Тележка рельсового транспортного средства

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту и предназначена для использования в конструкции рельсовых транспортных средств. Полезной моделью решается задача повышения ходовых качеств тележки типа ЦНИИ-Х3-О без существенного изменения конструкции тележки путем отказа от клиновых гасителей колебаний. Тележка рельсового транспортного средства содержит надрессорную балку, опирающуюся на две боковые рамы посредством рессорных комплектов, в концевых частях которых расположены буксы колесных пар. Рессорный комплект тележки рельсового транспортного средства состоит из упругих амортизаторов, выполненных в виде полых цилиндров с завулканизированной внутри упругой оболочки по меньшей мере одной пружины сжатия, причем упругая оболочка упругих амортизаторов выполнена из резины или термопластичного эластомера. Боковые рамы тележки рельсового транспортного средства связаны между собой листом, с каждой стороны которого имеются по две проушины, при этом лист закреплен к каждой боковой раме двумя вертикальными осями, причем соединение листа с боковой рамой осуществлено посредством упругих втулок, выполненных из резины или термопластичного эластомера.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту и предназначена для использования в конструкции рельсовых транспортных средств.

Известна тележка типа ЦНИИ-Х3-О, содержащая надрессорную балку, опирающуюся на две боковые рамы посредством рессорных комплектов в концевых, частях которой расположены буксы колесных пар, клиновые гасители колебаний, рычажную тормозную передачу. (Шадур Л.А. и др., Вагоны. - М., Транспорт, 1980. - стр.182-183 - аналог). Недостатком описанной тележки является плохая плавность хода с неполной загрузкой вагона ввиду излишней силы трения клиновых гасителей колебаний, при этом надрессорная балка не перемещается и рессорные комплекты не отрабатывают неровности пути.

Наиболее близкой к заявленной полезной модели является железнодорожная грузовая тележка для повышенных скоростей движения (патент РФ 39558, опубликован 10.08.2004, бюл. 22), содержащая колесные пары, надрессорную балку, рессорные комплекты, боковые рамы, диагональные связи в виде перекрещивающихся стержней, продольные поводки, вертикальные гидравлические гасители колебаний, тормозную рычажную передачу, горизонтальные фрикционные гасители колебаний. Данная тележка обладает хорошими ходовыми качествами в том числе и при низких скоростях движения (до 40 км/ч), однако ее применение на железнодорожных транспортных средствах, к которым не предъявляются требования пониженного воздействия виброускорений на перевозимый груз, экономически не целесообразно ввиду высокой стоимости и сложной конструкции (гидравлические и фрикционные гасители колебаний, горизонтальные поводки, диагональные связи, необходимость применения боковой рамы сварной оригинальной формы).

Полезной моделью решается задача повышения ходовых качеств тележки типа ЦНИИ-Х3-О без существенного изменения конструкции тележки.

Технический результат, достигаемый в заявленной полезной модели, заключается в исключении явления заклинивания рессорного подвешивания, при этом поглощение энергии колебаний осуществляется за счет сил внутреннего трения упругого амортизатора.

Указанная цель достигается тем, что рессорный комплект тележки рельсового транспортного средства состоит из упругих амортизаторов, выполненных в виде полых цилиндров с завулканизированной внутри упругой оболочки по меньшей мере одной пружины сжатия, причем упругая оболочка упругих амортизаторов выполнена из резины или термопластичного эластомера. Боковые рамы тележки рельсового транспортного средства связаны между собой листом, с каждой стороны которого имеются по две проушины, при этом лист закреплен к каждой боковой раме двумя вертикальными осями, причем соединение листа с боковой рамой осуществлено посредством упругих втулок, выполненных из резины или термопластичного эластомера.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображена тележка рельсового транспортного средства - главный вид;

на фиг.2 - вид слева по фиг.1, совмещенный с разрезом;

на фиг.3 - упругий амортизатор;

на фиг.4 - лист, соединяющий боковые рамы тележки;

на фиг.5 - узел крепления листа к боковой раме тележки;

на фиг.6 - узел крепления листа к боковой раме тележки, вариант с резиновой втулкой.

