Система иммобилизации при переломах челюстей, ленточная шина и крепежный элемент для ее осуществления

 

Полезная модель относится к стоматологии и травматологии, может быть применимо для лечения переломов нижней и/или верхней челюстей в различных условиях, в том числе в стационаре, в полевых условиях для пациентов различных возрастных групп и детей.

Технический результат полезной модели системы в обеспечении универсальности и быстродействия ее применения. Технический результат полезной модели ленточной шины и крепежного элемента в обеспечении универсальности, простоты, удобства, безопасности и быстродействия применения.

Система иммобилизации при переломах челюстей содержит ленточную шину 1, перфорированную множеством поперечно ориентированных щелевых отверстий 2, и крепежные элементы 3, представляющие собой пояс 4 из гибкого материала с рифлением 5 на одной поверхности и замком 6 на одном конце для крепления в его внутреннем канале 7 участка свободного конца гибкого пояса 4. Замки 6 крепежных элементов 3 являются средством зацепа элементов 10 межчелюстной связи (резиновых колец).

Простота и безопасность ленточной шины и крепежного элемента позволяет создать мобильную систему шинирования и простую технологию лечения переломов челюстей, доступную для применения врачу-стомотологу, зубному технику, медсестре в любых условиях, в том числе при массовых поступлениях пострадавших из зон локальных катастроф, в том числе транспортных, шахтных.

Полезная модель относится к стоматологии и травматологии, касается системы иммобилизации при переломах нижней и/или верхней челюстей преимущественно с сохраненным зубным рядом, конструкций ленточной шины с перфорацией, крепежных элементов и может быть применима для лечения переломов нижней и/или верхней челюстей в различных условиях, в том числе в стационаре, в полевых условиях для пациентов различных возрастных групп и детей, начиная с десятилетнего возраста.

Среди повреждений костей лицевого скелета наибольшее значение имеют переломы челюстей: повреждение челюстной кости с нарушением ее целости. Переломы нижней челюсти составляют около 70% от всех переломов костей лица. Причины переломов челюсти - бытовая, спортивная, огнестрельная и другие травмы.

Современное лечение для большинства переломов нижней челюсти связано с простым дешевым применением проволочных шин на верхнем и нижнем рядах зубов, фиксируемых с помощью лигатурной проволоки. После установки верхней и нижней шин они фиксируются вместе с помощью резинки, что эффективно способствует заживлению перелома.

Известна система шинирования, включающая проволочную шину с зацепными крючками петлеобразной формы, крепежный элемент для фиксации шины в виде лигатурной проволоки и элементы межчелюстной связи в виде резиновых колец (см. патент US 1638006, МПК A61F 5/04, публ. 26.02.1927).

Недостаток системы в травмировании слизистой полости рта пациента.

Известна система шинирования при переломе нижней челюсти с фиксатором шины, включающим лигатурную проволоку и пуговицу в качестве зацепного устройства при креплении проволочной шины резиновыми кольцами (см. свидетельство РФ на полезную модель 27476, МПК А61С 7/00, публ. 10.02.2003).

Такая система проста и способствует уменьшению травмирования слизистой полости рта пациента, но не обеспечивает безопасность пальцев рук врача от наколов и быстродействие установки шин.

Однако система сложна в изготовлении и для фиксации шины (проволочной или ленточной) требуется навык и предварительное обучение, что удорожает лечение.

Известна система шинирования при переломе челюсти, включающая объемную шину с отбортовкой, выполненной в виде зацепов-крючков для каждого зуба, резиновые кольца и фиксаторы шины в виде кабельных стяжек, имеющих пояс с овальным сечением из гибкого материала и замок с язычком-защелкой во внутреннем канале (см. патент США 5613853, кл. A61F 5/058, публ. 25.03.1997 г.).

Эта система не отличается простотой применяемой объемной шины с крючками-зацепами, что повышает стоимость ее изготовления. Применение крючков-зацепов на каждом зубе повышает время шинирования, вызывая неудобства и затруднения при установке элементов стяжки (резиновых колец). Фиксаторы шины в виде кабельных стяжек с поясом овального сечения обеспечивают фиксацию шины при наклонном положении петли стяжки в межзубном промежутке возле десны. Недостаток известной системы в повышенном травмировании десны.

Наиболее близкой к предлагаемой системе является система для временной иммобилизации переломов нижней челюсти, содержащая ленточную вестибулярную шину с зацепными ключками, элементы ее фиксации и оральную шину, при этом обе шины выполнены прерывистыми прорезями по их длиннику, а элементы фиксации выполнены в виде штифтов для установки их в межзубные промежутки (см. патент РФ 2113833, кл. A61F 5/01, публ. 27.06.1998 г.- прототип).

