Клапан сигнальный спринклерный

 

Полезная модель относится к клапанам сигнальным спринклерным автоматических стационарных установок пожаротушения. Полезная модель обеспечивает малые габариты и массу, снижены гидравлические потери.

Полезная модель относится к пожарной технике, более конкретно - к клапанам сигнальным. Клапан представляет собой нормально закрытое запорное устройство, предназначенное для выдачи командного импульса и пуска огнетушащего вещества.

Из уровня техники известен клапан КС типа КЛАСС выпускаемый предприятием ЗАО «ПО «Спецавтоматика» г.Бийск, по ГОСТ Р 51052-2002, используемый в установках пожаротушения.

В состав известного клапана КС типа КЛАСС, выбранного в качестве прототипа, входят корпус с входной и выходной полостями и крышка, соединенная с корпусом винтами. Между крышкой и корпусом установлена прокладка и перегородка. В перегородке находится шток, связанный с затвором, состоящим из прокладки и клапана. В корпус запрессовано седло, предназначенное для герметизации полостей при закрытом затворе. В корпусе клапана имеется дренажное отверстие для слива жидкости в дренаж, контрольное отверстие для подключения контрольных приборов, рабочее отверстие, предназначенное для подключения к рабочему трубопроводу, сигнальное отверстие, предназначенное для подключения сигнального устройства, отверстие подпитки для подключения подпитывающего трубопровода.

Недостатками клапана являются угловая конструкция корпуса, что влечет за собой использование отвода для монтажа клапана в установке пожаротушения, повышенные гидравлические потери.

Целью предлагаемой полезной модели является изменение конструкции клапана для упрощения монтажа клапана в установке пожаротушения, снижение гидравлических потерь.

Поставленная цель решается тем, что клапан сигнальный спринклерный для установок пожаротушения, содержащий корпус с входным, выходным, дренажным, контрольным, подпитывающим отверстиями и крышку, соединенную с корпусом винтами, дисковый затвор, состоящий из прокладки, шайбы и диска, в корпус запрессовано седло, предназначенное для герметизации полостей при закрытом затворе, в торце седла выполнена кольцевая канавка, сообщающаяся через каналы в седле и корпусе с сигнальным отверстием клапана, согласно полезной модели корпус выполнен прямоточного типа без перегородки и применен поворотный затвор. Клапан сигнальный спринклерный крепится к трубопроводам при помощи фланцев или трубопроводной разъемной муфты "FastLock®". В кронштейнах диска клапана сигнального спринклерного выполнены овальные отверстия под ось, на оси установлена как минимум одна возвратная пружина кручения.

Полезная модель поясняется рисунками (фиг.1-7).

Клапан, представленный на фиг.1-3, состоит из фланцевого корпуса 1 с входной 25 и выходной 30 полостями и крышки 2, соединенной с корпусом винтами (болтами) 3 с шайбами 4. Между крышкой 2 и корпусом 1 установлена уплотнительная прокладка 12. В отверстиях корпуса на оси 14 между втулок 15 установлен затвор, состоящим из скрепленных болтом 16, шайбой 23 и гайкой 24 шайбы 26 прокладки 18 и диска 17 с двумя кронштейнами 29. От смещения ось 14 фиксируется пробками 13. В корпус 1 запрессовано седло 27 с кольцевой канавкой 28, предназначенное для герметизации сообщения полостей 22, 30 и полости в кольцевой канавке 28 при закрытом затворе. Полость кольцевой канавки сообщается через канал 19 в седле и через полую втулку 21 с сигнальным штуцером 7 клапана. Сигнальный штуцер герметизирует втулку 22 в корпусе с помощью уплотнительного кольца 22 и контргайки 20. Дренажное отверстие 6 предназначено для быстрого слива жидкости при техническом обслуживании. Контрольное отверстие 8 предназначено для контроля давления в полости 30 клапана сигнального, и, соответственно, в питающем трубопроводе установки пожаротушения. Питающее отверстие 11 служит для контроля давления в полости 25 и для отбора жидкости в обвязку (обвязка не входит в состав клапана). Отверстие 5 предназначено для технологических целей. На крышке 2 болтами 10 закреплены зацепы 9 для такелажных работ.

