Система видеонаблюдения с транспортного средства, находящегося в движении

 

Система видеонаблюдения с транспортного средства 1, в которой видеонаблюдение осуществляют с нескольких транспортных средств (ТС), двигающихся по заданным траекториям. Каждое ТС оборудовано видеокамерой 2, подключенной через плату видеоввода 3 к компьютеру 4, имеющему приемно-передающее устройство 5, посредством которого осуществляется радиоканальная связь с приемно-передающим устройством 20, компьютером 18 и монитором 19 командного пункта 17. На ТС установлены и подключены к компьютеру 4 дополнительные видеокамеры 13 с мультиплексором 14, датчик 7 измерения направления перемещения, датчик 8 пройденного пути, ультразвуковой локационный датчик 9, устройство 10 тревожной сигнализации, первая пара датчиков 12 горизонтального и вертикального углов поворота видеокамеры 2 и первые приводы 11 горизонтального и вертикального перемещения видеокамеры 2, подключенные ко входам первой пары датчиков 12 горизонтального и вертикального углов поворота. Одна из дополнительных видеокамер 13 оборудована вторыми приводами 15 горизонтального и вертикального перемещения, управляющие входы которых соединены с компьютером 4, а вторые выходы подключены к соответствующим входам второй пары датчиков 16 горизонтального и вертикального углов поворота, своими выходами подключенные к компьютеру 4. Система видеонаблюдения позволяет повысить надежность автоматического контроля больших и густо застроенных территорий. 1 н., 4 з.п. ф-лы, 2 ил. Как видно из текста реферата, в него вошли все существенные признаки формулы полезной модели, а также ее преимущества перед прототипом.

Настоящее техническое решение относится к области автоматизированного видеонаблюдения за охраняемыми объектами и распознавания образов и ситуаций.

Известна радиоканальная система [1] тревожной сигнализации для централизованной охраны транспортных средств, недвижимости, людей и животных, содержащая установленные на транспортных средствах возимые установки охранной сигнализации, каждая из которых включает в себя последовательно соединенные блок возимых охранных извещателей (датчиков) и возимое объектовое оконечное устройство (устройство приемно-передающее) с антенной, а также центр сбора и обработки информации (командный пункт), содержащий связанные друг с другом пультовое оконечное устройство (устройство приемно-передающее) с антенной и пульт централизованного наблюдения (компьютер), процессорный выход которого соединен с блоком обработки и отображения картографической и семантической информации (дисплеем).

Недостатками вышеупомянутой системы являются большая сложность, связанная с применением внутренней микросотовой сети передачи данных и ретрансляционных узлов для увеличения зоны эффективного действия системы, а также невозможность контроля за недвижимыми объектами с помощью возимых установок охранной сигнализации, так как они предназначены для контроля транспортных средств на которых устанавливаются.

Известна система [2] автоматизированного видеонаблюдения и распознавания объектов и ситуаций, содержащая, по меньшей мере, одну видеокамеру, терминал наблюдения и, по меньшей мере, одно вычислительное устройство с памятью, реализованное на компьютере, выполняющем программно функции устройства распознавания цели соединенном с видеокамерой, а также, по меньшей мере, одну подвижную видеокамеру, выполненную с возможностью наведения на цель путем поворота в вертикальной и горизонтальной плоскости и изменения фокусного расстояния, в зависимости от получаемого от устройства распознавания цели управляющего сигнала.

Недостатком данной системы видеонаблюдения является ее сложность при контроле больших по площади охраняемых территорий и наличии на них большого числа многоэтажных зданий и сооружений, что требует размещения большого количества стационарных и подвижных видеокамер, средств управления и организации сложной локальной вычислительной сети.

Наиболее близкой к предлагаемой системе видеонаблюдения с транспортного средства, находящегося в движении является система [3] видеонаблюдения с транспортного средства, находящегося в движении, содержащая установленную на транспортном средстве видеокамеру, подключенную через плату видеоввода к компьютеру, к которому подключено приемно-передающее устройство транспортного средства, обеспечивающее связь по радиоканалу через приемно-передающее устройство командного пункта с компьютером командного пункта, к которому подключен монитор наблюдения, на транспортном средстве установлен датчик измерения направления его перемещения, соединенный с компьютером транспортного средства, к которому подключен привод горизонтального и вертикального перемещения, соединенный с управляющим входом видеокамеры, при этом транспортное средство содержит дополнительно несколько видеокамер, подключенных к компьютеру через мультиплексор.

Недостатками этой системы видеонаблюдения с транспортного средства, находящегося в движении являются: недостаточная точность определения координат транспортного средства и выделенных объектов и связанная с этим низкая надежность контроля, так как их координаты определяются с помощью глобальной навигационной системы и отсутствие сигнала спутниковой навигации (например, в радио тени деревьев, крытых навесов и т.п.) приведет к неопределенности обозначения места положения транспортного средства; отсутствие четко выраженной траектории движения транспортного средства; ограниченность площади контролируемой (охраняемой) территории одним транспортным средством и невозможность организовать контроль на сложной территории, содержащей множество стационарных объектов, включающих здания и всевозможные сооружения.