В известной конструкции для лечения перелома нижней челюсти предусмотрено использование двух ленточных шин из металла, одна из которых просто перфорирована круглыми отверстиями, а другая имеет зацепные крючки. Устройство сложно в изготовлении, имеет неоптимальное сочетание входящих в устройство элементов, что снижает быстродействие работ по шинированию, обеспечивает низкую прочность фиксации ленточной шины в области зуба, не ислючает наколы рук медперсонала и десен пациента.

Основной недостаток известных вышеуказанных систем шинирования - в применении для крепления шин проволочных лигатурных фиксаторов шин, которые создают множество проблем для пациента, а также врача:

- лигатурная (хирургическая) проволока жесткая и имеет острые концы, что часто приводит к случайным прилипаниям и наколам пальцев врача, который устанавливает шины;

- пациенты, которые поступают в помещения больницы скорой медицинской помощи с перелом челюсти, имеют гораздо более высокий уровень инфекционных заболеваний, передающихся через кровь, в том числе СПИДа и гепатита;

- хирургические провода трудно использовать, и, следовательно, их установка занимает значительное количество времени для крепления шин (как правило, от 45 до 120 минут);

- хирургические провода хрупки, часто возникают их переломы и появляется необходимость повторного их применения, что не является редкостью;

- после установки шины проволока часто травмирует щеки и десны пациента, ношение шин очень неудобно, болезненно, опасно осложнениями.

В настоящее время используется костный воск для покрытия острых концов проволоки, но он быстро отрывается.

Известна простая плоская ленточная шина с множеством круглых отверстий, расположенных в два ряда по длиннику (см. патент US 6257884, кл. А61С 5/00, публ. 10.07.2001 г.).

Применение известной шины связано со сложным по конструкции фиксатором шины, что ограничивает ее применение.

Наиболее близкой к предлагаемой является ленточная шина с зацепными крючками, выполненная с прерывистыми прорезями по длиннику (см. патент РФ 2113833, кл. A61F 5/01, публ. 27.06.1998 г. - прототип).

Известная ленточная шина сложна из-за наличия зацепных крюков, ее применение связано с применением элементов фиксации, выполненных в виде мелких штифтов (гвоздиков) для установки их в межзубные промежутки, что небезопасно из-за риска выскальзывания их из рук при установке с возможностью попадания в рот пациента. Для монтажа системы требуется специальный сложный инструмент.

Наиболее близким к предлагаемому крепежному элементу является фиксатор объемной шины в виде кабельной стяжки с поясом из гибкого материала, выполненным с замком и овальным сечением для размещения в межзубном промежутке при десне (см. патент США 5613853, кл. A61F 5/058, публ. 25.03.1997 г. - прототип).

Известные фиксаторы обеспечивают крепление объемной шины, выполненной с зацепами-крючками, с наклоном петли-стяжки пояса относительно этой шины с расположением его закрытого замка возле десны межзубного промежутка выше шины верхнего зубного ряда и ниже шины нижнего зубного ряда для доступа к зацепам-крючкам шины. Большая вероятность травмирования десны ограничивает его применение.

Таким образом, остается актуальным вопрос о создании стоматологической техники шинирования верхних и нижних зубов пациента, которая позволит избежать указанных недостатков. Задачей настоящей полезной модели является создание новой системы шинирования, новых конструкций ленточной шины и крепежного элемента для ее осуществления с устранением приведенных выше недостатков.

Технический результат полезной модели системы заключается в обеспечении универсальности ее применения (для всех основных видов переломов), простоты конструкции элементов системы, снижения стоимости ее изготовления, легкости, удобства, безопасности и быстродействия ее применения.

Технический результат полезной модели ленточной шины в обеспечении простоты, надежности ее конструкции, удобства, безопасности и быстродействия применения.

Технический результат полезной модели крепежного элемента в обеспечении универсальности применения (для фиксации ленточной шины и крепления элементов межчелюстной связи), простоты, надежности конструкции, удобства, безопасности и быстродействия его применения.

Технический результат достигается тем, что в системе иммобилизации при переломах челюсти, содержащей для одной поврежденной челюсти по меньшей мере одну ленточную шину из жесткого материала, перфорированную щелевыми отверстиями, крепежные элементы, ленточная шина перфорирована множеством поперечно ориентированных щелевых отверстий, крепежный элемент представляет собой пояс с замком на одном конце для крепления в нем участка свободного конца пояса и выполнен с возможностью фиксации участка шины на зубном ряду стяжкой гибкого пояса вокруг зуба через щелевые отверстия в ленточной шине с расположением замка на фронтальной стороне ленточной шины, а петли пояса поперечно ленточной шине, причем указанный замок выполнен дополнительно в виде средства крепления внешней подвески.

