Гидромеханический натяжитель цепи

 

Техническое решение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для натяжения цепи, и может найти применение в механизме привода распределительного вала двигателей внутреннего сгорания.

Гидромеханический натяжитель цепи включает корпус с конической проточкой, подвижную и образующую с корпусом плунжерную пару крышку с дроссельным устройством, маслоподающим каналом и шариковым обратным клапаном. Внутри корпуса установлен подпружиненный и образующий с корпусом вторую плунжерную пару плунжер с упорными элементами для образования монтажной капсулы и шагового механизма фиксации обратного хода.

Дроссельное устройство состоит из дроссельного отверстия, выполненного в крышке напротив конической проточки корпуса и аксиального отверстия со стороны плунжера. При этом проходное сечение дроссельного отверстия может перекрываться внутренней поверхностью корпуса.

Техническое решение относится к области машиностроения и может найти применение в механизме привода распределительного вала двигателя внутреннего сгорания.

Гидромеханический натяжитель цепи предназначен для автоматического поддержания цепи в натянутом состоянии и демпфирования вынужденных колебаний возникающих при работе механизма привода распределительного вала. Следует отметить - вынужденные колебания вызваны технологическими погрешностями изготовления цепи (неравномерность звеньев) и приводных звездочек распределительного и коленчатого валов.

Вынужденные колебания имеют определенную частоту и амплитуду колебаний. Задача устройства отследить амплитуду этих колебаний и плавно демпфировать, т.е. безударно погасить возникающие при этом динамические нагрузки на корпусных деталях.

Для компенсации динамических нагрузок обычно используется гидравлический демпфер, состоящий из камеры, подпитываемой через обратный клапан из нагнетательной магистрали двигателя и дроссельного устройства. Кроме этого на некоторых режимах работы двигателя может возникать резонанс, который должен гаситься устройством без разрушения рабочих элементов механизма газораспределения.

Известен гидравлический натяжитель цепи (см., например патент ФРГ 4035823, кл. F16H 7/08, 1990 г.).

Натяжитель состоит из корпуса в виде полого цилиндра с основанием, где размещен перепускной шариковый обратный клапан. Внутри корпуса установлен подпружиненный плунжер с крышкой, где установлен дополнительный обратный клапан. Плунжер с корпусом образуют плунжерную пару, а между основанием корпуса и крышкой образована демпфирующая камера связанная с маслоподающей магистралью дроссельным устройством в виде кольцевой щели. Масло из масляной магистрали по отверстиям, выполненным на наружных поверхностях корпуса и плунжера, через обратный клапан подается в демпфирующую камеру. Пружина в совокупности с усилием от давления масла обеспечивает перемещение плунжера и натяжение цепи. Динамические нагрузки от цепи через плунжер передаются на гидравлический демпфер. Натяжитель кроме конструктивной сложности обладает рядом недостатков к наиболее существенным, из которых следует отнести:

известно, что работоспособность гидравлического демпфера зависит от герметичности обратного клапана и отсутствия в нем воздуха.

Циклический режим работы устройства, когда шарик прецессирует в осевом направлении, открывая-закрывая маслоподающий канал, создает некоторые трудности в обеспечении требуемой герметичности обратного клапана особенно при работе на «грязном» и «холодном» масле. Это связано с тем, что усилие, развиваемое пружинным элементом шарика, составляет 610 грамм, что накладывает определенные ограничения на вязкость масла, которая взаимосвязана с температурным градиентом и зашлакованностью как продуктами износа, так и окислами самого масла. Из практики известно, герметичность обратного клапана перестает удовлетворять требуемым условиям демпфирования при запуске двигателя в зимнее время, например, при температуре -20 С. Это обстоятельство, как и наличие воздуха, приводит к резкому увеличению амплитуды колебаний участка цепи, и как следствие, к разрушению привода механизма газораспределения.

Известен гидромеханический натяжитель цепи капсульного типа (см., например патент РФ 2067232, М.кл. F16H 7/08 от 03.04.1992 г.), содержащий корпус в виде полого цилиндра, резьбовую крышку с шариковым обратным клапаном и каналом для подачи масла. Внутри корпуса установлен подпружиненный плунжер, образующий с корпусом подвижное соединение с образованием дроссельного устройства в виде кольцевой щели. При этом на наружной поверхности плунжера выполнена ступенчатая канавка специального профиля, где установлен упорный элемент, который может последовательно взаимодействовать с кольцевыми проточками корпуса, обеспечивая возможность аксиального перемещения плунжера только в одном направлении (шаговый механизм фиксации обратного хода). Кроме этого, на плунжере с противоположной стороны от крышки в специальной канавке дополнительно установлен упорный элемент, который в процессе транспортировки, т.е. при нерабочем состоянии натяжителя, запирает плунжер в корпусе с образованием капсулы. В рабочем состоянии этот упорный элемент остается в канавке плунжера. Крышка, корпус, плунжер образуют демпфирующую камеру, которая связана дроссельным устройством со сливной магистралью масла. Масло из системы смазки под давлением через маслоподающий канал крышки, и шариковый обратный клапан попадает в демпфирующую камеру. Пружина в совокупности с усилием от давления масла обеспечивает перемещение плунжера и натяжение цепи. Под воздействием динамических нагрузок вызванных вынужденными колебаниями цепи плунжер смещается в сторону крышки. При этом происходит рост давления масла внутри демпфирующей камеры, величина которого, а соответственно и сила торможения плунжера, зависит от сопротивления дроссельного устройства, через которое дросселируется вытесняемое масло.

