Медицинская шина транспортная иммобилизационная

 

Полезная модель относится к области травматологии, а именно к приспособлениям для фиксации конечностей пострадавшего и их транспортной иммобилизации.

Задачей полезной модели являлось повышение надежности устройства, упрощение и облегчение его применения.

Указанная задача решается медицинской шиной транспортной иммобилизационной, содержащей ложемент для размещения поврежденной конечности, выполненный в виде шарнирно соединенных между собой жестких секций основания, которые, в свою очередь, имеют с обеих сторон откидывающиеся боковые секции, при этом секции снабжены стопором для жесткой фиксации между собой под углом друг к другу, и фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента, выполненный в виде, по меньшей мере, двух ремней, в которой, согласно предложению, общее количество секций составляет две или три, стопор для жесткой фиксации секций между собой выполнен в виде застежек-липучек, встречные части которых закреплены на расширяющихся участках откидывающихся боковых секций, предназначенных для соединения внахлест, а ремни фиксатора выполнены съемными с возможностью жесткого крепления каждого концевыми участками на противоположных откидывающихся боковых секциях и возможностью выбора точек крепления по длине секции.

Ремень фиксатора поврежденной конечности целесообразно выполнять в виде ленты застежки-липучки с рабочей поверхностью типа «петля», а на каждой откидывающейся боковой секции закреплена лента с рабочей поверхностью типа «крючок».

Шину, предназначенную для нижних конечностей, предпочтительно выполнять с изгибом одной из секций в области пяточной кости.

Предусмотрена возможность дополнительного поперечного сгиба длинных секций.

1 н.п.ф., 7 илл.

Полезная модель относится к области травматологии, а именно к приспособлениям для фиксации конечностей пострадавшего и их транспортной иммобилизации.

Известны варианты одноразовой иммобилизационной шины «Омнимед» [Патент РФ 2223724, МПК A61F 5/04, з. 15.10.2002 г., оп. 20.02.2004 г.], выполняемой из водонепроницаемого листового гофрированного картона. В первом варианте исполнения иммобилизационной шины в основе шины имеется линия реза, определяющая форму заготовки для шины и выполненная проходящей по определенному маршруту между вертикальными и горизонтальными рядами выступов. Во втором, третьем, четвертом, пятом вариантах исполнения иммобилизационной шины в основе шины имеются линии реза, определяющие формы заготовок для шин и выполненные проходящими по определенному маршруту между вертикальными и горизонтальными рядами выступов. Кроме этого в основе шин в определенных местах выполнены по две прорези, а также выполнены по три линии сгибов и имеются устройства фиксации элементов шины в рабочем положении из застежек типа "велькро". Кроме этого в третьем варианте исполнения шина дополнительно снабжена устройством фиксации плеча пострадавшего, в качестве которого применена еще одна основа шины, а в пятом варианте исполнения шина снабжена четырьмя упорами в виде усиленных ребер жесткости: паховым, двумя подмышечными, изготовленными каждый из основы упора, и пяточным, изготовленным из основы упора, а также двумя амортизаторами - подмышечным и паховым, размещенными в верхних торцах соответственно верхнего подмышечного и пахового упоров и изготовленными из свернутых в жгуты частей корпуса упаковки шин.

Известны варианты иммобилизационной шины [Патент РФ 2278639, МПК A61F 5/04, з. 30.08.2004 г., oп. 10.02.2006 г.], также предназначенной преимущественно для одноразового использования. Во всех вариантах исполнения известная шина содержит основу из водонепроницаемого листового гофрированного картона, выполненную в виде матрицы из выступов на лицевой и обратной сторонах листа, образованных пересечением вертикальных и горизонтальных утонений, а также устройство фиксации элементов шины в рабочем положении, выполненное в виде набора фиксаторов - застежек типа "велькро", и устройство фиксации шины на пострадавшем. В первом варианте исполнения шина (для шеи) выполнена из двух соединенных между собой первой и второй основ, отличающихся расположением фиксаторов, каждая из которых имеет следующее соотношение параметров: Nв/Nr=4/10, где Nв - количество вертикальных рядов выступов, a Nr - количество горизонтальных рядов выступов, а также S/L=148 мм/370 мм, где S - оптимальная ширина основы, a L - оптимальная длина основы. Во втором (для предплечья), третьем (для плеча), четвертом (для голени) и в пятом (для бедра) вариантах исполнения иммобилизационной шины базу шины составляет третья основа, которая имеет следующие соотношения параметров: Nв/Nr=8/27, где Nв - количество вертикальных рядов выступов, а Nr - количество горизонтальных рядов выступов, а также S/L=282 мм/999 мм, где S - оптимальная ширина основы, а L - оптимальная длина основы. Во втором варианте исполнения шина имеет возможность регулировки по длине. В третьем варианте исполнения шина дополнительно снабжена устройством фиксации плеча пострадавшего, в качестве которого применена еще одна третья основа. В пятом варианте исполнения шина снабжена четырьмя упорами в виде усиленных ребер жесткости: паховым, двумя подмышечными, изготовленными из дополнительных третьих основ, и пяточным, изготовленным из первой или второй основы, а также двумя амортизаторами - подмышечным и паховым, размещенными в верхних торцах соответственно верхнего подмышечного и пахового упоров и изготовленными из свернутых в жгуты частей упаковки исходных основ.

