Устройство для управления электропневматическим тормозом железнодорожного подвижного состава

 

Устройство для управления электропневматическим тормозом железнодорожного подвижного состава относится к тормозному оборудованию железнодорожного транспорта и может быть использовано на пассажирских локомотивах и мотор-вагонном подвижном составе для гарантированного исключения возможности заклинивания колесных пар локомотива и вагонов поезда при электропневматическом торможении. Контроллер (1) крана машиниста через переключатель (2) режимов ЭПТ связан с блоком (3) управления ЭПТ. Одни выходы блока (3) управления ЭПТ подключены к рабочему проводу (4) с подключенными к нему электромагнитными вентилями (5) торможения и (6) перекрыши воздухораспределителей локомотива и, соответственно, вентилями (7) торможения и (8) перекрыши воздухораспределителей вагонов поезда, а также к контрольному проводу (9), другие выходы - к сигнализаторам (10) и к одним входам переключателя (2) режимов ЭПТ. С другим входом переключателя (2) режимов ЭПТ связаны реле (11) давления, установленное на выходе воздухораспределителя локомотива и таймер (12), выполненный в виде реверсивного счетчика, прямой и реверсивный входы которого связаны с выходами переключателя (2) режимов ЭПТ. Кроме того, к входу переключателя (2) режимов ЭПТ могут быть подключены выходы систем автоматического управления тормозами, автоведения и т.п. (не показаны). Переключатель (2) режимов работы ЭПТ может быть реализован, например, на микропроцессоре или логических элементах. Реле (11) давления должно быть отрегулировано на срабатывание при достижении величины 3,8-4 кГс/см2, при которой еще не происходит заклинивание колесных пар (движение юзом). Таймер (12) срабатывает, если сигнал «торможение» на выходе переключателя режимов ЭПТ присутствует в течение 4 с - времени, в течение которого давление на выходе распределителей локомотива и поезда достигнет 3,8-4 кГс/см2. 1 ил.

Полезная модель относится к тормозному оборудованию железнодорожного транспорта и может быть использована на пассажирских локомотивах и мотор-вагонном подвижном составе.

Известно устройство для управления электропневматическим тормозом железнодорожного транспортного средства (Албегов НА. и др. Электропневматические тормоза. «Транспорт», 1970 г., стр.12-16), содержащее электромагнитные вентили торможения и перекрыши, соединенные с рабочим проводом, контрольный провод и блок управления, связанный с рабочим и контрольным проводами, а также с контроллером крана машиниста и лампами сигнализации работы электропневматического тормоза.

Недостаток этого устройства заключается в том, что при электропневматическом торможении (далее - ЭПТ) происходит наполнение тормозных цилиндров до давления в тормозной магистрали, что может привести к заклиниванию колесных пар.

Известно устройство для управления электропневматическим тормозом (Авторское свидетельство СССР 779122 от 08.12.1978 г., кл. В60Т 13/68), содержащее электромагнитные вентили торможения и перекрыши, соединенные с рабочим проводом, контрольный провод с сигнальным устройством, соединенный с контрольным реле, блок цепи управления, снабженный электрическими реле торможения и перекрыши, и связанный с контроллером крана машиниста и датчиком давления тормозного цилиндра.

Недостатком этого устройства является возможность заклинивания колесных пар (движение юзом) при подаче напряжения на тормозное электрическое реле блока цепи управления от системы автоматического управления тормозами, автоведения и т.п. при отпускном положении крана машиниста, когда давление в тормозных цилиндрах может повышаться до давления в тормозной магистрали.

Наиболее близким аналогом предлагаемой полезной модели является устройство для управления электропневматическим тормозом железнодорожного транспортного средства (Патент РФ на полезную модель 78154 от 22.06.2008 г., кл. В60Т 13/68), содержащее контроллер крана машиниста, который через переключатель режимов ЭПТ, выполненный на логических элементах, связан с блоком управления ЭПТ, одни выходы которого подключены к рабочему проводу с подключенными к нему электромагнитными вентилями торможения и перекрыши воздухораспределителей локомотива и вагонов поезда и к контрольному проводу, другие выходы - к индикаторам и к одним входам управления переключателем режимов ЭПТ, с другим входом которого связан датчик давления, установленный на выходе воздухораспределителя локомотива. Кроме того, к входу переключателя режимов ЭПТ могут быть подключены выходы систем автоматического управления тормозами, автоведения и т.п..

Данное устройство предотвращает заклинивание колесных пар при подаче напряжения на тормозное электрическое реле блока цепи управления от систем автоматического управления тормозами, автоведения и т.п. при отпускном положении крана машиниста, когда давление в тормозных цилиндрах может повышаться до давления в тормозной магистрали. Это достигается тем, что когда давление на выходе тормозного цилиндра превышает пороговое значение, режим торможения автоматически замещается режимом перекрыши. Однако, т.к. контроль величины давления в тормозных цилиндрах в этом устройстве осуществляется с помощью датчика давления, установленного на выходе воздухораспределителя локомотива, при нажатии машинистом кнопки «Отпуск тормозов», отключается питание только на электромагнитном вентиле торможения, установленном на локомотиве, а соответствующие электромагнитные вентили на вагонах поезда остаются под напряжением. При этом для предотвращения возможности заклинивания колесных пар вагонов режим торможения уже не может быть автоматически замещен режимом перекрыши.

Техническим результатом, на достижение которого направлена заявленная полезная модель, является гарантированное исключение возможности заклинивания колесных пар локомотива и вагонов поезда при электропневматическом торможении.