Предпочтительно крепежный элемент выполнить как средство одноразового применения в виде пластикового хомута из медицинской пластмассы, причем его пояс выполнить из гибкого материала с шириной 3-4 мм, толщиной 0,40-0,5 мм, длиной не менее 50 мм и с рифлением на внутренней поверхности его петли.

Ленточную шину целесообразно выполнить упругой, в том числе из металла, медицинского пластиката, армированной металлом медицинской пластмассы, с длиной не более 150 мм, высотой 4-6 мм и толщиной 0,8-1 мм.

Целесообразно ленточную шину выполнить с множеством поперечно ориентированных щелевых отверстий высотой 3-4 мм, шириной 0,4-0,5 мм, расположенных в ряду на расстоянии не более 4 мм друг от друга.

Для лечения сложного перелома челюсти введена вторая ленточная шина с множеством поперечно ориентированных щелевых отверстий для крепления ее на зубном ряду другой челюсти крепежными элементами, причем соответствующие замки крепежных элементов первой и второй ленточных шин являются зацепами для внешней подвески элементов межчелюстной связи, выполненных в виде резиновых колец.

Технический результат достигается тем, что перфорированная ленточная шина, выполненная из жесткого материала с расположенными в ряд щелевыми отверстиями, имеет множество поперечно ориентированных относительно ее оси щелевых отверстий.

Шина предпочтительно имеет длину не более 150 мм, высоту 4-6 мм и толщину 0,8-1 мм.

Щелевые отверстия в шине целесообразно расположить в ряду на расстоянии не более 4 мм друг от друга и выполнить их высотой 3-4 мм, шириной 0,4-0,5 мм.

Шину целесообразно выполнить из упругого материала, в том числе из металла, медицинского пластиката, армированной металлом медицинской пластмассы.

Технический результат достигается тем, что в крепежном элементе, включающем пояс и замок на одном конце пояса для фиксации в нем участка свободного конца пояса, замок дополнительно выполнен в виде средства крепления внешней подвески.

В крепежном элементе пояс имеет рифление зубцевидной формы, замок выполнен с внутренним каналом, расположенным продольно или поперечно поясу, и снабжен язычком-защелкой, закрепленной в указанном канале для взаимодействия с рифлением пояса.

Крепежный элемент предпочтительно выполнить из медицинской пластмассы как средство одноразового применения, в том числе в виде пластикового хомута.

Пояс крепежного элемента целесообразно выполнить из гибкого материала шириной 3-4 мм, толщиной 0,30-0,5 мм, длиной не менее 50 мм и с рифлением на внутренней поверхности его петли.

Замок крепежного элемента целесообразно выполнить снаружи со средствами зацепа, в том числе в виде выступов, крючков зубцевидной скругленной формы, обращенных к тыльной стороне замка, для внешней подвески элемента межчелюстной связи.

Замок крепежного элемента целесообразно выполнить снаружи со средствами зацепа в виде противолежащих пазов на верхней и нижней его поверхностях для внешней подвески элемента межчелюстной связи.

Замок крепежного элемента целесообразно выполнить снаружи со средствами зацепа в виде скосов на верхней и нижней его поверхностях по направлению к тыльной стороне для внешней подвески элемента межчелюстной связи.

Крепежный элемент предпочтительно выполнить с возможностью назубной фиксации стяжкой его пояса непосредственно вокруг зуба на зубном ряду неповрежденной челюсти для внешней подвески элементов межчелюстной связи в виде резиновых колец.

При проведении патентных исследований не обнаружены решения, идентичные заявленному, а, следовательно, заявленная полезная модель соответствует критерию «новизна».

На фиг.1 изображена ленточная шина с множеством поперечно ориентированных щелевых отверстий.

На фиг.2 представлен крепежный элемент с поперечным каналом замка (вид на рифление пояса).

На фиг.3 представлен в изометрии крепежный элемент с зацепами на замке в виде прямоугольных выступов (вид на петлю гибкого пояса).

На фиг.4 представлен крепежный элемент с продольным каналом замка (вид на рифления).

На фиг.5 представлен в изометрии крепежный элемент с продольным каналом замка (вид на внутреннюю поверхность петли с рифлением).

