Система приведения в действие аварийно-спасательного плота на борту летательного аппарата

 

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности к бортовым аварийно-спасательным средствам летательных аппаратов, и может быть использована, в том числе, на судах и других водных транспортных средствах.

Задачей предполагаемой полезной модели является повышение эксплуатационных свойств системы, за счет сокращения времени на подготовку аварийно-спасательного плота к использованию.

Система состоит из стоек, основания, аварийно-спасательного плота, гибких связей со стяжными пряжками, пластины, снабженной коническими фиксаторами со сквозными горизонтальными отверстиями, и быстроразъемного соединения.

Новым является быстрая и одновременная расчековка всех гибких связей, за счет снабжения системы быстроразъемным соединением.

Использование системы позволит значительно сократить время приведения спасательного плота в действие, повысив, тем самым, шансы экипажа на спасение, в случае аварийного приводнения летательного аппарата.

Предполагаемая полезная модель относится к авиационной технике, в частности, к бортовым аварийно-спасательным средствам летательных аппаратов, и может быть использована, в том числе, на судах и других водных транспортных средствах.

Известна система размещения аварийно-спасательных плотов на борту летательного аппарата (1), содержащая прямоугольную потолочную нишу, лоток со спасательными плотами, запирающее устройство и механизм расстопаривания. Потолочная ниша летательного аппарата снабжена направляющими стойками для перемещения лотка и силовой балкой для размещения механизма его подъема и фиксации в убранном положении, при этом лоток выполнен в виде стягиваемых ремнями нижней и верхней платформ с упорами на концах, верхняя платформа снабжена быстросъемным кронштейном с роликом для подъема и штырем для фиксации лотка в убранном положении, а механизм подъема и фиксации выполнен в виде бортовой лебедки с тросом и роликами и защелки, взаимодействующей со штырем кронштейна верхней платформы, закрепленных на фюзеляже летательного аппарата.

Недостатком данной системы является то, что для приведения плотов в действие необходимо их опустить с помощью лебедки, и вручную расстегнуть ремни, стягивающие платформы, убрать в сторону верхнюю платформу, и только после этого можно привести плот в действие, на что в условиях быстро развивающейся аварийной ситуации может не хватить времени.

Наиболее близким техническим решением является система размещения аварийно-спасательного плота на борту летательного аппарата (2), содержащая стойки с основанием для размещения плота, и гибкие связи со стяжными пряжками.

Недостатком данного технического решения является то, что для приведения плота в действие необходимо вручную расстегнуть четыре пряжки на гибких связях, что в условиях экстремальной ситуации займет значительное время.

Задачей предполагаемой полезной модели является повышение эксплуатационных свойств системы, за счет сокращения времени на подготовку аварийно-спасательного плота к использованию.

Поставленная задача достигается тем, что в системе приведения в действие аварийно-спасательного плота на борту летательного аппарата, содержащей стойки с основанием, с размещенным на нем аварийно-спасательным плотом, торцевые и боковые гибкие связи со стяжными пряжками, при этом система снабжена пластиной с коническими фиксаторами, с выполненными в них сквозными горизонтальными отверстиями, при этом торцевые и боковые гибкие связи нижними концами жестко прикреплены к основанию, верхние концы боковых гибких связей с одной стороны плота жестко закреплены на пластине, а верхние концы торцевых гибких связей и верхние концы боковых гибких связей с другой стороны плота снабжены наконечниками с отверстиями, при этом система снабжена быстроразъемным соединением, которое, взаимодействуя с коническими фиксаторами, наконечниками гибких связей и шпильками, обеспечивает одновременную расчековку всех гибких связей, освобождая аварийно-спасательный плот.

По сравнению с прототипом и другими выявленными техническими решениями предлагаемая система является новой и промышленно применимой.

Предполагаемая полезная модель поясняется чертежами, где:

на фиг.1 - вид изнутри на борт летательного аппарата;

на фиг.2 - вид А - вид на систему сбоку;

на фиг.3 - вид сверху на систему;

на фиг.4 - вид сверху на пластину;

на фиг.5 - сечение Б-Б.

Система включает в себя прикрепленные к борту летательного аппарата, рядом с аварийным люком, и жестко установленные на полу стойки с основанием 1 и аварийно-спасательный плот 2, уложенный на основании 1. Гибкие связи 3, торцевые и боковые, жестко закреплены своими нижними концами на основании 1 и снабжены стяжными пряжками 4. Наличие стяжных пряжек 4 позволяет плотно притягивать плот 2 к основанию 1, для исключения его перемещения в полете. Верхние концы боковых гибких связей 3 с одной стороны плота 2 жестко закреплены на пластине 5, на которой выполнены конические фиксаторы 6 со сквозными горизонтальными отверстиями 7. Верхние концы торцевых и боковых гибких связей 3 с другой стороны плота 2 снабжены наконечниками 8 с выполненными в них отверстиями 9. Система снабжена быстроразъемным соединением, включающим в себя, например, шпильки 10, которые входят одним концом в сквозные горизонтальные отверстия 7 в конических фиксаторах 6 и замыкают наконечники 8 посредством их отверстий 9 на конических фиксаторах 6. Для обеспечения одновременной расчековки всех гибких связей 3 быстроразъемное соединение снабжено ручкой 11, к которой жестко крепится одна из шпилек 10 и серьга 12. Тросик 13 одним концом соединен с одной из шпилек 10, а другим - с серьгой 12. Кроме этого, быстроразъемное соединение включает в себя контровочную нить 14, которой контрится тросик 13, препятствуя самопроизвольному выпадению шпилек 10 из сквозных отверстий 7 в конических фиксаторах 6. Таким образом, для приведения в действие аварийно-спасательного плота 2, т.е. для того, чтобы быстро освободить его для последующей эвакуации через аварийный люк, необходимо дернуть за ручку 11, серьга 12 и тросик 13, закрепленные на ручке 11, порвут контровочную нить 14, тросик 13 выдернет шпильки 10 из конических фиксаторов 6, все гибкие связи 3 распадутся и освободят аварийно-спасательный плот 2.

Использование системы позволит значительно сократить время приведения спасательного плота в действие, повысив, тем самым, шансы экипажа на спасение, в случае аварийного приводнения летательного аппарата.

Источники информации:

1. Патент SU 1 403 539 А1, от 07.04.1986 г., B64/D 25/16

2. Руководство по эксплуатации РЭ 1 изд. ЭИ, раздел 36, стр.1-6, 2007 г., копии прилагаются.

Система приведения в действие аварийно-спасательного плота на борту летательного аппарата, содержащая стойки с основанием с размещенным на нем аварийно-спасательным плотом, торцевые и боковые гибкие связи со стяжными пряжками, отличающаяся тем, что система снабжена пластиной с коническими фиксаторами с выполненными в них сквозными горизонтальными отверстиями, при этом торцевые и боковые гибкие связи нижними концами жестко прикреплены к основанию, верхние концы боковых гибких связей с одной стороны плота жестко закреплены на пластине, а верхние концы торцевых гибких связей и верхние концы боковых гибких связей с другой стороны плота снабжены наконечниками с отверстиями, при этом система снабжена быстроразъемным соединением, которое, взаимодействуя с коническими фиксаторами, наконечниками гибких связей, обеспечивает одновременную расчековку всех гибких связей, освобождая аварийно-спасательный плот.



 

Наверх