Электрошпиндель



 

Полезная модель относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению, и может быть использована, например, в шпиндельных узлах металлорежущих станков с высокой частотой вращения. Электрошпиндель, содержит корпус, в полости которого размещен шихтованный сердечник статора, снабженный полузакрытыми пазами, в которых размещены катушки обмотки. В цилиндрической полости статора с возможностью вращения размещен ротор, подшипниковый узел которого выполнен с возможностью газостатического поддержания. Проводники обмотки каждого паза статора зафиксированы клином и контактирующей с ним пористой шпоночной вставкой, поперечное сечение которой, выполнено с возможностью фиксации спинки пористой шпоночной вставки под клином паза, а сечение выступа соответствует сечению шлица паза, причем профиль поверхности выступа пористой шпоночной вставки соответствует поверхности цилиндрической полости сердечника статора. Поверхность спинки пористой шпоночной вставки по всей ее длине снабжена продольным желобом, открытым во внутреннюю полость корпуса электрошпинделя, выполненную с возможностью подвода в нее сжатого газа, причем пористая шпоночная вставка выполнена воздухопроницаемой. В полости корпуса шпинделя установлены цилиндрические втулки, диаметр полости которых равен диаметру цилиндрической полости сердечника статора, при этом, между торцами сердечника статора и обращенными к ним торцами цилиндрических втулок размещены упорные кольца, полость которых превышает диаметр цилиндрической полости сердечника статора, снабженные буртиком, охватывающим часть внешней поверхности втулки. Упорные кольца выполнены из немагнитного материала и скреплены с сердечником статора.

Цилиндрические втулки установлены с возможностью радиального смещения относительно продольной оси цилиндрической полости сердечника статора, для чего контакты втулок с корпусом, торцевым щитом и упорными кольцами снабжены уплотнительными кольцами, выполненными с возможностью упругого деформирования радиально и вдоль продольной оси сердечника статора. Ротор выполнен с внутренними полостями, для чего он содержит соосные полый вал и обечайку, жестко скрепленные друг с другом, по меньшей мере, тремя равноудаленными друг от друга перемычками, выполненными в виде пластин одинаковой толщины, ориентированными радиально к продольной оси ротора. Торцы ротора жестко скреплены с торцевыми крышками, например, вакуумно-диффузионной сваркой, кроме того, одна из торцевых крышек ротора выполнена утолщенной и снабжена зажимом для фиксации рабочего инструмента. Кроме того, на сопряжениях с валом и обечайкой толщина перемычек плавно увеличивается к контактируемым с ними поверхностям. При этом ротор выполнен из материала с высокой магнитной проницаемостью. Технический результат выражается в повышении ресурса электрошпинделей, в том числе работающих при повышенных и высоких частотах вращения. Одновременно обеспечивается минимальный прогиб ротора, охлаждение ротора и обмотки статора. 2 ил.

Полезная модель относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению, и может быть использована, например, в шпиндельных узлах металлорежущих станков с высокой частотой вращения.

Известен электрошпиндель шлифовального станка, содержащий приводной вал, смонтированный в корпусе на двух радиально-упорных подшипниках, образованных коническими поверхностями вала и охватывающими их коническими поверхностями втулок, которые разделены между собой газовым зазором, причем одна из втулок установлена в корпусе жестко, а вторая - с возможностью осевого перемещения посредством устройства перемещения, воздействующего на торцевую поверхность этой втулки, а также систему подачи смазки. Вторая втулка установлена в корпусе через регулировочное кольцо, а на конических поверхностях вала выполнены глухие продольные сегментные канавки переменной глубины, которые увеличиваются к торцам подшипников. Устройство смещения выполнено в виде группы пружин с различной жесткостью (патент RU 224919, МПК 6 F16C 32/06, 2004).