На фиг.6 представлен в разрезе замок крепежного элемента с поперечным каналом замка относительно пояса.

На фиг.7 представлен крепежный элемент с поперечным каналом замка (вид сбоку на замок с зацепом в виде паза).

На фиг.8 представлен крепежный элемент на фиг.7 (вид на рифление пояса).

На фиг.9 представлен крепежный элемент на фиг.7 (вид на петлю пояса).

На фиг.10 показан крепежный элемент с продольным каналом в замке и зацепами в виде выступов прямоугольной формы на верхней и нижней поверхностях замка (вид на рифление пояса).

На фиг.11 показан крепежный элемент на фиг.10 (вид на средство зацепа).

На фиг.12 показан крепежный элемент с поперечным каналом в замке и средством зацепа в виде выступов прямоугольной формы на верхней и нижней поверхностях замка (вид на зацепы замка).

На фиг.13 показан крепежный элемент на фиг.12 (вид на рифление пояса).

На фиг.14 показан крепежный элемент с поперечным каналом в замке и средством зацепа в виде выступа зубцевидной скругленной формы (вид на средство зацепа).

На фиг.15 показан крепежный элемент на фиг.14 (вид на рифление пояса).

На фиг.16 показан крепежный элемент с продольным каналом в замке и зацепом в виде выступа зубцевидной скругленной формы (вид на средство зацепа).

На фиг.17 показан крепежный элемент на фиг.16 (вид на рифление пояса).

На фиг.18 показан крепежный элемент с продольным каналом в замке и средством зацепа в виде пазов на верхней и нижней поверхностях замка (вид на рифление пояса).

На фиг.19 показан крепежный элемент на фиг.18 (видна средство зацепа).

На фиг.20 показан крепежный элемент с продольным каналом в замке и зацепом в виде скосов на верхней и нижней поверхностях замка по направлению к тыльной его стороне (вид на средство зацепа).

На фиг.21 показан крепежный элемент на фиг.20 (вид на рифления).

На фиг.22 изображен зубной ряд челюсти с ленточной шиной и крепежными элементами на фиг.19 для ее фиксации (вид сверху).

На фиг.23 показано поперечное положение петли крепежного элемента относительно ленточной шины при ее фиксации.

На фиг.24 изображена система иммобилизации при переломе нижней челюсти с применением крепежных элементов на фиг.19 (в рабочем положении).

На фиг.25 изображена система иммобилизации при переломе верхней и нижней челюстей.

На фиг.26 изображена в изометрии нижняя челюсть с системой иммобилизации при ее переломе с применением крепежных элементов на фиг.16.

На фиг.27 изображена в изометрии нижняя и верхняя челюсти с системой иммобилизации при их переломе с применением крепежных элементов на фиг.16.

На фиг.1-27 приняты следующие обозначения:

- ленточная шина 1;

- щелевые отверстия 2 (поперечно ориентированные относительно оси шины);

- крепежный элемент 3;

- пояс 4 крепежного элемента 3;

- рифление 5 на поясе 4;

- замок 6 крепежного элемента 3;

- запирающий паз 7 замка 6;

- язычок-защелка 8 замка 6;

- петля 9 крепежного элемента 3 (с рифлением 5 на внутренней поверхности пояса 4);

-элементы 10 межчелюстной связи (в виде резиновых колец);

- средство зацепа в виде противолежащих выступов 11 (на нижней и верхней поверхностях замка 6);

- средство зацепа в виде крючка 12 зубцевидной формы на замке 6;

- средство зацепа в виде противолежащих пазов 13 (на нижней и верхней поверхностях замка 6);

- средство зацепа в виде скосов 14 (на нижней и верхней поверхностях замка 6);

- участок 15 пояса 4, выступающий из замка 6 после шинирования;

- перелом 16 челюсти.

Система иммобилизации предназначена для лечения различных видов переломов нижней и/или верхней челюсти преимущественно с сохраненным зубным рядом. Система содержит по меньшей мере для одной поврежденной челюсти ленточную шину 1 (фиг.1), перфорированную множеством поперечно ориентированных относительно ее оси (длинника) щелевых отверстий 2, и крепежные элементы 3 (фиг.2). Крепежные элементы 3 выполнены с возможностью закрепления ленточных шин 1 на нижнем и/или верхнем зубных рядах челюстей. Ленточная шина 1 выполнена из жесткого материала, в том числе из металла, медицинской пластмассы, армированной металлом медицинской пластмассы.

