Исполнительный механизм машины объемного действия

 

Полезная модель относится к области машин объемного действия и может быть использована при создании исполнительных механизмов поршневых компрессоров и насосов, работающих за счет изменения объема рабочей полости. Техническим результатом является устранение боковых усилий, действующих на поршень, снижение сил трения, возникающих в цилиндропоршневой группе, снижение материалоемкости машины. Технический результат достигается исполнительным механизмом машины объемного действия, содержащим поршни, установленные с возможностью перемещения в своих цилиндрах с образованием рабочих камер, поршни жестко связаны между собой штоком, совершающим возвратно-поступательное движение, и соединены с механизмом привода в виде кривошипно-корамыслового механизма, содержащего кривошип, шатун и коромысло, а на цилиндрах расположены органы газораспределения в виде клапанов, гайку, неподвижно закрепленную на коромысле. Шток, выполненный в виде винта с частично нарезанной многозаходной резьбой, образует с гайкой передачу винт-гайка.

Полезная модель относится к области машин объемного действия и может быть использована при создании исполнительных механизмов поршневых компрессоров и насосов, работающих за счет изменения объема рабочей полости.

Известен исполнительный механизм машины объемного действия [патент 2334877], содержащий, по крайней мере, один поршень и два кривошипа, которые установлены в пазу механизма привода, соединенного с поршнем, причем каждый кривошип соединен со своим двигателем, имеющим приводной вал, с которым соединен кривошип. Оба двигателя имеют общий единый корпус, вал одного двигателя имеет сквозное отверстие, через которое проходит вал второго двигателя.

К недостаткам аналога относятся:

- увеличенные массогабаритные показатели, обусловленные наличием в конструкции второго двигателя и второго кривошипа;

- постоянная длина рабочего хода поршней, определяемая двойной длиной кривошипа;

- недостаточное снижение боковых усилий, действующих на поршень и приводящих к его износу, обусловленное невозможностью абсолютной синхронизации двигателей, что приводит к перекосу кулисы.

Известен исполнительный механизм поршневого компрессора объемного действия, содержащий кривошипно-ползунный механизм привода, цилиндр, закрепленный в корпусе, в котором, с возможностью перемещения размещен цилиндрический поршень, образующий со стенками цилиндра одну или несколько рабочих камер. Поршень соединен с механизмом привода. На цилиндре расположены органы газораспределения в виде самодействующих клапанов, которые взаимодействуют с газом, находящимся в цилиндрах рабочих камер [Поршневые компрессоры: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Холодильные и компрессорные машины и установки»/ Б.С.Фотин, И.Б.Пирумов, И.К.Прилуцкий, П.И.Пластилин; Под общ. ред. Б.С.Фотина. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1987. - с 4-7].

Недостатками этого исполнительного механизма являются:

- увеличенные массогабаритные показатели, обусловленные наличием кривошипно-ползунного механизма;

- постоянная длина рабочего хода поршней, определяемая двойной длиной кривошипа;

- боковые усилия, действующие на поршень и приводящие к его износу, обусловленные конструктивными особенностями кривошипно-ползунного механизма.

Известен исполнительный механизм машины объемного действия [Смелягин А.И. Теория механизмов и машин. Курсовое проектирование: Учебное пособие. - М: ИНФРА-М; Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - с 244-245.], содержащий шарнирный четырехзвенник (кривошипно-коромысловый механизм) к коромыслу которого присоединен коромыслово-ползунный механизм с поршнями, которые движутся в цилиндрах, являющихся одновременно направляющими.

По наибольшему количеству сходных признаков этот исполнительный механизм машины объемного действия является прототипом. К недостаткам прототипа относятся:

- увеличенные массогабаритные показатели, обусловленные наличием в конструкции дополнительного коромыслово-ползунного механизма;

- наличие боковых усилий, действующих на поршни и приводящих к их износу, обусловленных конструктивными особенностями коромыслово-шатунного механизма.

Задачей полезной модели является создание исполнительного механизма машины объемного действия с улучшенными характеристиками.

Техническим результатом является устранение боковых усилий, действующих на поршень, снижение сил трения, возникающих в цилиндропоршневой группе, снижение материалоемкости машины.

Технический результат достигается исполнительным механизмом машины объемного действия, содержащим поршни, установленные с возможностью перемещения в своих цилиндрах с образованием рабочих камер, поршни жестко связаны между собой штоком, совершающим возвратно-поступательное движение, и соединены с механизмом привода в виде кривошипно-корамыслового механизма, содержащего кривошип, шатун и коромысло, а на цилиндрах расположены органы газораспределения в виде клапанов, гайку, неподвижно закрепленную на коромысле. Шток, выполненный в виде винта с частично нарезанной многозаходной резьбой, образует с гайкой передачу винт-гайка.

Предлагаемый исполнительный механизм машины объемного действия компактен за счет замены дополнительного коромыслово-ползунного механизма передачей винт-гайка, выполненной так, что гайку, неподвижно соединенную с коромыслом, вставлен шток, с переменным профилем на который частично нарезана резьба (многозаходная). Применение передачи винт-гайка позволит устранить боковые усилия, действующие на поршень и приводящие к его износу. Снижение сил трения происходит за счет замены дополнительного коромыслово-ползунного механизма на шток с переменным профилем. Уменьшение массогабаритных показателей достигается за счет применения передачи винт-гайка (шарико-винтовой передачи).

На чертеже показан общий вид исполнительного механизма машины объемного действия, который содержит: шарнирный четырехзвенник, состоящий из кривошипа 1, шатуна 2, коромысла 3, гайку 4, неподвижно соединенную с коромыслом, в которую вставлен шток 5 с переменным профилем с частично нарезаной резьбой (многозаходной), направляющая 6. Шток с переменным профилем выполняет функцию винта, на концах которого закреплены поршни (диафрагмы) 7 и 8, совершающие возвратно-поступательное движение в цилиндрах 9 и 10, в которых установлены нагнетательные клапана 11, 12 и всасывающие клапана 13, 14.

Предлагаемый исполнительный механизм машины объемного действия работает следующим образом.

При вращении кривошипа 1 звенья 2 и 3 шарнирного четырехзвенника приходят в движение, причем звено 3 совершает возвратно-вращательное движение. При этом в гайке 4, неподвижно соединенной с коромыслом 3, с нарезанной резьбой перемещается шток 5, выполняющей функцию винта, имеющий переменный профиль с частично нарезанной резьбой (многозаходной) и движущийся возвратно-поступательно в направляющей 6. Возвратно-поступательное движение штока приводит в движение поршни (диафрагмы) 7 и 8, движущиеся в цилиндрах 9 и 10. Движение поршней 7 и 8 соответственно в цилиндрах 9 и 10 изменяет объем газа в рабочей камере, что приводит в открытию (закрытию) нагнетательных клапанов 11 и 12 и всасывающих клапанов 13 и 14, соответственно.

Исполнительный механизм машины объемного действия, содержащий поршни, установленные с возможностью перемещения в своих цилиндрах с образованием рабочих камер, поршни жестко связаны между собой штоком, совершающим возвратно-поступательное движение, и соединены с механизмом привода в виде кривошипно-корамыслового механизма, содержащего кривошип, шатун и коромысло, а на цилиндрах расположены органы газораспределения в виде клапанов, отличающийся тем, что дополнительно содержит гайку, неподвижно закрепленную на коромысле, а шток выполнен в виде винта с частично нарезанной многозаходной резьбой и образует с гайкой передачу винт-гайка.



 

Наверх