Технический результат достигается тем, что устройство для управления электропневматическим тормозом железнодорожного транспортного средства, содержащее контроллер крана машиниста, который через переключатель режимов ЭПТ связан с блоком управления ЭПТ, одни выходы которого подключены к рабочему проводу с подключенными к нему электромагнитными вентилями торможения и перекрыши воздухораспределителей локомотива и вагонов поезда и к контрольному проводу, другие выходы - к сигнализаторам и к одним входам переключателя режимов ЭПТ, снабжено реле давления, установленным на выходе воздухораспределителя локомотива, выход которого связан с другим входом переключателя режимов ЭПТ и таймером, входы которого связаны с выходами переключателя режимов ЭПТ, а выход - с другим входом переключателя режимов ЭПТ.

На фиг.1 показан контроллер 1 крана машиниста, который через переключатель 2 режимов ЭПТ связан с блоком 3 управления ЭПТ, одни выходы которого подключены к рабочему проводу 4 с подключенными к нему электромагнитными вентилями 5 торможения и 6 перекрыши воздухораспределителей локомотива и, соответственно, вентилями 7 торможения и 8 перекрыши воздухораспределителей вагонов поезда, а также к контрольному проводу 9, другие выходы - к сигнализаторам 10 и к одним входам переключателя 2 режимов ЭПТ, с другим входом которого связано реле 11 давления, установленное на выходе воздухораспределителя локомотива и таймер 12, выполненный в виде реверсивного счетчика, прямой и реверсивный входы которого связаны с выходами переключателя 2 режимов ЭПТ. Кроме того, к входу переключателя 2 режимов ЭПТ могут быть подключены выходы систем автоматического управления тормозами, автоведения и т.п.(не показаны).

Переключатель 2 режимов работы ЭПТ может быть реализован, например, на микропроцессоре или логических элементах. Реле 11 давления должно быть отрегулировано на срабатывание при достижении величины 3,8-4 кГс/см2 , при которой еще не происходит заклинивание колесных пар (движение юзом). Таймер 12 срабатывает, если сигнал «торможение» на выходе переключателя режимов ЭПТ присутствует в течение 4 с - времени, в течение которого давление на выходе распределителей локомотива и поезда достигнет 3,8-4 кГс/см2.

Устройство для управления электропневматическим тормозом железнодорожного транспортного средства работает следующим образом.

При поездном положении крана машиниста и отсутствии сигнала «торможение» и «перекрыша» от систем автоматического управления тормозами, автоведения и т.п. на входах управления переключателя 2 режимов ЭПТ отсутствуют сигналы от реле 11 давления, таймера 12, а также блока 3 управления ЭПТ, связанного с сигнализатором 10, а именно с сигнальными лампами «торможение» и «перекрыша» (не показаны). При этом на выходе переключателя 2 режимов ЭПТ, и соответственно, на выходе блока 3 управления ЭПТ отсутствуют сигналы управления режимом «торможения» и «перекрыши» и по цепи контрольного провода 9 и рабочего провода 4 обеспечивается контроль целостности цепи ЭПТ.

При торможении поезда, проводимом машинистом с помощью крана машиниста или системами автоматического управления тормозами, автоведения и т.п., на выходе контроллера 1 крана машиниста появляется сигнал «торможение», который через переключатель 2 режимов ЭПТ и блок 3 управления ЭПТ воздействует на электромагнитные вентили 5 торможения воздухораспределителей локомотива и 7 воздухораспределителей вагонов поезда, сигнальную лампу «торможение» сигнализатора 10 и на соответствующий вход управления переключателя 2 режимов ЭПТ. Одновременно сигнал «торможение» с выхода переключателя 2 режимов ЭПТ воздействует на прямой вход таймера 12 и запускает его. Если машинист или система автоматического управления тормозами, автоведения и т.п. производят ступенчатое торможение ЭПТ, давление на выходе воздухораспределителя локомотива и, соответственно, время с момента начала торможения не достигают пороговых значений, сигнал на выходе переключателя 2 режима ЭПТ повторяет сигнал на его входе. При этом каждое переключение контроллера 1 крана машиниста с «перекрыши» на «торможение» запускает таймер 12 на прямой отсчет до достижения порогового значения, а наоборот - на остановку отсчета. В случае отсутствия обоих сигналов на выходе контроллера 1 крана машиниста, т.е. при отпуске тормозов, таймер 12 запускается на реверсивный отсчет вплоть до обнуления.

В случае, если при торможении ЭПТ машинист нажмет кнопку «Отпуск тормозов» (не показана) прекращается торможение ЭПТ с помощью воздухораспределителя локомотива. При этом реле 11 давления отключается, и предотвращение заклинивания колесных пар поезда достигается за счет работы таймера 12.

Таким образом, в предлагаемом устройстве предотвращается возможность превышения максимально допустимого давления в тормозных цилиндрах локомотива и поезда и, следовательно, возможность заклинивания колесных пар при любом электропневматическом торможении краном машиниста, в том числе в случае отпуска тормозов локомотива, но сохраняется торможение поезда.

Устройство для управления электропневматическим тормозом железнодорожного транспортного средства, содержащее контроллер крана машиниста, который через переключатель режимов ЭПТ связан с блоком управления ЭПТ, одни выходы которого подключены к рабочему проводу с подключенными к нему электромагнитными вентилями торможения и перекрыши воздухораспределителей локомотива и вагонов поезда и к контрольному проводу, другие выходы - к сигнализаторам и к одним входам блока управления переключателем режимов ЭПТ, отличающееся тем, что оно снабжено реле давления, установленным на выходе воздухораспределителя локомотива, выход которого связан с другим входом переключателя режимов ЭПТ и таймером, входы которого связаны с выходами переключателя режимов ЭПТ, а выход - с другим входом переключателя режимов ЭПТ.



 

Наверх