Крепежные элементы 3 (фиг.3, 4, 5, 7, 8, 9) представляют собой пояс 4 из гибкого материала с рифлением 5 на одной поверхности и замком 6 на одном конце для крепления в его внутреннем канале 7 участка свободного конца гибкого пояса 4. Внутренний канал 7 в виде запирающего паза (сквозного отверстия) снабжен язычком-защелкой 8, выполненной с возможностью взаимодействия с рифлением 5 пояса 4 при размещении и креплении в указанном канале 7 участка свободного конца гибкого пояса 4 для образования петли 9 (фиг.5) с закрытым замком 6. Для фиксации челюстей в сомкнутом положении в системе имеются элементы 10 межчелюстной связи (фиг.25, 27), выполненные в виде резиновых колец. Система иммобилизации позволяет применить замки 6 крепежных элементов 3 в качестве средств зацепа указанных элеменов 10 межчелюстной связи (резиновых колец).

В крепежном элементе 3 пояс 4 выполнен с возможностью прохождения в поперечно ориентированные щелевые отверстия 2 ленточной шины 1 и расположения вокруг любого зуба через его межзубные пространства. Крепежный элемент 3 (фиг.3, фиг.5, фиг.9) может быть выполнен в виде пластикового хомута (или аналогичной по форме кабельной стяжки) из медицинского пластиката или пластмассы и представляет собой пояс 4 (в виде полоски) шириной 3-4 мм, толщиной 0,3-05 мм и длиной не менее 50 мм (предпочтительно 50-70 мм), на одном конце которого имеется замок 6 в виде утолщения с внутренним каналом 7, образованным сквозным пазом (отверстием), в котором закреплена язычок-защелка 8. Внутренняя поверхность петли 9 пояса 4 крепежного элемента выполнена с рифлением 5 (фиг.3, фиг.5), имеющим зубчатую структуру пилообразной формы (фиг.6), так что при продевании свободного конца пояса 4 в замок 6 он свободно проходит, но при движении назад язычок-защелка 8 упирается в поверхность зубца рифления 5 (фиг.6) и не позволяет ему выйти из замка 6. Для снятия крепежного 3 элемента можно отжать язычок-защелку 8 замка 6 инструментом, а при одноразовом использовании достаточно перерезать пояс 4.

Крепежный элемент 3 выполнен с возможностью фиксации участка ленточной шины 1 на зубном ряду стяжкой пояса 4 вокруг зуба через два ближние к указанному участку щелевые отверстия 2 в ленточной шине 1 с расположением замка 6 на фронтальной стороне ленточной шины 1, а петли 9 стяжки (фиг.23, фиг.24, фиг.26) поперечно ленточной шине 1. Указанные замки 6 крепежных элементов 3 выполнены дополнительно в виде средства крепления внешней подвески, состоящей из элементов 10 межчелюстной связи, выполненных в виде резиновых колец.

Крепежный элемент 3 выполнен преимущественно как средство одноразового применения в виде пластикового хомута из медицинской пластмассы, причем его пояс 4 выполнен из гибкого материала и имеет ширину (W) 3-4 мм, толщину 0,40-0,5 мм и длину (L) не менее 50 мм. Предпочтительно иметь длину (L) 50-70 мм для удобства стягивания петли 9 размером (Е) вокруг зуба.

Пояс 4 крепежного элемента 3 имеет рифление 8 зубцевидной формы, внутренний канал 7 замка 6 может быть расположен продольно (фиг.10, 11, 16, 17, 18, 19, 20, 21) или поперечно (фиг.12, 13, 14, 15) поясу 4 и снабжен язычком-защелкой 8 для взаимодействия с рифлением 5 пояса 4. Продольное расположение внутреннего канала 7 обеспечивает надежную фиксацию ленточной шины 1 и предпочтительно при сложных переломах. Поперечное расположение внутреннего канала 7 обеспечивает простоту и быстродействие фиксации ленточной шины 1 и предпочтительно в экстренных случаях.

Для повышения надежности крепления ленточной шины 1 замок 6 крепежного элемента 3 может дополнительно иметь средства зацепа, выполненные, например, в виде противолежащих выступов 11 (фиг.3, 10, 11, 12, 13) или крючков 12 (фиг.14, 15, 16, 17, 26, 27) зубцевидной скругленной формы, противолежащих пазов 13 (фиг.18, 19, 22, 24, 25), скосов 14 (фиг.20, 21).

В крепежном элементе 3 замок 6 может быть выполнен с одним выступом, в том числе в виде обращенного к тыльной стороне замка зубцевидного скругленного крючка 12 (фиг.14, 15, 16, 17), или с двумя противолежащими выступами прямоугольной формы (фиг.10, 11, 12, 13) для внешней подвески элемента 10 межчелюстной связи.