Известна медицинская шина [Патент РФ 75936 U1, МПК A61F 5/00, з. 26.02.2008 г., оп. 10.09.2008 г.], содержащая ложемент для размещения поврежденной конечности, состоящий, по меньше мере, из двух секций, выполненных с возможностью соединения между собой под прямым углом и снабженных стопором их жесткой фиксации в данном положении, при этом стопор выполнен в виде, по меньшей мере, двух пар зацепов и, по меньшей мере, двух пар прорезей.

В качестве прототипа выбрана медицинская транспортная складная шина Петрушина-Шутака [Патент РФ 2140232, МПК A61F 5/058, з. 10.07.1998 г., оп. 27.10.1999 г.], содержащая ложемент для размещения поврежденной конечности и фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента, ложемент выполнен в виде двух групп шарнирно соединенных между собой жестких плоских секций, выполненных, например, из вспененного поливинилхлорида, причем каждая из групп имеет не менее двух секций, размещенных вдоль основания, которые, в свою очередь, имеют с обеих сторон откидывающиеся боковые секции, которые также шарнирно соединены между собой попарно в каждой группе, при этом группы секций выполнены с возможностью соединения между собой под прямым углом и снабжены стопором их жесткой фиксации в данном положении, в то же время фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента выполнен в виде по меньшей мере двух ремней, каждый из которых неподвижно закреплен относительно одной из секций основания по одному для каждой группы секций.

Задачей полезной модели являлось повышение надежности устройства и упрощение и облегчение его применения.

Указанная задача решается медицинской шиной транспортной иммобилизационной, содержащей ложемент для размещения поврежденной конечности, выполненный в виде шарнирно соединенных между собой жестких секций основания, которые, в свою очередь, имеют с обеих сторон откидывающиеся боковые секции, при этом секции снабжены стопором для жесткой фиксации между собой под углом друг к другу, и фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента, выполненный в виде, по меньшей мере, двух ремней, в которой, согласно предложению, общее количество секций составляет две или три, стопор для жесткой фиксации секций между собой выполнен в виде застежек-липучек (другие названия: «застежка типа «велькро», текстильная застежка, ворсистая молния и т.д. - см., например: http://ru.wikipedia.org/wiki/), встречные части которых закреплены на расширяющихся участках откидывающихся боковых секций, предназначенных для соединения внахлест, а ремни фиксатора выполнены съемными с возможностью жесткого крепления каждого концевыми участками на противоположных откидывающихся боковых секциях и возможностью выбора точек крепления по длине секции.

Целесообразно для обеспечения возможности жесткого крепления ремней в нужных точках каждый ремень фиксатора поврежденной конечности выполнять в виде ленты застежки-липучки с рабочей поверхностью типа «петля», а на каждой откидывающейся боковой секции закреплена лента с рабочей поверхностью типа «крючок».

Шину, предназначенную для нижних конечностей, предпочтительно выполнять с изгибом одной из секций в области пяточной кости.

Для обеспечения компактности при хранении целесообразно предусмотреть возможность дополнительного поперечного сгиба длинных секций.

Заявляемая полезная модель поясняется чертежами. На фиг.1-2 представлена медицинская шина транспортная иммобилизационная в разложенном состоянии (развертка); на фиг.3-5 представлены стадии сборки шины из развертки в рабочее состояние; на фиг.6 показана шина в собранном состоянии с ремнями фиксатора, на фиг.7 показана шина для нижней конечности.

