Затвор поворотный защитно-герметичный

 

Полезная модель направлена на улучшение эксплуатационных характеристик и повышение надежности срабатывания затвора. Указанный технический результат достигается тем, что затвор снабжен опорным устройством, состоящим из опорного ролика и взаимодействующего с ним шаблона. Опорный ролик установлен на оси рычага, шарнирно соединенного с одной стороны с защитным полотном затвора и с другой стороны, шарнирно соединенного с нижним концом вертикальной тяги, верхний конец которой размещен в сквозном отверстии кронштейна, жестко закрепленного на защитном полотне сооружения. На теле вертикальной тяги установлен пакет тарельчатых пружин. Шаблон выполнен в виде металлической конструкции, нижняя полка которой закреплена на основании сооружения, а верхняя выполнена криволинейной в виде наклонной части передней части плавно переходящей в горизонтальную часть. 6 илл.

Полезная модель относится к области строительства метрополитенов, тоннелей и других сооружений.

Известен затвор поворотный защитно-герметичный, монтируемый на закладных элементах сооружений, включающий защитное полотно и установленные на нем механизмы поворота и герметизации. Полотно установлено на закладных элементах сооружения при помощи двух поворотных петель и расположенной между ними опорной петли. Один кронштейн поворотных петель установлен на закладных элементах сооружения, а второй на торце полотна. Оба кронштейна связаны между собой при помощи серьги, концы которой закреплены на кронштейнах шарнирно.

Один кронштейн опорной петли также установлен на закладных элементах сооружения, а второй - на торце полотна. При этом, кронштейн, установленный на закладных элементах сооружений, снабжен подвижным упором, торец которого выполнен сферически вогнутым, а кронштейн полотна неподвижным упором, торец которого плоский и между торцами упоров установлен шаровой элемент (шарик) (см. патент 005428. Затвор поворотный защитно-герметичный).

Конструкция известного затвора позволяет осуществлять поворот полотна и его герметизацию.

Одновременно необходимо отметить, что большинство защитно-герметичных затворов постоянно находятся в открытом положении и закрываются только при проведении технического обслуживания или по команде при возникновении чрезвычайной обстановки. Поэтому требуется высокая надежность срабатывания затвора после длительного хранения. Известно также, что при длительном воздействии больших нагрузок в опорных узлах (в нашем случае в петлях) происходит смятие гребешков на поверхностях контактирующих деталей и соответственно опускание (проседание) полотна. В большей степени это проявляется в затворах, которые перекрывают большие проемы и полотно которых рассчитано на восприятие больших нагрузок, что связано с большой массой полотна. Именно это явление недопустимо, если затвор установлен над железнодорожными путями в тоннеле, где осуществляется движение поездов.

Технической задачей предлагаемой полезной модели является улучшение эксплуатационных характеристик и повышение надежности срабатывания затвора.

Технический результат достигается тем, что затвор поворотный защитно-герметичном, монтируемый на закладных элементах сооружения, включающий защитное полотно и установленные на нем механизм поворота и механизм герметизации, верхнюю и нижнюю поворотные петли и установленную между ними опорную петлю, снабжен опорным устройством, состоящим из опорного ролика, размещенного на свободном торце защитного полотна в нижней его части, и взаимодействующего с ним шаблона, установленного на основании сооружения напротив опорного ролика, опорный ролик установлен на оси рычага, шарнирно соединенного с одной стороны с защитным полотном и с другой стороны шарнирно соединенного с нижним концом вертикальной тяги, верхний конец которой размещен в сквозном отверстии кронштейна, жестко закрепленного на защитном полотне, и закреплен на нем посредством сферических шайб и гайки, на теле вертикальной тяги между шарнирным соединением нижнего конца тяги с рычагом и сферической шайбой, расположенной ниже кронштейна, установлен пакет тарельчатых пружин, шаблон выполнен в виде металлической конструкции, нижняя полка которой закреплена на основании сооружения, а верхняя выполнена криволинейной в виде наклонной передней части плавно переходящей в горизонтальную.

Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами, где на:

фиг.1 - общий вид затвора, вид спереди; фиг.2 - общий вид затвора, вид сверху; фиг.3 - опорное устройство, вид по стрелке А, защитное полотно в положении хранения (открытом положении); фиг.4 - опорное устройство, вид по стрелке А, защитное полотно в процессе поворота; фиг.5 - опорное устройство, вид по стрелке Б, фиг.6 - вертикальная тяга, разрез В-В.

В предлагаемом затворе поворотном, монтируемом на закладных элементах 1 сооружения (фиг.2), включающем защитное полотно 2 и установленные на нем механизм поворота 3 и механизм герметизации 4, поворотные петли 5, и установленную между ними опорную петлю 6. На свободном торце защитного полотна 2 в нижней его части установлено опорное устройство 7 (фиг.1, фиг.2). Опорное устройство 7 (фиг.2, 3) включает опорный ролик 8, закрепленный на защитном полотне 2, и взаимодействующий с ним шаблон 9, который установлен на основании сооружения напротив опорного ролика 8 при открытом положении защитного полотна 2.

