Устройство для юстировки визирной системы оптико-электронного прибора на летательном аппарате

 

Полезная модель «Устройство для юстировки визирной системы оптико-электронного прибора на летательном аппарате» относится к области приборостроения и может быть использована для юстировки углового положения линии визирования оптико-электронных приборов (ОЭП) относительно базовых строительных осей летательных аппаратов различного назначения с целью обеспечения точности работы их системы. Сущность полезной модели состоит в том, что в устройстве для юстировки визирной системы оптико-электронного прибора на летательном аппарате, содержащем кронштейн для установки имитатора тепловой цели и наблюдательного прибора, визирующего реперную точку, размещаемую на юстируемом приборе, указанные имитатор тепловой цели и наблюдательный прибор выполнены соответственно в виде источника коллимированного ИК-излучения и в виде зрительной трубы с измерительной сеткой, при этом установлены они жестко на подвижной части кронштейна с возможностью углового перемещения их оптических осей в азимутальной и угломестной плоскостях с обеспечением параллельности. Технический результат выражается в существенном повышении точности юстировки ОЭП, упрощении операций облуживания и надежности установки.

Полезная модель «Устройство для юстировки визирной системы оптико-электронного прибора на летательном аппарате» относится к области приборостроения и измерительной технике и может быть использована для юстировки углового положения линии визирования оптико-электронных приборов (ОЭП) относительно базовых строительных осей летательных аппаратов различного назначения с целью обеспечения точности работы его системы.

Широко известны устройства, применяемые при традиционном способе юстировки визирных систем (ВС) ОЭП на летательных аппаратах (ЛА). Они включают в себя, как правило, громоздкое оборудование (щиты, штанги и т.п.), оптические средства (коллиматоры, трубки холодной пристрелки (ТХП) и т.д.) и угломерные приборы. При этом сам процесс юстировки отличается высокой трудоемкостью, так как требуется нивелировать положение строительных осей ЛА относительно земной системы координат, установить на заданном расстоянии щит и выполнить привязку его опорной точки к осям ЛА. Выверка положения оптической оси ВС ОЭП производится путем визирования имитатора цели, располагаемого в расчетной реперной точке щита. Углы визирования имитатора определяют погрешность установки ОЭП относительно строительных осей ЛА и, в дальнейшем, тем или иным способом могут быть учтены или скомпенсированы.

Точность юстировки, выполняемой с помощью описанного устройства, невысока из-за накопления погрешностей при взаимной выставке ЛА и юстировочного приспособления.

Также известно устройство для юстировки визирной системы оптико-электронного прибора на летательном аппарате, описанное в патенте RU 94692 с приоритетом полезной модели от 01.03.2010 г., МПК G01В 11/26, G01C 1/06, публ. 27.05.2010 г., бюл. 17. Устройство содержит источник коллимированного излучения, блок инерциальных датчиков и пульт управления, при этом источник излучения и блок инерциальных датчиков установлены в едином корпусе, имеющем калиброванную посадочную поверхность, а ось источника коллимированного излучения и одно из трех измерительных осей блока инерциальных датчиков параллельны наружной (посадочной) поверхности корпуса.

Однако, несмотря на то, что данная полезная модель значительно упрощает юстировку визирной системы оптико-электронного прибора, использование ее в настоящее время проблематично. Это связано с необходимостью создания нового образца продукции, для чего требуются значительные экономические, технические, технологические и временные затраты. Поэтому в ближайшее время решение об изготовлении и введении в хозяйственный оборот вышеуказанной полезной модели нерационально.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемой полезной модели следует отнести патент US 4191-471, G01B 11/26, публ. 04.03.1980 г., в котором описано устройство юстировки линии визирования ОЭП на летательном аппарате. Это устройство содержит кронштейн, временно прикрепляемый к корпусу самолета и первоначально выставленный в известном положении относительно координат строительной горизонтали фюзеляжа самолета. На кронштейне закреплены источники направленного излучения, в том числе имитатор тепловой цели, установленные так, чтобы их оси были параллельны продольной оси базиса, например, продольной средней линии самолета, и наблюдательный прибор, ориентируемый на реперную точку, размещаемую на юстируемом устройстве.

Недостатком этого устройства является низкая точность юстировки, высокая трудоемкость, что связано с регулировкой положения штанги, разнесением наблюдательного прибора и имитатора тепловой цели, неоднократными перестановками коллиматора и источника излучения, в результате чего разборка и установка приспособления требует участия 3-4 операторов в течение нескольких часов.

Основной задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является обеспечение требуемой точности наведения коллимированного имитатора тепловой цели на юстируемый ОЭП.

