодулей ХВР24 фирмы DiGi, сертифицированных в Российской Федерации. При передаче сигналов по радиоканалу при необходимости может быть использован ретранслятор (на чертеже не показан).

Блок 9 согласования приемо-передающего радиомодуля 7 с цифровой линией 4 связи может быть выполнен на основе микроконтроллера MSP430F2410 фирмы «Texas Instruments» (США).

Система работает следующим образом.

Рабочие параметры грузоподъемной машины, обозначенной на чертеже как 11, т.е. параметры, характеризующие ее нагрузку, геометрию и режим работы, измеряются или контролируются с помощью комплекса датчиков 5 параметров грузоподъемной машины (первичными преобразователями). Микроконтроллер блока 3 обработки данных, работая по программе, записанной в памяти микроконтроллера, осуществляет опрос датчиков 5 и обработку измеренных и преобразованных в цифровую форму сигналов указанных датчиков. Эта обработка может заключаться, в частности, в вычислении текущего значения грузового момента, определении текущего положения стрелового оборудования и в сравнении полученных величин соответственно с грузовой характеристикой грузоподъемной машины, хранящейся в памяти микроконтроллера, а также с зоной допустимых положений стрелы в своей рабочей зоне, заданной оператором грузоподъемной машины при помощи клавиатуры при введении параметров координатной защиты. Далее микроконтроллер блока 3 обработки данных, в зависимости от результатов этого сравнения, формирует сигналы управления исполнительным блоком 6, осуществляя защиту грузоподъемной машины от перегрузок, и реализует координатную защиту в своей рабочей зоне. Кроме того, микроконтроллер осуществляет запись рабочих параметров в долговременную энергонезависимую память регистратора параметров грузоподъемной машины. При этом форма, объем и порядок записей устанавливаются в соответствии с нормативными требованиями Ростехнадзора.

Одновременно микроконтроллер блока 3 обработки данных осуществляет передачу информации о пространственном положении рабочего оборудования грузоподъемной машины 11 на подключенный к блоку 3 приемо-передающий блок 7 для последующей передачи этих данных с помощью приемо-передающего радиомодуля 8 на другие близко расположенные грузоподъемные машины 1 2-1m, с пересекающимися зонами обслуживания. В свою очередь микроконтроллеры блоков 3 обработки данных грузоподъемных машин 12-1m принимают через свои приемо-передающие блоки 7 данные о пространственном положении окружающих их кранов и передают данные о своем кране.

При приближении рабочего оборудования грузоподъемной машины 11 на недопустимое расстояние к оборудованию другой грузоподъемной машины, например, грузоподъемной машины 12, внесенное в память микроконтроллера прибора 2 безопасности грузоподъемной машины 11. При этом блок 3 обработки данных подает команду на отключение приводов рабочего оборудования грузоподъемной машины 11 через исполнительный блок 6.

Аналогичным образом работает прибор 2 безопасности грузоподъемной машины 12.

Предлагаемая полезная модель может быть изготовлена промышленным способом на приборостроительном предприятии с использованием современных электронных компонентов и технологий.

1. Система предотвращения столкновений рабочего оборудования грузоподъемных машин с пересекающимися зонами обслуживания, содержащая установленные на грузоподъемных машинах приборы безопасности, имеющие в своем составе микропроцессорный блок обработки данных с подключенными к нему с помощью цифровой линии связи датчиками параметров грузоподъемной машины, исполнительный блок и приемопередающее устройство для передачи данных по цифровой линии связи о положении, движениях и нагрузке оборудования каждой грузоподъемной машины на другие близкорасположенные грузоподъемные машины с пересекающимися зонами обслуживания, отличающаяся тем, что приборы безопасности грузоподъемных машин снабжены подключенным к указанной цифровой линии связи приемопередающим блоком, расположенным вне блока обработки данных и включающим в себя указанное приемопередающее устройство, выполненное в виде радиомодуля, и блок согласования приемопередающего устройства с цифровой линией связи.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что приемопередающий радиомодуль содержит радиочастотный приемопередатчик с антенной и, по крайней мере, один микроконтроллер со встроенным или внешним запоминающим устройством в виде энергонезависимой памяти, приспособленный для определения и хранения в запоминающем устройстве его индивидуального адреса и адреса приемопередающего блока, которому предназначена передаваемая информация, а также для согласования протоколов передачи данных по проводным и беспроводной линиям связи и формирования пакетов для передачи данных по указанным линиям.



 

Наверх