Целью полезной модели является повышение надежности контроля охраняемой территории, а также расширение сферы действия системы на сложные (по рельефу) и протяженные (по площади) территории, содержащие множество стационарных объектов.

Для достижения поставленной цели в систему видеонаблюдения с транспортного средства, находящегося в движении, содержащую установленную на транспортном средстве видеокамеру, подключенную через плату видеоввода к компьютеру, к которому подключено приемно-передающее устройство транспортного средства, обеспечивающее связь по радиоканалу через приемно-передающее устройство командного пункта с компьютером командного пункта, к которому подключен монитор наблюдения, на транспортном средстве установлен датчик измерения направления его перемещения, соединенный с компьютером транспортного средства, к которому подключены первые приводы горизонтального и вертикального перемещения видеокамеры, а транспортное средство дополнительно содержит несколько видеокамер, подключенных к компьютеру через мультиплексор, введены дополнительно одно или несколько транспортных средств, причем каждое из транспортных средств, кроме того, содержит подключенные к компьютеру транспортного средства датчик пройденного пути, ультразвуковой локационный датчик, устройство тревожной сигнализации и первая пара датчиков горизонтального и вертикального углов поворота, входы которых подключены к соответствующим выходам первых приводов горизонтального и вертикального перемещения, одна из дополнительных видеокамер оборудована вторыми приводами горизонтального и вертикального перемещения, управляющие входы которых соединены с компьютером, а вторые выходы подключены к соответствующим входам второй пары датчиков горизонтального и вертикального углов поворота, своими выходами подключенные к компьютеру. Число дополнительных транспортных средств выбирается с учетом сложности и площади охраняемой территории. Видеокамера, кроме того, выполнена с возможностью изменения фокусного расстояния, и (или) изменения диафрагмы, и (или) настройки на фокус для обеспечения наведения на цель. Несколько из дополнительных видеокамер, с перекрывающимися секторами обзора, образуют систему кругового видеонаблюдения. Две из дополнительных видеокамер, расположенных под определенным углом относительно друг друга, составляют систему стереонаблюдения.

Сущность полезной модели поясняется на чертежах (фиг.1 и фиг.2), где на фиг.1 приведена структурная схема системы на примере одного транспортного средства, а на фиг.2 принцип ее работы с использованием нескольких транспортных средств.

На каждом транспортном средстве 1 (фиг.1), число которых выбирается с учетом сложности и протяженности охраняемой территории, установлена видеокамера 2, с возможностью изменения фокусного расстояния, и (или) изменения диафрагмы, и (или) настройки на фокус для обеспечения наведения на цель, подключенная через плату видеоввода 3 к компьютеру 4, к которому подключено приемно-передающее устройство 5 с антенной 6. К компьютеру 4 также подключены датчик 7 измерения направления перемещения (компас или гироскоп), датчик 8 пройденного пути (одометр), ультразвуковой локационный датчик 9 и устройство 10 тревожной сигнализации (сирена и проблесковый фонарь). Видеокамера 2 также оборудована первыми приводами 11 горизонтального и вертикального поворота, ко вторым выходам которых подключена первая пара датчиков 12 горизонтального и вертикального углов поворота видеокамеры 2. Выходы датчиков 12 горизонтального и вертикального углов поворота и управляющие входы приводов 11 горизонтального и вертикального поворота видеокамеры 2 подключены к компьютеру 4, к которому также подключены дополнительные видеокамеры 13 через мультиплексор 14.

Из числа дополнительных видеокамер 13, например, четыре (13.1-13.4) образуют устройство кругового видеообзора (расположенные на штанге корпуса транспортного средства) с фиксацией движущихся объектов и их координат, две видеокамеры (13.5, 13.6, устанавливаемые в передней части транспортного средства) образуют устройство стереонаблюдения, для фиксации инородных предметов, мешающих передвижению транспортного средства по заданному маршруту и одна управляемая видеокамера 13.7 кругового обзора, обеспечивающая «обучение» транспортного средства и его последующее движение по заданному маршруту. Причем управление видеокамерой 13.7 осуществляется от компьютера 4 через вторые приводы 15 горизонтального и вертикального поворота, к вторым выходам которых подключена вторая пара датчиков 16 горизонтального и вертикального углов поворота, своими выходами подключенные к компьютеру 4.

На командном пункте 17 находится компьютер 18 командного пункта, к которому подключен монитор 19 наблюдения и приемно-передающее устройство 20 командного пункта с антенной 21. Связь между антенной 6 транспортного средства и антенной 21 командного пункта осуществляется по радиоканалу связи 22.