Недостатком описанного устройства является отсутствие герметичности торцов регулировочного кольца, сопрягающихся с корпусом и подвижной втулкой. В процессе работы от температурных деформаций приводного вала начинает работать механизм смещения, компенсируя температурные деформации. Подвижная втулка под воздействием температурных деформаций приводного вала через несущий зазор смещается в осевом положении, поджимая пружины, сохраняя оптимальные несущие зазоры. Это смещение разгерметизирует торцы регулировочного кольца. В эти зазоры проникает пыль и в этих зазорах откладываются налеты растворов смазочно-охлаждающих жидкостей и абразива, сопровождающих процесс шлифования. Естественно, после загрязнения этих зазоров и исчезновения температурных деформаций подвижная втулка не займет исходное положение. Тем самым произойдет нежелательная коррекция регулировочного кольца с автоматическим влиянием на величину оптимального несущего зазора электрошпинделя. Надо отметить, что этот негативный процесс с длительностью работы устройства нарастает, что приводит к снижению ее работоспособности. При этом подшипники с газовой смазкой имеют ограничения по несущей способности.

Наиболее близким к предлагаемой полезной модели устройством является электрошпиндель, содержащий корпус, в полости которого размещен шихтованный сердечник статора, снабженный полузакрытыми пазами, в которых размещены катушки обмотки, причем в цилиндрической полости статора с возможностью вращения размещен ротор, подшипниковый узел которого выполнен с возможностью газодинамического поддержания, при этом электрошпиндель снабжен зажимом для фиксации рабочего инструмента (см. патент РФ 2408802, МПК F16C 32/06, 2008 г.).

Недостатком данного устройства является невозможность использования газового слоя в зазоре между статором и ротором для организации газового подшипника, что препятствует повышению его несущей способности и жесткости газового слоя подшипника, и, следовательно, невозможность его использования в мощных электрошпинделях.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое техническое решение, является повышение ресурса электрошпинделя за счет использования специально организованного газового подшипника, длительно обеспечивающего высокую надежность работы электрошпинделя, и уменьшения его массо-габаритных показателей, а также расширение диапазона применения газовых подшипников на мощные электрошпиндели, имеющие значительные массы ротора.

Технический результат, который достигается при решении поставленной задачи, выражается в повышении ресурса электрошпинделей, в том числе работающих при повышенных и высоких частотах вращения. Одновременно обеспечивается минимальный прогиб ротора, охлаждение ротора и обмотки статора.

Поставленная задача решается тем, что электрошпиндель, содержащий корпус, в полости которого размещен шихтованный сердечник статора, снабженный полузакрытыми пазами, в которых размещены катушки обмотки, причем в цилиндрической полости статора с возможностью вращения размещен ротор, подшипниковый узел которого выполнен с возможностью газостатического поддержания, при этом электрошпиндель снабжен зажимом для фиксации рабочего инструмента, отличается тем, что проводники обмотки каждого паза статора зафиксированы клином и контактирующей с ним пористой шпоночной вставкой, поперечное сечение которой, выполнено с возможностью фиксации спинки пористой шпоночной вставки под клином паза, а сечение выступа соответствует сечению шлица паза, причем профиль поверхности выступа пористой шпоночной вставки соответствует поверхности цилиндрической полости сердечника статора, кроме того, поверхность спинки пористой шпоночной вставки по всей ее длине снабжена продольным желобом, открытым во внутреннюю полость корпуса шпинделя, выполненную с возможностью подвода в нее сжатого газа, причем пористая шпоночная вставка выполнена воздухопроницаемой, кроме того, в полости корпуса шпинделя установлены цилиндрические втулки, диаметр полости которых равен диаметру цилиндрической полости сердечника статора, при этом, между торцами сердечника статора и обращенными к ним торцами цилиндрических втулок размещены упорные кольца, полость которых превышает диаметр цилиндрической полости сердечника статора, снабженные буртиком, охватывающим часть внешней поверхности втулки, причем упорные кольца выполнены из немагнитного материала и скреплены с сердечником статора, кроме того, цилиндрические втулки установлены с возможностью радиального смещения относительно продольной оси цилиндрической полости сердечника статора, для чего контакты втулок с корпусом, торцевым щитом и упорными кольцами снабжены уплотнительными кольцами, выполненными с возможностью упругого деформирования радиально и вдоль продольной оси сердечника статора, кроме того, ротор выполнен с внутренними полостями, для чего он содержит соосные полый вал и обечайку, жестко скрепленные друг с другом, по меньшей мере, тремя равноудаленными друг от друга перемычками, выполненными в виде пластин одинаковой толщины, ориентированными радиально к продольной оси ротора, кроме того, торцы ротора жестко скреплены с торцевыми крышками, например, вакуумно-диффузионной сваркой, кроме того, одна из торцевых крышек ротора выполнена утолщенной и снабжена зажимом для фиксации рабочего инструмента. Кроме того, на сопряжениях с валом и обечайкой толщина перемычек плавно увеличивается к контактируемым с ними поверхностям. При этом ротор выполнен из материала с высокой магнитной проницаемостью.