В крепежном элементе 3 верхние и нижние поверхности замка 6 могут быть выполнены дополнительно с противолежащими пазами 13 (фиг.18, 19) на верхней и нижней поверхностях замка 6 для внешней подвески элемента 10 межчелюстной связи.

Верхние и нижние поверхности замка 6 могут быть выполнены дополнительно со скосами 14 (фиг.20, 21) по направлению к тыльной стороне замка 6 для внешней подвески элемента 10 межчелюстной связи.

При сложных переломах нижней челюсти крепежный элемент 3 выполнен дополнительно с возможностью назубной фиксации пояса 4 непосредственно вокруг зуба неповрежденной верхней челюсти для внешней подвески на его замке 6 элементов 10 межчелюстной связи.

Ленточная шина 1 выполнена перфорированной из жесткого материала с множеством поперечно ориентированных относительно ее оси щелевых отверстий 2, например прямоугольной формы, для прохода пояса 4, причем указанные щелевые отверстия 2 расположены в ряду на расстоянии (в) не более 4 мм (предпочтительно 3-4 мм) друг от друга и имеют высоту (h) 3-4 мм, ширину (c) 0,4-0,5 мм. При расстоянии (в) меньше 3 мм не обеспечивается необходимая жесткость ленточной шины 1, при расстоянии (в) больше 4 мм затруднена установка крепежных элементов 3 при фиксации ленточной шины 1 через межзубные промежутки. Ленточная шина 1 имеет длину (S) не более 150 мм (предпочтительно 140-150 мм), высоту (H) 4-6 мм и толщину 0,8-1 мм, выполнена упругой, в том числе из металла, медицинского пластиката, армированной металлом медицинской пластмассы.

Для лечения сложного перелома одной или переломов двух челюстей введена вторая ленточная шина 1 с множеством поперечно ориентированных щелевых отверстий 2 для крепления ее на зубном ряду другой челюсти крепежными элементами 3, причем соответствующие замки 6 крепежных элементов 3 двух ленточных шин 1 являются средствами зацепа для внешней подвески элементов 10 межчелюстной связи, выполненных в виде резиновых колец.

Предлагаемая система наиболее эффективна при иммобилизации переломов тела нижней челюсти, переломах верхней челюсти по Лефор 3 в различных условиях без анестезии или под местной анестезией и без оперативного хирургического вмешательства.

Технология иммобилизации при переломе челюсти включает репозицию и фиксацию отломков, наложение ленточной шины 1 из жесткого материала, перфорированной множеством поперечно ориентированных в одном ряду щелевых отверстий 2, на вестибулярную поверхность зубов по меньшей мере одной челюсти, например нижней (фиг.22, 24), неподвижную фиксацию ленточной шины 1 через межзубные промежутки посредством крепежных элементов 3, стяжку челюстей внешней подвеской (состоящую из элементов 10 межчелюстной связи) в неподвижном сомкнутом положении.

Фиксацию ленточной шины 1 осуществляют крепежными элементами 3, выполненным в виде пояса 4 с замком 6 на одном конце, выполненного с возможностью крепления в нем участка свободного конца пояса 4 и фиксации внешней подвески, причем свободные концы поясов 4 крепежных элементов 3 устанавливают вокруг соответствующих зубов через ближайшие к ним два щелевых отверстия 2 ленточной шины 1 и межзубные промежутки с расположением замка 6 на фронтальной стороне ленточной шины 1, а петли 9 стяжки поперечно ленточной шине 1 (фиг.23) с расположением рифления 5 на внутренней ее поверхности, причем при стяжке челюстей внешнюю подвеску из элементов 10 межчелюстной связи устанавливают на замки 6 крепежных элементов 3.

Одноразовое применение крепежных элементов 3 в виде пластикового хомута из медицинской пластмассы с поясом шириной 3-4 мм, толщиной 0,40-0,5 мм и не менее 50 мм обеспечивает простую экономически оптимальную фиксацию ленточной шины 1 с щелевыми отверстиями 2, расположенными в одном ряду на расстоянии не более 4 мм друг от друга.

При лечении большинства переломов челюстей ленточную шину 1 фиксируют крепежными элементами 3 на резцах зубов, а далее преимущественно через зуб, причем замок 6 крепежного элемента 3 располагают в средней части ее фронтальной стороны.