Перед практическим применением системы видеонаблюдения проводят подготовку охраняемой территории (см. фиг.2) и «обучение» каждого транспортного средства для его автономного движения по заданному маршруту. С этой целью на карте-схеме охраняемой территории прокладывают траектории движения от точки А до точки В каждого транспортного средства системы видеонаблюдения и выбирают их количество (на фиг.2, в качестве примера, представлены шесть транспортных средств) с таким расчетом, чтобы обеспечить контроль за каждым участком возможного проникновения злоумышленников на охраняемую территорию. Далее оператор со своим компьютером поочередно подключается к компьютеру 4 каждого транспортного средства и уже на местности (управляя транспортным средством со своего компьютера) проводит транспортное средство по заданному маршруту (траектории) периодически (через определенные расстояния) останавливаясь и фиксируя с помощью управляемой видеокамеры 13.7 опорные объекты (здания, деревья, фонари и т.п.). Видеоизображения опорных объектов, фиксируемые компьютером 4 «обучаемого» транспортного средства через заданные расстояния, и соответствующие им углы поворота дают возможность вычислить и запомнить в памяти компьютера 4 траекторию движения, по которой «обученное» транспортное средство в дальнейшем будет осуществлять самостоятельное движение.

В процессе движения транспортного средства по заданной траектории камеры 13.1-13.4 кругового обзора (каждая в своем секторе) фиксируют наличие на охраняемом участке движущихся объектов и, при их обнаружении, компьютер 4, с помощью привода 11 горизонтального и вертикального поворота наводит видеокамеру 2 высокого разрешения на обнаруженный движущийся объект.

При идентификации с помощью видеокамеры 2 в движущемся объекте человека компьютер 4 транспортного средства дает команду на устройство 10 тревожной сигнализации для включения сирены и проблескового фонаря. Одновременно, по горизонтальному углу и расстоянию до человека, вычисляемого компьютером 4 исходя из заданного среднего роста человека и вертикального угла поворота видеокамеры 2 (на фиг.2 не показан), определяются координаты нарушителя, которые посредством приемно-передающих устройств 5 и 20 передаются на командный пункт 17 для отображения на мониторе 19 возникшей ситуации и принятия решения.

В случае появления на пути следования транспортного средства посторонних непреодолимых предметов они последовательно обнаруживаются стереокамерами 13.5, 13.6 (с радиусом действия до 5 метров) и идентифицируются как непреодолимые ультразвуковым локационным датчиком 9 (с радиусом действия до 1 метра). Транспортное средство обходит препятствие и, ориентируясь по ранее отмеченным опорным точкам, вновь выходит на заданную траекторию движения.

Литература

1. Патент RU 2201363 С1. Радиоканальная система тревожной сигнализации для централизованной охраны транспортных средств, недвижимости, людей и животных, (аналог). Опубликовано в БИ 09 от 27.03.2003 г.

2. Патент RU 2268497 С2, (аналог). Система и способ автоматизированного видеонаблюдения и распознавания объектов и ситуаций. Опубликовано в БИ 02 от 20.01.2006 г.

3. Патент RU 2326445 С2. Способ и система видеонаблюдения с транспортного средства, находящегося в движении, (прототип). Опубликовано в БИ 16 от 10.06.2008 г.

1. Система видеонаблюдения с транспортного средства, находящегося в движении, содержащая установленную на транспортном средстве видеокамеру, подключенную через плату видеоввода к компьютеру, к которому подключено приемно-передающее устройство транспортного средства, обеспечивающее связь по радиоканалу через приемно-передающее устройство командного пункта с компьютером командного пункта, к которому подключен монитор наблюдения, на транспортном средстве установлен датчик измерения направления его перемещения, соединенный с компьютером транспортного средства, к которому подключены первые приводы горизонтального и вертикального перемещения видеокамеры, а транспортное средство дополнительно содержит несколько видеокамер, подключенных к компьютеру через мультиплексор, отличающаяся тем, что введены дополнительно одно или несколько транспортных средств, причем каждое из транспортных средств, кроме того, содержит подключенные к компьютеру транспортного средства датчик пройденного пути, ультразвуковой локационный датчик, устройство тревожной сигнализации и первая пара датчиков горизонтального и вертикального углов поворота, входы которых подключены к соответствующим выходам первых приводов горизонтального и вертикального перемещения, одна из дополнительных видеокамер оборудована вторыми приводами горизонтального и вертикального перемещения, управляющие входы которых соединены с компьютером, а вторые выходы подключены к соответствующим входам второй пары датчиков горизонтального и вертикального углов поворота, своими выходами подключенные к компьютеру.

2. Система видеонаблюдения с транспортного средства, находящегося в движении по п.1, отличающаяся тем, что число дополнительных транспортных средств выбирают с учетом сложности и площади охраняемой территории.

3. Система видеонаблюдения с транспортного средства, находящегося в движении по п.1, отличающаяся тем, что видеокамера, кроме того, выполнена с возможностью изменения фокусного расстояния, и (или) изменения диафрагмы, и (или) настройки на фокус для обеспечения наведения на цель.

4. Система видеонаблюдения с транспортного средства, находящегося в движении по п.1, отличающаяся тем, что несколько из дополнительных видеокамер, с перекрывающимися секторами обзора, образуют систему кругового видеонаблюдения.

5. Система видеонаблюдения с транспортного средства, находящегося в движении по п.1, отличающаяся тем, что две из дополнительных видеокамер, расположенных под определенным углом относительно друг друга, составляют систему стереонаблюдения.



 

Наверх