Устройство для осевой фиксации вала

 

Полезная модель относится к устройствам для фиксации от осевого перемещения гладких и шлицевых валов, установленных внутри полых валов, и может быть использовано в машиностроении, в частности двигателестроении.

Техническим результатом, на достижение которого направлена полезная модель, является обеспечение технологичности изготовления устройства за счет возможности изготовления его деталей с меньшей степенью точности, т.к. осевой размер устройства не зависит от взаимного расположения наружного и внутреннего валов.

Заявляемый технический результат достигается тем, что устройство для осевой фиксации вала, расположенного внутри полого вала, содержит подпружиненную стопорную втулку с наружными шлицами и крепежный резьбовой элемент с внутренней полостью, на стенках которой выполнены шлицы, взаимодействующие с наружными шлицами стопорной втулки. На внутренней поверхности стенки наружного вала выполнен выступ, и крепежный резьбовой элемент установлен с упором в него. Стопорная втулка имеет шлицевое соединение с внутренним валом.

Новым в полезной модели является то, что стопорная втулка и крепежный резьбовой элемент расположены на внутреннем валу, стопорная втулка снабжена внутренними шлицами, а внутренний вал наружными, которыми взаимодействует с внутренними шлицами втулки, при этом стопорная втулка подпружинена относительно крепежного резьбового элемента.

Для удобства монтажа наружная поверхность крепежного резьбового элемента может быть снабжена шлицами или выполнена в виде многогранника. Внутренняя поверхность стопорной втулки также может быть снабжена установочными элементами, которые могут быть выполнены в виде резьбы или рукоятки типа «грибок», или отверстия, ось которого перпендикулярна оси крепежного резьбового элемента.

Полезная модель относится к устройствам для фиксации от осевого перемещения гладких и шлицевых валов, установленных внутри полых валов, и может быть использовано в машиностроении, в частности двигателестроении.

Известно устройство для осевой фиксации вала, установленного в наружном полом валу, которое выполнено в виде гайки, установленной на внутренний вал с упором в торец наружного вала и зафиксированной с помощью стопорного элемента. (Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. - 4-е изд., исправленное и доп. - М., Машиностроение, 1974 г., стр.511, рис.12.38).

Недостатком данного устройства для осевой фиксации внутреннего вала относительно наружного вала является то, что оно может быть использовано только тогда, когда часть внутреннего вала, на которой располагается гайка, выступает из полости наружного вала, и имеется возможность упора гайки в торец наружного вала.

Наиболее близким является устройство для осевой фиксации вала, расположенного в наружном полом валу, содержащее подпружиненную относительно внутреннего вала, стопорную втулку с наружными шлицами и крепежный резьбовой элемент с внутренней полостью, на стенках которой выполнены шлицы, взаимодействующие с наружными шлицами стопорной втулки. Крепежный резьбовой элемент имеет резьбовое соединение с внутренним валом и установлен с упором в выступ на стенке в полости наружного вала. Стопорная втулка имеет дополнительные наружные шлицы, которыми соединена с внутренним валом. (Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. - 4-е изд., исправленное и доп. - М., Машиностроение, 1974 г., стр.115, рис.5.04).

Недостатком такого устройства осевой фиксации внутреннего вала относительно полого является то, что его осевые размеры диктуются расстоянием от места соединения резьбового элемента с внутренним валом до выступа, выполненного в полости наружного вала на его стенке, в который упирается головка резьбового элемента, что требует высокой точности изготовления элементов устройства и является не технологичным.

Техническим результатом, на достижение которого направлена полезная модель, является обеспечение технологичности изготовления устройства за счет возможности изготовления его деталей с меньшей степенью точности, т.к. осевой размер устройства не зависит от взаимного расположения наружного и внутреннего валов из-за расположения места упора резьбового элемента в наружный вал со стороны его соединения с внутренним валом.

Заявляемый технический результат достигается тем, что устройство для осевой фиксации вала, расположенного внутри полого вала, содержит подпружиненную стопорную втулку с наружными шлицами и крепежный резьбовой элемент с внутренней полостью, на стенках которой выполнены шлицы, взаимодействующие с наружными шлицами стопорной втулки. На внутренней поверхности стенки наружного вала выполнен выступ, и крепежный резьбовой элемент установлен с упором в него. Стопорная втулка имеет шлицевое соединение с внутренним валом.

Новым в полезной модели является то, что стопорная втулка и крепежный резьбовой элемент расположены на внутреннем валу, стопорная втулка снабжена внутренними шлицами, а внутренний вал наружными, которыми взаимодействует с внутренними шлицами втулки, при этом стопорная втулка подпружинена относительно крепежного резьбового элемента.