Выполнение замков 6 крепежных элементов 3 снаружи со средствами зацепа, в том числе в виде противолежащих выступов 11, крючков 12, противолежащих пазов 13, скосов 14 на внешней поверхности замков 6, упрощает фиксацию внешней подвески, состоящей из элементов 10 межчелюстной связи в виде резиновых колец.

При сложном переломе одной или переломе двух челюстей (фиг.27) на вестибулярную поверхность зубов другой челюсти, например верхней, накладывают вторую ленточную шину 1 с поперечно ориентированными щелевыми отверстиями 2, неподвижно фиксируют ее крепежными элементами 3 и осуществляют стяжку нижней и верхней челюстей в неподвижное сомкнутое положение внешней подвеской элементов 10 межчелюстной связи (резиновых колец) на крючки 12 зубцевидной скругленной формы замков 6 крепежных элементов 3, установленных соответственно на зубных рядах нижней и верхней челюстей.

При выполнении замков 6, например, с крючками 12 зубцевидной скругленной формы, фиксацию шины 1 в нижнем зубном ряду (фиг.27) осуществляют таким образом, что указанные крючки 12 располагают впадиной вниз, а при фиксации шины 1 в верхнем зубном ряду указанные крючки 12 располагают впадиной вверх для обеспечения возможности стяжки челюстей резиновыми кольцами при их установке на соответствующие крючки 12 верхнего и нижнего зубных рядов.

Система иммобилизации при переломах нижней и/или верхней челюстей работает следующим образом. Ленточную шину 1 закрепляют на нижнем и/или верхнем зубных рядах челюстей крепежными элементами 3 установкой свободных концов их поясов 4 вокруг соответствующих зубов через ближайшие к ним два щелевых отверстия 2 ленточной шины 1 и межзубные промежутки этих зубов с расположением образованной петли 9 вокруг зуба в горизонтальном положении. Для надежности фиксации рифление 5 пояса 4 при этом расположено на внутренней поверхности петли 9. Закрытие замка 6 после стяжки пояса 4 вокруг зуба осуществляют с фронтальной стороны зуба в средней части ленточной шины 1. Выступающий за пределы замка 6 конец пояса 4 после его стяжки подрезают, оставляя участок 15 длиной не более 2 мм. Указанные крепежные элементы 3 устанавливают преимущественно через зуб и элементы 10 межчелюстной связи (резиновые кольца) располагают на соответствующих замках 6 крепежных элементов 3 верхнего и нижнего зубного ряда, обеспечивая фиксированное сомкнутое положение челюстей. Для лечения простого перелома систему шинирования пациенты носят 20-30 дней.

Перфорация ленточной шины 1 с частным расположением множества щелевых отверстий 2 позволяет легко устанавливать пояса 4 крепежных элементов 3 в ближайшие два щелевых отверстия 2 ленточной шины 1. Замки 6 плотно прижимают ленточную шину 1 к зубам, не выступая за пределы ее высоты. При этом значительно снижается возможность травмирования и инфицирования десен.

Стяжка пояса 4 в горизонтальной плоскости с расположением замка 6 крепежного элемента 3 в центральной части зубов значительно облегчает работу врача. Кроме того, упрощается и повышается безопасность обрезки лишней длины пояса 4. При различных видах переломов система позволяет эффективно использовать многофункциональность ее элементов:

Пример 1. Пациент имеет простой перелом нижней или верхней челюстей с сохраненными зубными рядами: проводят шинирование нижней или верхней челюсти по предлагаемому способу без анестезии с применением одной ленточной шины и 8 крепежных элементов.

Пример 2. Пациент поступил со сложным переломом нижней челюсти: проводят шинирование нижней челюсти по предлагаемому способу с анестезией, назубную установку крепежных элементов 3 на верхнюю челюсть и установку элементов межчелюстной связи 10 в виде резиновых колец на соответствующие замки 6 крепежных элементов 3 в нижней и верхней челюстях.

Пример 3. У пациента диагностирован сложный перелом нижней и верхней челюстей с сохраненным зубным рядом: проводят шинирование нижней и нижней челюстей с применением двух ленточных шин 1 и шестнадцати крепежных элементов по предлагаемому способу с анестезией и установку элементов 10 межчелюстной связи в виде резиновых колец на соответствующие замки 6 крепежных элементов 3 в нижней и верхней челюстях.

Предлагаемые система, ленточная шина и крепежный элемент при шинировании челюстей отличаются простотой, технологичностью, надежностью крепления шины, обеспечивают легкость, удобство работы, безопасность пациента и врача, что позволяет снизить время и стоимость лечения при сохранении качества шинирования. Простота и безопасность ленточной шины и крепежного элемента позволяет создать мобильную систему шинирования, доступную для применения врачу-стомотологу, зубному технику, медсестре в любых условиях, в том числе при массовых поступлениях пострадавших из зон локальных катастроф, в том числе транспортных, шахтных.

