Рулевой вал с устройством для устранения люфта
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к рулевому промежуточному валу, который соединяет рулевую колонку с рулевым механизмом. Техническим результатом полезной модели является устранение люфта в рулевом промежуточном вале, что ведет к снижению стука и шума, повышению износостойкости вала. Рулевой вал (1) содержит телескопически связанные первый (4) и второй (5) валы, при этом первый (4) вал снабжен шлицами, расположенными продольно снаружи, а второй (5) - ответными внутренними шлицами. В проточке (10) второго (5) вала установлена пружина (11). Пружина (11) прижимает в радиальном направлении шарики (12), размещенные в радиальных каналах (13) второго вала (5), к первому валу (4). Провороту пружины (11) в проточке (10) препятствует усик (17), заходящий в паз (18) на втором вале (5). 3 з.п. ф-лы, 3 фиг.
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к рулевому промежуточному валу, который соединяет рулевую колонку с рулевым механизмом.
Известен телескопический рулевой вал, например, для автомобиля (см. патент Франции 2701914, 5МПК B62D 1/19), содержащий две трубчатые цилиндрические части, поступательно перемещающиеся одна в другой, снабженные шлицами. Люфт между обеими частями вала устраняется при помощи пластины, вырезанной на одной из частей рулевого вала и радиально деформированной в направлении другой части вала, для прижатия обеих частей между собой.
Недостатком конструкции является то, что конструкция сложна в изготовлении, в процессе эксплуатации при износе пластина перестает поджимать обе части вала между собой, из-за чего возможно возникновение люфта.
Известна также рулевая колонка, снабженная упругим приспособлением для устранения люфта (см. патент США 4833936, МПК B62D 1/18), содержащая соединенные между собой телескопические части с сопряженными стенками, которые соединены между собой с помощью приспособления, ограничивающего поворот одного вала относительно другого. Приспособление имеет продольный паз, выполненный в одной из сопряженных стенок, и предварительно нагруженный упругий элемент, расположенный в этом пазу, в виде пружины, воздействующий в радиальном направлении на другую сопряженную стенку.
Недостатком конструкции является то, что контакт между поджимающей пружиной и одной из стенок происходит по линии и при появлении изгибающего момента на валу конструкция склонна к появлению люфтов и стуков.
Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является смещаемая аксиально без зазора рулевая колонка (см. патент США 3318170), содержащая два телескопических вала, внутренний шестигранный вал скользит в соответствующем отверстии наружного вала, и устройство, соединенное с первым и вторым валами для того, чтобы вызывать поворот и фрикционное зацепление одного из них относительно другого, для устранения торсионного зазора.
Недостатком указанной конструкции является сложность изготовления, наличие большого числа деталей, большие габариты.
Техническим результатом полезной модели является устранение люфта в рулевом промежуточном вале, что ведет к снижению стука и шума, повышению износостойкости вала.
Указанный технический результат при осуществление полезной модели достигается тем, что в известном рулевом вале с устройством для устранения люфта, содержащем телескопически связанные первый и второй валы, при этом первый вал снабжен шлицами, расположенными продольно снаружи, а второй - ответными внутренними шлицами, пружину, охватывающую второй вал, и нагруженные пружиной шарики, размещенные в радиальных каналах второго вала, указанная пружина является кольцевой и действует на шарики в радиальном направлении, прижимая их к первому валу.
Пружина устанавливается в проточке второго вала.
Провороту пружины в проточке препятствует усик, заходящий в паз на втором вале.
На первом вале шлиц, к которому прижимаются нагруженные пружиной шарики, срезан.
Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна".
Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".
Полезная модель поясняется чертежами:
фиг.1 - общий вид рулевого вала;
фиг.2 - разрез А-А;
фиг.3 - вид Б.
Рулевой вал с устройством для устранения люфта 1 с одной стороны через карданный шарнир 2 соединяется с рулевой колонкой (на чертеже не показана) и через карданный шарнир 3 с рулевым механизмом (на чертеже не показан) с другой стороны. Рулевой вал 1, содержит первый 4 и второй 5 концентрические валы, которые телескопически связаны. Первый вал 4 снабжен шлицами 6, расположенными продольно снаружи и входящими в зацепление с ответными внутренними шлицами 7 на втором валу 5. Для защиты шлицевого соединения от пыли и грязи на первый вал 4 надевают уплотнитель 8, который с помощью обоймы 9 жестко прижимают ко второму валу 5. В проточке 10 второго вала 5 установлена кольцевая пружина 11, воздействующая в радиальном направлении на два шарика 12. Шарики размещаются в радиальных каналах 13, просверленных во втором валу 5 от наружной поверхности 14 к внутренней шлицевой поверхности 15. Кольцевая пружина 11 прижимает шарики 12 к срезанному шлицу 16 первого вала 4. Шлиц 16 имеет срезанный профиль с целью размещения шариков 12. Провороту пружины 11 в проточке 10 препятствует усик 17, заходящий в паз 18, выполненный на наружной поверхности 14 второго вала 5.
Такое выполнение полезной модели позволяет устранить люфт в рулевом промежуточном вале, что ведет к снижению стука и шума, повышению износостойкости вала.
1. Рулевой вал с устройством для устранения люфта, содержащий телескопически связанные первый и второй валы, при этом первый вал снабжен шлицами, расположенными продольно снаружи, а второй - ответными внутренними шлицами, пружину, охватывающую второй вал, и нагруженные пружиной шарики, размещенные в радиальных каналах второго вала, отличающийся тем, что пружина является кольцевой и действует на шарики в радиальном направлении, прижимая их к первому валу.
2. Рулевой вал с устройством для устранения люфта по п.1, отличающийся тем, что пружина устанавливается в проточке второго вала.
3. Рулевой вал с устройством для устранения люфта по п.1, отличающийся тем, что провороту пружины в проточке препятствует усик, заходящий в паз на втором валу.
4. Рулевой вал с устройством для устранения люфта по п.1, отличающийся тем, что на первом валу шлиц, к которому прижимаются нагруженные пружиной шарики, срезан.