Таким образом, гидравлическое сопротивление дроссельного устройства обеспечивает плавное перемещение плунжера с образованием оптимального рабочего зазора, в котором происходят вынужденные колебания цепи. В случае если появляется резонанс, происходит резкое увеличение амплитуды колебаний цепи и, следовательно, динамических нагрузок, которые начинают ударно гаситься механизмом фиксации обратного хода. Это может привести к разрушению упорного элемента и, как следствие, выходу натяжителя из строя. Кроме этого в процессе работы дроссельное устройство, которое представляет собой кольцевую щель малого сечения, начинает работать как масляный фильтр. Это приводит к забиванию дроссельного устройства шлаками масла и продуктами износа, увеличению его гидравлического сопротивления, и, как следствие, выходу натяжителя из строя.

Задача предлагаемого технического решения повышение работоспособности гидромеханического натяжителя.

Указанная цель достигается тем, что в известном гидромеханическом натяжителе цепи содержащим корпус с конической проточкой, дроссельное устройство, подвижную и образующую с корпусом плунжерную пару крышку с кольцевой канавкой, маслоподающим каналом и шариковым обратным клапаном, подпружиненный и образующий с корпусом вторую плунжерную пару, плунжер с упорными элементами для образования монтажной капсулы и шагового механизма фиксации обратного хода, дроссельное устройство состоит из дроссельного отверстия, выполненного в крышке напротив конической проточки корпуса и аксиального отверстия со стороны плунжера, при этом проходное сечение дроссельного отверстия может перекрываться внутренней поверхностью корпуса.

На рисунке изображен общий вид гидромеханического натяжителя цепи в разрезе. Гидромеханический натяжитель цепи содержит: корпус 1, крышку 2 и плунжер 3 с пружиной 4. Крышка 2 имеет кольцевую канавку 5, маслоподающий канал 6, шариковый обратный клапан 7, отверстие 8 и дроссельное отверстие 9. На плунжере 3 в специальных канавках 10,11 установлены упругие кольцевые элементы соответственно 12,13. Кольцевой элемент 12 и расточка 14 корпуса 1 могут образовать монтажную капсулу, а кольцевой элемент 13 и расточка 15 - шаговый механизм фиксации обратного хода.

Корпус 1 имеет коническую проточку 16 и кольцевую расточку 17. В расточке 17 установлен кольцевой элемент 18. Кольцевой элемент 18 и расточка 17 ограничивают осевое перемещение крышки 2.

Корпус 1, крышка 2 и плунжер 3 образуют демпфирующую камеру 19.

Гидромеханический натяжитель цепи работает следующим образом. Перед монтажом натяжителя в двигатель плунжер 3 зафиксирован в корпусе 1 посредством кольцевого элемента 12 и расточки 14. После установки устройства в специальное гнездо двигателя его закрывают герметичной фланцевой крышкой. После запуска двигателя плунжер 3 дефиксируется. После дефиксации пружина 4 перемещает плунжер 3 до сопряжения его с механизмом натяжения цепи. Под воздействием пружины 4 цепь натягивается, при этом кольцевой элемент 13 занимает положение или в одной из расточек 15 корпуса 1, или между расточками. В процессе работы двигателя масло из системы смазки через маслоподающий канал 6 и шариковый обратный клапан 7 крышки 2 попадает в демпфирующую камеру 19 и заполняет ее. Под воздействием динамических нагрузок вызванных вынужденными колебаниями цепи плунжер 3 с корпусом 1 смещаются в сторону крышки 2. При этом происходит рост давления масла внутри демпфирующей камеры 19, величина которого зависит от гидравлического сопротивления дроссельного устройства, а именно от сопротивления перепускного дроссельного отверстия 9 крышки 2. Рост давления в демпфирующей камере 19 обеспечивает плавное перемещение плунжера 3. Вытесняемое при этом масло дросселируется через дроссельное отверстие 9 в коническую проточку 16. После образование рабочего зазора, в котором происходят вынужденные колебания цепи, плунжер 3 с корпусом 1 останавливаются. При резонансе, когда происходит резкое увеличение амплитуды колебаний цепи и рост динамических нагрузок, плунжер 3 с корпусом 1 начинают перемещаться к крышке 2.

При этом часть проходного сечения дроссельного отверстия 9, расположенного напротив конической проточки 16, перекрывается внутренней поверхностью корпуса 1, запирая дроссельное отверстие 9 на безрасходный режим.

Таким образом, предложенное техническое решение привело к улучшению работоспособности гидромеханического натяжителя в целом.

1. Гидромеханический натяжитель цепи, содержащий корпус с конической проточкой, дроссельное устройство, подвижную и образующую с корпусом плунжерную пару, крышку с кольцевой канавкой, маслоподающим каналом и шариковым обратным клапаном, подпружиненный и образующий с корпусом вторую плунжерную пару, плунжер с упорными элементами для образования монтажной капсулы и шагового механизма фиксации обратного хода, отличающийся тем, что дроссельное устройство состоит из дроссельного отверстия, выполненного в крышке напротив конической проточки корпуса и аксиального отверстия со стороны плунжера.

2. Гидромеханический натяжитель цепи по п.1, отличающийся тем, что проходное сечение дроссельного отверстия может перекрываться внутренней поверхностью корпуса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при прочностной аэродинамической доводке осевых турбин и компрессоров, а также при создании систем диагностики осевых турбомашин в авиации и энергомашиностроении

Полезная модель относится к учебно-исследовательскому оборудованию по теоретической механике и представляет собой устройство для демонстрации и исследования вынужденных колебаний механической системы с инерционным возмущением.
Наверх