Клапан сигнальный спринклерный нижним фланцем присоединяется через затвор или задвижку с подводящим трубопроводом, а верхним фланцем - с питающим трубопроводом установки пожаротушения. Подводящий и питающий трубопроводы установки пожаротушения заполнен огнетушащим веществом - например, водой - под давлением (далее по тексту - ОТВ).

Клапан сигнальный спринклерный работает в двух режимах - в дежурном и в рабочем.

В дежурном режиме расхода ОТВ через клапан нет. Давление между полостями 25 и 30 выравнивается через трубопровод обвязки, присоединяемый к питающему и контрольному отверстиям. Сигнальная линия сообщается с атмосферой, следовательно, давление в полости кольцевой канавки 28 равно атмосферному. Разность давлений в полостях 25, 28 и 30 приводит к возникновению сил, под действием которых затвор перемещается до контакта с седлом, тем самым, перекрывая сообщение входной и выходной полостей клапана.

В рабочем режиме (фиг.4) после срабатывании спринклерного оросителя от воздействия факторов очага пожара начинается расход ОТВ из питающего трубопровода, и давление в полости 30 снижается. Перепад давлений вызывает движение жидкости через трубопровод обвязки, присоединяемый к питающему и контрольному отверстиям. Так как пропускная способность трубопровода намного меньше расхода через вскрывшийся ороситель, то разность давлений в полостях 25, 28 и 30 приводит к возникновению сил, под действием которых затвор открывается, и ОТВ поступает из полости 25 в полость 30, часть ОТВ по кольцевой канавке 28 седла под давлением поступает в сигнальный штуцер 7.

Вместо фланца корпус клапана может иметь место, выполненное для монтажа на трубопроводе с помощью муфты трубопроводной разъемной, например, «FastLock». На фиг.5 показано такое исполнение, имеющее цилиндрический участок 31 длиной 2540 мм диаметром примерно равным наружному диаметру сопрягаемой трубы. На расстоянии 520 мм от внешнего торца на цилиндрическом участке 31 выполнена круговая канавка 32 прямоугольного профиля шириной 610 мм и глубиной 13 мм.

Для обеспечения самоустановки затвора по плоскости седла в кронштейнах диска могут быть выполнены овальные отверстия 33 под ось (фиг.6).

На оси может быть установлена как минимум одна возвратная пружина кручения 34 для повышения надежности закрытия затвора (фиг.7).

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый клапан сигнальный спринклерный отличается конструкцией корпуса, крышки и затвора, отсутствием перегородки. Вышеперечисленные признаки полезной модели в совокупности обеспечивают достижение поставленных целей, и указывают на соответствие критерию полезной модели «новизна».

Заявляемый клапан сигнальный спринклерный может быть серийно изготовлен с использованием стандартного оборудования и обычных технологических процессов. При изготовлении могут использоваться распространенные материалы и комплектующие, что позволяет сделать вывод о соответствии технологического решения критерию «промышленная применимость».

1. Клапан сигнальный спринклерный для установок пожаротушения, содержащий корпус с входным, выходным, дренажным, контрольным, подпитывающим отверстиями и крышку, соединенную с корпусом винтами, дисковый затвор, состоящий из прокладки, шайбы и диска, в корпус запрессовано седло, предназначенное для герметизации полостей при закрытом затворе, в торце седла выполнена кольцевая канавка, сообщающаяся через каналы в седле и корпусе с сигнальным отверстием клапана, отличающийся тем, что корпус выполнен прямоточного типа без перегородки, и применен поворотный затвор.

2. Клапан сигнальный спринклерный по п.1, отличающийся тем, что клапан крепится к трубопроводам при помощи фланцев или трубопроводной разъемной муфты "FastLock®".

3. Клапан сигнальный спринклерный по п.1, отличающийся тем, что в кронштейнах диска выполнены овальные отверстия под ось.

4. Клапан сигнальный спринклерный по п.1, отличающийся тем, что на оси установлена как минимум одна возвратная пружина кручения.



 

Наверх