Опорный ролик 8 опорного устройства 7 установлен на оси 10 рычага 11, один конец которого шарнирно, посредством оси 12, соединен с защитным полотном 2, а второй шарнирно, посредством оси 13, соединен с нижним концом вертикальной тяги 14 (фиг.3, фиг.4, фиг.6). Верхний конец вертикальной тяги 14 размещен в сквозном отверстии 15 кронштейна 16, который жестко закреплен на защитном полотне 2. Верхний конец вертикальной тяги 14 закреплен на кронштейне 16 посредством сферических шайб 17 и гайки 18.

Между сферической шайбой 17, которая установлена на тяге 14 снизу кронштейна 16 и проушиной 19, расположенной на нижнем конце вертикальной тяги 14 и взаимодействующей с осью 13, установлен пакет тарельчатых пружин 20. При открытом положении защитного полотна 2 опорный ролик 8 взаимодействует с шаблоном 9. Шаблон 9 представляет собой сварную металлическую конструкцию, нижняя полка 21 которой закреплена на основании сооружения, а верхняя выполнена криволинейной в виде наклонной части 22 передней части плавно переходящей в горизонтальную часть 23.

Работает предлагаемый затвор следующим образом:

После окончания разгерметизации защитного полотна 2 включается механизм поворота 3. В процессе всего поворота на 90 градусов опорный ролик 8 опорного устройства 7, установленный так, что поверхность низа опорного ролика 8 вровень или несколько выше нижней кромки защитного полотна 2 (см. фиг.4), свободно с зазором перемещается над головками рельсовых путей метрополитена или пола сооружения. В конечной стадии поворота защитного полотна 2 затвора опорный ролик 8 вначале накатывается на наклонную часть 22 верхней полки шаблона 9, установленного в основании сооружения (тоннеля) напротив опорного ролика 8, а затем выкатывается на ее горизонтальную часть 23.

При качении опорного ролика 8 по наклонной поверхности 22 шаблона 9 рычаг 11 поворачивается кверху вокруг оси 12 крепления его на защитном полотне 2 и пакет пружин 20 на противоположном конце рычага 11 сжимается. В месте контакта ролика 8 с поверхностью верхней полки шаблона 9 возникает усилие, направленное перпендикулярно поверхности шаблона 9. Это усилие, направленное кверху от оси 10 опорного ролика 8, передается на защитное полотно 2 в двух точках: на ось 12 крепления рычага 11 на защитном полотне 2 и через пакет тарельчатых пружин 20 кронштейну 16, закрепленному также на защитном полотне 2.

Таким образом, снимается часть нагрузки на петли 5 затвора, так как защитное полотно 2 опирается одновременно с одной стороны на петли 5, а с другой на опорный ролик 8 (см. фиг.3).

Закрывание затвора происходит следующим образом:

По команде с пульта управления на закрытие включается электродвигатель механизма поворота 3. В начальный момент вращения защитного полотна 2 ролик 8 перекатывается по горизонтальной поверхности 23 верхней полки шаблона 9, а затем по наклонной поверхности 22. При качении ролика 8 по наклонной поверхности 22 шаблона 9, под воздействием усилия пакета пружин 20, опорный ролик 8 опускается. Опорный ролик 8 может опускаться только до тех пор, пока гайка 18 на верхнем конце тяги 14 не опустится до упора (соприкосновения) в шайбу 17. При этом низ опорного ролика 8 должен быть вровень или несколько выше нижней кромки защитного полотна 2 затвора (см. фиг.4). Далее вращение и герметизация полотна 2 происходит в обычном порядке.

Преимущество предложенного технического решения состоит в том, что устройство работает в автоматическом режиме и практически всегда готово к работе.

В открытом положении (в режиме ожидания) защитного полотна автоматически снижается нагрузка на петли затвора. При этом величину нагрузки, приходящейся на ролик, можно регулировать установкой различного количества тарельчатых шайб 21 между шарнирной опорой тяги и пакетом пружин, а также изменением предварительного поджатия (сжатия) пакета пружин гайкой на хвостовике тяги.

Затвор поворотный защитно-герметичный, монтируемый на закладных элементах сооружения, включающий защитное полотно и установленные на нем механизм поворота и механизм герметизации, верхнюю и нижнюю поворотные петли и установленную между ними опорную петлю, отличающийся тем, что он снабжен опорным устройством, состоящим из опорного ролика, размещенного на свободном торце защитного полотна в нижней его части, и взаимодействующего с ним шаблона, установленного на основании сооружения напротив опорного ролика, при этом опорный ролик установлен на оси рычага, шарнирно соединенного с одной стороны с защитным полотном и с другой стороны шарнирно соединенного с нижним концом вертикальной тяги, верхний конец которой размещен в сквозном отверстии кронштейна, жестко закрепленного на защитном полотне, и закреплен на нем посредством сферических шайб и гайки, причем на теле вертикальной тяги между шарнирным соединением нижнего конца тяги с рычагом и сферической шайбой, расположенной ниже кронштейна, установлен пакет тарельчатых пружин, причем шаблон выполнен в виде металлической конструкции, нижняя полка которой закреплена на основании сооружения, а верхняя - выполнена криволинейной в виде наклонной передней части, плавно переходящей в горизонтальную.



 

Наверх