Медицинская шина транспортная иммобилизационная содержит ложемент для размещения поврежденной конечности, выполненный в виде шарнирно соединенных между собой жестких секций 1 основания, которые, в свою очередь, имеют с обеих сторон откидывающиеся боковые секции 2, при этом секции снабжены стопором для жесткой фиксации между собой под углом друг к другу выполненные в виде застежек-липучек, встречные части которых 3 и 4 закреплены на расширяющихся участках откидывающихся боковых секций, и ремни 5 для фиксации поврежденной конечности относительно ложемента; на каждой откидывающейся боковой секции 2 закреплена лента 6 с рабочей поверхностью типа «крючок».

Заявляемую шину используют следующим образом.

При необходимости иммобилизации травмированной конечности пострадавшего медицинскую шину из развертки (фиг.1. 2) собирают в пространственную конструкцию (фиг.3) посредством подгиба боковых секций 2. поворота секций 1 относительно друг друга на необходимый угол и фиксации в собранном состоянии посредством соединения встречных частей 3. 4 застежки-липучки. Для нижней конечности применяют шину с изгибом одной из секций 1 (виг.5). Следует отметить, что собрать шину можно непосредственно на травмированной конечности (это особенно важно при травмах нижних конечностей), в отличие от аналога, который можно наложить только в полностью собранном состоянии, удерживая травмированную конечность на весу (из-за специфической конструкции фиксатора). Заключительная стадия - фиксация шины относительно конечности (на чертежах не показана) посредством ремней 5 и ленты 6. Для нижней конечности необходимо использовать шину с изгибом одной из секций 1 (фиг.7: угол >180°).

После транспортировки пострадавшего в стационар шину снимают, отсоединив ремни 5, раскладывают и при необходимости очищают и дезинфицируют. Для удобного хранения шину складывают по шарнирным соединениям секций 1 и 2.

Заявляемая шина в сравнении с прототипом позволяет:

- быстрее собрать шину из положения хранения в рабочее состояние за счет меньшего количества поперечных сгибов (шарниров) и менее требовательных к точности сборки стопоров;

- собрать шину непосредственно на травмированной конечности;

- осуществлять сборку с существенными отклонениями от прямого угла без утери прочностных характеристик;

- осуществить иммобилизацию с меньшими неудобствами для пострадавшего, в том числе за счет конструкции ремней (ремни в шине-прототипе застегиваются в зоне травмированной конечности, притом, что при использовании застежек-липучек необходимо предварительное натяжение соединяемых участков с одновременным сжатием (надавливанием) встречных частей застежки) возможности их крепления в разных по длине секций участках.

- исключить запутывание и зажатие ремней в процессе наложения шины;

- упростить очистку и дезинфекцию шины после использования (отдельно шина, отдельно - ремни).

1. Медицинская шина транспортная иммобилизационная, содержащая ложемент для размещения поврежденной конечности, выполненный в виде шарнирно соединенных между собой жестких секций основания, которые, в свою очередь, имеют с обеих сторон откидывающиеся боковые секции, при этом секции снабжены стопором для жесткой фиксации между собой под углом друг к другу, и фиксатор поврежденной конечности относительно ложемента, выполненный в виде, по меньшей мере, двух ремней, отличающаяся тем, что общее количество секций составляет две, стопор для жесткой фиксации секций между собой выполнен в виде застежек-липучек, встречные части которых закреплены на расширяющихся участках откидывающихся боковых секций, предназначенных для соединения внахлест, а ремни фиксатора выполнены съемными с возможностью жесткого крепления каждого концевыми участками на противоположных откидывающихся боковых секциях и возможностью выбора точек крепления по длине секции.

2. Медицинская шина по п.1, отличающаяся тем, что каждый ремень фиксатора поврежденной конечности выполнен в виде ленты застежки-липучки с рабочей поверхностью типа «петля», а на каждой откидывающейся боковой секции закреплена лента с рабочей поверхностью типа «крючок».

3. Медицинская шина по п.1, отличающаяся тем, что одна из секций основания выполнена с изгибом.

4. Медицинская шина по любому из пп.1, 2 или 3, отличающаяся тем, что одна из секций основания выполнена с возможностью дополнительного поперечного сгиба.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к устройствам для крепления различных приборов и предметов в багажнике легкового автомобиля
Наверх