Технический результат заключается в существенном повышении точности юстировки ОЭП, снижении трудозатрат и упрощении операций облуживания.

Поставленная задача решается, а технический и экономический результаты достигаются за счет того, что в устройстве для юстировки визирной системы оптико-электронного прибора на летательном аппарате, содержащем кронштейн для установки имитатора тепловой цели, и наблюдательного прибора, визирующего реперную точку, размещаемую на юстируемом приборе, указанные имитатор тепловой цели и наблюдательный прибор выполнены, соответственно, в виде источника коллимированного ИК-излучения и в виде зрительной трубы с измерительной сеткой, при этом установлены они на одном кронштейне с возможностью углового перемещения их оптических осей в азимутальной и угломестной плоскостях с обеспечением параллельности.

Причинно-следственная связь между совокупностью приведенных признаков и достигаемым техническим результатом в том, что установка коллимированного источника ИК-излучения и зрительной трубы осуществляется жестко друг относительно друга на едином кронштейне с возможностью синхронного перемещения их оптических осей строго параллельно друг другу, обеспечивая тем самым требуемую точность фиксации коллимированного потока. К тому же установка кронштейна стационарно с развязкой относительно корпуса самолета позволяет осуществлять оперативный контроль положения оси источника теплового излучения, а ее регулировка обеспечивает высокие точности наведения коллимированного излучателя тепловой цели на юстируемый объект, что, в конечном счете, обеспечит высокую точность юстировки ОЭП.

Для пояснения сущности заявляемого устройства представлены два чертежа.

На фиг.1 показан общий вид заявляемого устройства,

на фиг.2 показана схема юстировки визирной системы ОЭП с использованием заявляемого технического решения.

Предполагаемое юстировочное устройство (см. фиг.1) состоит из наблюдательного прибора 1, выполненного в виде зрительной трубы, имитатора тепловой цели 2, представляющего собой коллимированный источник ИК-излучения. Оба прибора жестко установлены на кронштейне 3, который состоит из неподвижной стойки 3', жестко соединенной с неподвижной частью кронштейна 3" при этом неподвижные части кронштейна 3' и 3" соединены центрирующим штифтом 4 и крепежной деталью 5, и подвижной части 3'", а неподвижная часть кронштейна 3" через шарнирный узел 6 контактирует с подвижной частью кронштейна 3'", перемещаемой вместе с приборами 1 и 2 с помощью регулировочных винтов 7 (винт регулировки курса), и 8 (винт регулировки тангажа). В качестве задней стенки устройства установлен защитный кожух 9. На фиг.2 показаны: строительная горизонталь фюзеляжа летательного аппарата О0 - О 0; линия визирования зрительной трубы O1 - O 1; оптическая ось коллимированного излучателя O2 - О2; летательный аппарат 10, на котором установлен ОЭП 11, снабженный реперной точкой 12.

Устройство работает следующим образом. Первоначально проводится выставка (нивелирование осей) объекта 10 и привязка юстировочной мишени (стойки 3') к строительной горизонтали О0 - О 0. На стойку 3' кронштейна 3 устанавливается и жестко закрепляется неподвижная часть 3" кронштейна 3, снабженная подвижной частью с измерительными приборами 1 и 2. Винтами 7 и 8 подвижная часть 3'" кронштейна 3 со зрительной трубой 1 и коллиматорным источником 2 направляется на реперную точку 12, находящуюся на проверяемом ОЭП 11, установленном на летательном аппарате 10. По информации с датчиков углов, установленных на осях зеркала ОЭП 11 (на чертеже не показаны), определяющих положение линии визирования, измеряется отклонение линии визирования ОЭП 11 от строительных осей летательного аппарата 10. Величины отклонений в азимутальной (XOZ) и угломестной (YOZ) плоскостях (фиг.1) вносятся в качестве поправок в память вычислителя объекта 10.

Таким образом, заявляемая полезная модель значительно повышает точность юстировки линии визирования ОЭП на летательном аппарате.

Реализация заявляемой полезной модели, позволяет создать простое в обращении устройство, которое обеспечивает высокую точность и надежность установки ОЭП на ЛА.

Устройство для юстировки визирной системы оптико-электронного прибора на летательном аппарате, содержащее кронштейн для установки имитатора тепловой цели и наблюдательного прибора, визирующего реперную точку, размещаемую на юстируемом приборе, отличающееся тем, что имитатор тепловой цели выполнен в виде коллимированного источника ИК-излучения, а наблюдательный прибор - в виде зрительной трубы, при этом они установлены на подвижной части кронштейна с возможностью углового перемещения их оптических осей в азимутальной и угломестной плоскостях с обеспечением их параллельности.



 

Наверх