1. Система иммобилизации при переломах челюсти, содержащая для одной поврежденной челюсти, по меньшей мере, одну ленточную шину из жесткого материала, перфорированную щелевыми отверстиями, крепежные элементы, отличающаяся тем, что ленточная шина перфорирована множеством поперечно ориентированных щелевых отверстий, крепежный элемент представляет собой пояс с замком на одном конце для крепления в нем участка свободного конца пояса и выполнен с возможностью фиксации участка шины на зубном ряду стяжкой гибкого пояса вокруг зуба через щелевые отверстия в ленточной шине с расположением замка на фронтальной стороне ленточной шины, а петли пояса поперечно ленточной шине, причем указанный замок выполнен дополнительно в виде средства крепления внешней подвески.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что крепежный элемент выполнен как средство одноразового применения в виде пластикового хомута из медицинской пластмассы, причем его пояс выполнен из гибкого материала, имеет ширину 3-4 мм, толщину 0,40-0,5 мм, длину не менее 50 мм и рифление на внутренней поверхности его петли.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что ленточная шина выполнена упругой, в том числе из металла, медицинского пластиката, армированной металлом медицинской пластмассы и имеет длину не более 150 мм, высоту 4-6 мм и толщину 0,8-1 мм.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что в ленточной шине щелевые отверстия имеют высоту 3-4 мм, ширину 0,4-0,5 мм для прохода гибкого пояса и расположены в ряду на расстоянии не более 4 мм друг от друга.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что для лечения сложного перелома челюсти введена вторая ленточная шина с множеством поперечно ориентированных относительно ее оси щелевых отверстий для крепления ее на зубном ряду другой челюсти крепежными элементами, причем соответствующие замки крепежных элементов первой и второй ленточных шин являются зацепами для внешней подвески элементов межчелюстной связи, выполненных в виде резиновых колец.

6. Перфорированная ленточная шина, выполненная из жесткого материала с расположенными в ряд щелевыми отверстиями, отличающаяся тем, что она имеет множество поперечно ориентированных относительно ее оси щелевых отверстий.

7. Шина по п.6, отличающаяся тем, что она имеет длину не более 150 мм, высоту 4-6 мм и толщину 0,8-1 мм.

8. Шина по п.6, отличающаяся тем, что щелевые отверстия расположены в ряду на расстоянии не более 4 мм друг от друга и имеют высоту 3-4 мм, ширину 0,4-0,5 мм.

9. Шина по п.6, отличающаяся тем, что она выполнена из упругого материала, в том числе из металла, медицинского пластиката, армированной металлом медицинской пластмассы.

10. Крепежный элемент, включающий пояс и замок на одном конце пояса для фиксации в нем участка свободного конца пояса, отличающийся тем, что замок дополнительно выполнен в виде средства крепления внешней подвески.

11. Элемент по п.10, отличающийся тем, что пояс имеет рифление зубцевидной формы, замок выполнен с внутренним каналом, в том числе расположенным продольно или поперечно поясу, и снабжен язычком-защелкой, закрепленной в указанном канале для взаимодействия с рифлением пояса.

12. Элемент по п.10, отличающийся тем, что он выполнен из медицинской пластмассы как средство одноразового применения, в том числе в виде пластикового хомута.

13. Элемент по п.10, отличающийся тем, что его пояс выполнен из гибкого материала, имеет ширину 3-4 мм, толщину 0,30-0,5 мм, длину не менее 50 мм и рифление на внутренней поверхности его петли.

14. Элемент по п.10, отличающийся тем, что замок выполнен снаружи со средствами зацепа в виде выступов, в том числе в форме скругленных крючков, для внешней подвески элемента межчелюстной связи.

15. Элемент по п.10, отличающийся тем, что замок выполнен снаружи со средствами зацепа в виде противолежащих пазов на верхней и нижней его поверхностях для внешней подвески элемента межчелюстной связи.

16. Элемент по п.10, отличающийся тем, что замок выполнен снаружи со средствами зацепа в виде скосов на верхней и нижней его поверхностях по направлению к тыльной стороне для внешней подвески элемента межчелюстной связи.

17. Элемент по п.10, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью назубной фиксации его пояса непосредственно вокруг зуба неповрежденной челюсти для внешней подвески элементов межчелюстной связи.



 

Наверх