Сопоставительный анализ совокупности существенных признаков предлагаемого технического решения и совокупности существенных признаков прототипа и аналогов свидетельствует о его соответствии критерию «новизна».

При этом совокупность существенных признаков отличительной части формулы полезной модели позволяет повысить ресурс электрошпинделя за счет использования специально организованного газового подшипника, длительно обеспечивающего высокую надежность работы и уменьшить его массо-габаритные показатели, а также расширить диапазон применения газовых подшипников на мощные электрошпиндели, имеющие значительные массы ротора.

На фиг.1 показан продольный разрез электрошпинделя, на фиг.2 - поперечный разрез.

На чертежах показаны корпус 1, сердечник статора 2, пазы 3, обмотки 4, клинья 5, шпоночные вставки 6, выступ 7, желоб 8, цилиндрические втулки 9, 10, упорные кольца 11, 12, буртики 13, торцевой щит 14, уплотнительные кольца 15, 16, 17, 18, вал 19, обечайка 20, перемычки 21, торцевые крышки 22, 23, зажим 24, зазор 25, нажимные листы 26, 27, бурт 28 корпуса 1, разрезное кольцо 29, отверстие 30.

Электрошпиндель содержит герметичный корпус 1, в полости которого размещен сердечник статора 2 из электротехнической стали (см. фиг.1, фиг.2). По внешнему диаметру сердечник статора 2 опирается на корпус шпинделя 1, а по внутреннему диаметру имеет антифрикционное покрытие зубцов, например, антифрикционным материалом ВАП-3. Сердечник статора 2 снабжен полузакрытыми пазами 3, в которых размещены катушки обмотки 4.

Проводники обмотки 4 каждого паза 3 статора 2 зафиксированы клином 5 и контактирующей с ним пористой шпоночной вставкой 6, поперечное сечение которой, выполнено с возможностью фиксации спинки пористой шпоночной вставки 6 в продольной полости паза 3, а сечение выступа 7 соответствует сечению шлица паза 3, причем поверхность выступа пористой шпоночной вставки 6 соответствует поверхности цилиндрической полости сердечника статора 2. Поверхность спинки пористой шпоночной вставки 6 по всей ее длине снабжена продольным желобом 8, открытым во внутреннюю полость корпуса 1 электрошпинделя, выполненную с возможностью подвода в нее сжатого газа, причем шпоночная вставка 6 выполнена воздухопроницаемой. В полости корпуса 1 электрошпинделя установлены цилиндрические втулки 9, 10, диаметр полости которых равен диаметру цилиндрической полости сердечника статора 2. Между торцами сердечника статора 2 и обращенными к ним торцами цилиндрических втулок 9, 10 размещены упорные кольца 11, 12, полость которых превышает диаметр цилиндрической полости сердечника статора 2, снабженные буртиками 13, охватывающими часть внешней поверхности втулок 9, 10, причем упорные кольца 11 и 12 выполнены из немагнитного материала и скреплены с сердечником статора 2. Кроме того, цилиндрические втулки 9 и 10 установлены с возможностью радиального смещения относительно продольной оси цилиндрической полости сердечника статора 2, для чего контакты втулок 9 и 10 с корпусом 1, торцевым щитом 14 и упорными кольцами 11, 12 снабжены уплотнительными кольцами 15, 16, 17, 18, выполненными с возможностью упругого деформирования радиально и вдоль продольной оси сердечника статора 2. В цилиндрической полости статора 2 с возможностью вращения размещен ротор, подшипниковый узел которого выполнен с возможностью газостатического поддержания.