Для удобства монтажа наружная поверхность крепежного резьбового элемента может быть снабжена шлицами или выполнена в виде многогранника. Внутренняя поверхность стопорной втулки также можетбыть снабжена установочными элементами, которые могут быть выполнены в виде резьбы или рукоятки типа «грибок», или отверстия, ось которого перпендикулярна оси крепежного резьбового элемента.

На прилагаемом чертеже изображено заявляемое устройство.

Устройство для осевой фиксации вала 1, расположенного внутри наружного полого вала 2, содержит подпружиненную стопорную втулку 3 с наружными шлицами 4 и крепежный резьбовой элемент 5, выполненный в виде гайки или резьбовой втулки с внутренней полостью 6, на стенках которой выполнены шлицы 7, взаимодействующие с наружными шлицами 4 стопорной втулки 3. На внутренней поверхности стенки наружного вала 2 выполнен выступ 8. Крепежный резьбовой элемент 5, установлен на внутреннем валу 1 с упором в выступ 8 и имеет с валом 1 резьбовое соединение 9. Стопорная втулка 3 также расположена на внутреннем валу 1 в полости 6 крепежного резьбового элемента 5 и снабжена внутренними шлицами 10, а внутренний вал наружными шлицами 11, которыми взаимодействует с внутренними шлицами 10 втулки 3. Стопорная втулка 3 подпружинена пружиной 12 сжатия относительно крепежного резьбового элемента 5, пружина 12 зафиксирована в полости 6 с помощью стопорного кольца 13.

Для удобства монтажа наружная поверхность крепежного элемента 5 может быть снабжена шлицами 14, или может быть выполнена в виде многогранника: четырехгранника или шестигранника (на чертеже не показано). Внутренняя поверхность стопорной втулки 3 для удобства ее установки может быть снабжена резьбой 15, или может быть выполнена в виде рукоятки типа «грибок» или отверстия, ось которого перпендикулярна оси крепежного резьбового элемента 5 (на чертеже не показано).

Сборка устройства осуществляется следующим образом.

Предварительная сборка устройства осуществляется следующим образом.

В полость 6 крепежного резьбового элемента 5 устанавливается подпружиненная пружиной 12 стопорная втулка 3, при этом ее наружные шлицы 4 входят в зацепление со шлицами 7 резьбового крепежного элемента 5, затем пружина 12 фиксируется стопорным кольцом 13.

Монтаж устройства на внутренний вал 1 осуществляется с помощью приспособления, в котором крепежный элемент 5 базируется по шлицам 14. Затем стопорная втулка 3 смещается влево (по чертежу) при помощи штифта, установленного в отверстие втулки 3 по резьбе 15, пружина 12 сжимается и крепежный резьбовой элемент 5 устанавливается на вал 1 по резьбовому соединению 9 до упора в выступ 8 на внутренней поверхности стенки полого вала 2. Затем стопорная втулка 3 смещается вправо (по чертежу) и ее шлицы 10 входят в зацепление со шлицами 11 вала 1, благодаря чему осуществляется стопорение крепежного элемента 5. После этого приспособление снимается.

Данное устройство является технологичным при изготовлении за счет возможности изготовления его деталей с меньшей степенью точности, т.к. осевой размер устройства не зависит от взаимного расположения наружного и внутреннего валов.

1. Устройство для осевой фиксации вала, расположенного внутри полого вала, содержащее подпружиненную стопорную втулку с наружными шлицами и крепежный резьбовой элемент с внутренней полостью, на стенках которой выполнены шлицы, взаимодействующие с наружными шлицами стопорной втулки, на внутренней поверхности стенки наружного вала выполнен выступ и крепежный резьбовой элемент установлен с упором в него, кроме того, стопорная втулка имеет шлицевое соединение с внутренним валом, отличающееся тем, что стопорная втулка и крепежный резьбовой элемент расположены на внутреннем валу, стопорная втулка снабжена внутренними шлицами, а внутренний вал наружными, которыми взаимодействует с внутренними шлицами втулки, при этом стопорная втулка подпружинена относительно крепежного резьбового элемента.

2. Устройство фиксации по п.1, отличающееся тем, что наружная поверхность крепежного резьбового элемента снабжена установочными элементами, например шлицами или многогранником.

3. Устройство для фиксации по п.1 или 2, отличающееся тем, что внутренняя поверхность стопорной втулки снабжена установочным элементом, например резьбой, рукояткой типа «грибок» или отверстием, ось которого перпендикулярна оси крепежного резьбового элемента.



 

Наверх