Приняты следующие обозначения:

1 - балка надрессорная;

2 - рама боковая;

3 - рессорный комплект;

4 - букса колесных пар;

5 - стойка;

6 - упор боковой рамы;

7 - лист;

8 - амортизатор упругий;

9 - пружина сжатия;

10 - упругая оболочка;

11 - проушина;

12 - выступ;

13 - ось;

14 - шплинт;

15 - шайба;

16, 17 - износостойкая втулка;

18 - упругая втулка;

Тележка рельсового транспортного средства содержит надрессорную балку 1 (фиг.1 и 2), опирающуюся на две боковые рамы 2 посредством рессорных комплектов 3. В концевые части боковых рам установлены буксы колесных пар 4. Продольные перемещения надрессорной балки в проемах боковых рам ограничены стойками 5, а боковые перемещения - упорами 6 боковых рам. Для увеличения жесткости тележки в плане боковые рамы соединены между собой листом 7.

Лист 7 (фиг.2), соединяющий боковые рамы тележки, имеет четыре проушины 11 (фиг.4) для крепления к боковым рамам 2 (фиг.1) тележки. Каждая боковая рама 2 снабжена на внутренней поверхности выступами 12 (фиг.5) с отверстиями для закрепления листа 7 при помощи осей 13. Оси 13 фиксируются шплинтами 14. Для уменьшения износа шплинтов 14 на оси 13 установлены шайбы 15. Для уменьшения износа отверстий проушин 11 (фиг.4) листа 7 (фиг.2) и выступов 12 (фиг.5) боковых рам, в отверстия запрессованы втулки 16 и 17 из износостойкого материала. Соединение листа с боковыми рамами может быть выполнено через втулки 18 (фиг.6), выполненные из резины или другого упругого материала, например, термопластичного эластомера.

Рессорный комплект 3 состоит из упругих амортизаторов, количество которых зависит от грузоподъемности вагона. Упругий амортизатор 8 (фиг.3) представляет собой по меньшей мере одну пружину сжатия 9, завулканизированную внутри упругой оболочки 10, выполненной из резины или термопластичного материала.

Тележка рельсового транспортного средства работает следующим образом.

Упругие амортизаторы 8 передают вес вагона на боковые рамы 2 тележки и воспринимают нагрузки от неровностей пути, так же как и пружинные комплекты аналогичных тележек, за счет сжатия пружин 9 и деформации упругой оболочки 10. Гашение колебаний вагона происходит за счет внутреннего трения упругого материала амортизаторов во время колебаний вагона, таким образом кинетическую энергию колебаний амортизаторы превращают в тепловую и рассеивают в окружающую среду. Причем упругие амортизаторы будут гасить колебания вагона при любой его загруженности, поскольку ничто не препятствует вертикальным перемещениям надрессорной балки тележки. Жесткость тележки в плане обеспечивается листом 7, соединяющим две боковые рамы 2. Таким образом ограничивается относительное продольное перемещение боковых рам, а за счет их шарнирного соединения с листом 7 сохраняется свобода относительных вертикальных перемещений.

1. Тележка рельсового транспортного средства, содержащая надрессорную балку, опирающуюся на две боковые рамы посредством рессорных комплектов, в концевых частях которых расположены буксы колесных пар, отличающаяся тем, что рессорный комплект состоит из упругих амортизаторов, выполненных в виде полых цилиндров с завулканизированной внутри упругой оболочки, по меньшей мере, одной пружиной сжатия.

2. Тележка рельсового транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что оболочка упругих амортизаторов выполнена из резины.

3. Тележка рельсового транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что оболочка упругих амортизаторов выполнена из термопластичного эластомера.

4. Тележка рельсового транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что боковые рамы связаны между собой листом, имеющим по две проушины с каждой стороны листа, закрепленным к каждой боковой раме двумя вертикальными осями.

5. Тележка рельсового транспортного средства по п.4, отличающаяся тем, что лист соединен с боковыми рамами через упругие втулки, выполненные из резины.

6. Тележка рельсового транспортного средства по п.4, отличающаяся тем, что лист соединен с боковыми рамами через упругие втулки, выполненные из термопластичного эластомера.



 

Наверх