Ротор выполнен с внутренними полостями, для чего он содержит соосные вал 19 и обечайку 20, жестко скрепленные друг с другом, по меньшей мере, тремя равноудаленными друг от друга перемычками 21, выполненными в виде пластин одинаковой толщины, ориентированными радиально к продольной оси ротора. Торцы ротора жестко скреплены с торцевыми крышками 22, 23 например вакуумно-диффузионной сваркой, кроме того одна из торцевых крышек 22 ротора выполнена утолщенной и снабжена зажимом 24 для фиксации рабочего инструмента.

Кроме того, на сопряжениях с полым валом 19 и обечайкой 20 толщина перемычек 21 плавно увеличивается к контактируемым с ними поверхностям. При этом ротор выполнен из материала с высокой магнитной проницаемостью, например, из сплава 48КНФ.

Между наружной цилиндрической поверхностью обечайки 20 и внутренней поверхностью зубцов статора 2, пористыми шпоночными вставками 6, цилиндрическими втулками 9, 10 имеется небольшой зазор 25. Газовый подшипник составляют поверхности зубцов сердечника статора 2 и пористых шпоночных вставок 6, обращенные к ротору, внутренняя поверхность которых соответствует кривизне поверхности цилиндра, цилиндрические втулки 9, 10, наружная цилиндрическая поверхность обечайки 20 и зазор 25 между ними.

Осевой подшипник электрошпинделя не показан. Он по конструкции не отличается от традиционных газовых подшипников шпиндельных узлов.

Статор собирается в следующем порядке. Из штампованных листов электротехнической стали собирают пакет сердечника статора 2 и устанавливают нажимные листы 26, 27 по торцам и скрепляют их сваркой по канавкам на наружной цилиндрической поверхности сердечника статора 2. Далее в пазы 3 пакета сердечника статора 2 устанавливают пазовую изоляцию, укладывают обмотку 4 статора 2 и заклинивают ее пазовыми клиньями 5. Обмотку 4 статора подвергают пропитке и сушке. Внутрь пазов 3 статора 2 под клинья 5 плотно устанавливают на клей пористые шпоночные вставки 6. Затем шлифуют внутреннюю цилиндрическую поверхность сердечника статора 2 и пористых шпоночных вставок 6. Далее внутреннюю цилиндрическую поверхность зубцов статора 2 и цилиндрических втулок 9, 10 покрывают антифрикционным материалом ВАП-3, исключая пористые шпоночные вставки 6. К торцам сердечника статора приклеивают упорные кольца 11 и 12, выполненные из изоляционного немагнитного материала, например, стеклотекстолита, концентрично к внутренней цилиндрической поверхности статора. В торец кольца 11 вставляют цилиндрическую втулку 9 с надетыми на нее уплотнительными кольцами 15, 16. Собранный пакет вставляют в корпус 1 электрошпинделя до упора в бурт 28 корпуса 1. Полученный комплект фиксируют в корпусе 1 электрошпинделя с помощью разрезного кольца 29. На втулку 10 надевают уплотнительные кольца 17, 18 и прижимают к упорному кольцу 12. Устанавливают торцевой щит 13.

Короткозамкнутый ферромагнитный ротор асинхронного двигателя изготавливают в следующем порядке. Цилиндрическую заготовку ротора подвергают механической обработке, в процессе которой в цилиндре сверлят центральное отверстие, а также равномерно расположенные отверстия вокруг центрального. Далее эти отверстия фрезеруют с целью получения пазов 3 грушевидной формы. Наконец, к полученной заготовке с торцов приваривают крышку 22 и зажим 24 для фиксации рабочего инструмента. Наружную поверхность ротора шлифуют для получения необходимой геометрии и шероховатости поверхности.

Работает электрошпиндель следующим образом. Очищенный и осушенный газ, подаваемый внешним компрессором под давлением в корпус 1 электрошпинделя через отверстие 30, проходит по осевым каналам 31 в сердечнике статора 2 и в зоне лобовых частей обмотки 4 статора 2, а также в желобах 8 под пазовыми клиньями 5 сердечника статора 2 и поступает далее в смазывающий зазор через пористые шпоночные вставки 6. Газ, поступающий в зазор из желобов 8 через пористые шпоночные вставки 6, создает подъемную силу за счет разности зазоров в верхней и нижней частях подшипника, обеспечивающую поддержание ротора в подвешенном положении относительно статора 2. С наружной цилиндрической поверхности ротора газ уходит в осевом направлении в окружающую среду. Охлаждающий газ (он же смазывающий газ) отнимает тепло от сердечника статора 2, обмотки 4 и с ротора, обеспечивая на допустимом уровне нагрев обмотки статора 2 и короткозамкнутого ферромагнитного ротора и, тем самым, обеспечивая постоянный зазор газового подшипника при эксплуатации. Работа асинхронного двигателя не отличается от работы аналогичных устройств.

1. Электрошпиндель, содержащий корпус, в полости которого размещен шихтованный сердечник статора, снабженный полузакрытыми пазами, в которых размещены катушки обмотки, причем в цилиндрической полости статора с возможностью вращения размещен ротор, подшипниковый узел которого выполнен с возможностью газостатического поддержания, при этом электрошпиндель снабжен зажимом для фиксации рабочего инструмента, отличающийся тем, что проводники обмотки каждого паза статора зафиксированы клином и контактирующей с ним пористой шпоночной вставкой, поперечное сечение которой выполнено с возможностью фиксации спинки пористой шпоночной вставки под клином паза, а сечение выступа соответствует сечению шлица паза, причем поверхность выступа шпоночной вставки соответствует поверхности цилиндрической полости сердечника статора, кроме того, поверхность спинки пористой шпоночной вставки по всей ее длине снабжена продольным желобом, открытым во внутреннюю полость корпуса шпинделя, выполненную с возможностью подвода в нее сжатого газа, причем пористая шпоночная вставка выполнена воздухопроницаемой, кроме того, в полости корпуса шпинделя установлены цилиндрические втулки, диаметр полости которых равен диаметру цилиндрической полости сердечника статора, при этом между торцами сердечника статора и обращенными к ним торцами цилиндрических втулок установлены упорные кольца, полость которых превышает диаметр цилиндрической полости сердечника статора, снабженные буртиком, охватывающим часть внешней поверхности втулки, причем упорные кольца выполнены из немагнитного материала и скреплены с сердечником статора, кроме того, цилиндрические втулки установлены с возможностью радиального смещения относительно продольной оси цилиндрической полости сердечника статора, для чего контакты втулок с корпусом, торцевым щитом и упорными кольцами снабжены уплотнительными кольцами, выполненными с возможностью упругого деформирования радиально и относительно продольной оси сердечника статора, кроме того, ротор выполнен с внутренними полостями, для чего он содержит соосные полый вал и обечайку, жестко скрепленные друг с другом, по меньшей мере, тремя равноудаленными друг от друга перемычками, выполненными в виде пластин одинаковой толщины, ориентированными радиально к продольной оси ротора, кроме того, торцы ротора жестко скреплены с торцевыми крышками, например вакуумно-диффузионной сваркой, кроме того, одна из торцовых крышек ротора выполнена утолщенной и снабжена зажимом для фиксации рабочего инструмента.

2. Электрошпиндель по п.1, отличающийся тем, что на сопряжениях с валом и обечайкой толщина перемычек плавно увеличивается к контактируемым с ними поверхностям.

3. Электрошпиндель по п.1, отличающийся тем, что ротор выполнен из материала с высокой магнитной проницаемостью.



 

Наверх