Ситуационный центр

 

Ситуационный центр (СЦ) предназначен для поддержки разрешения проблемных ситуаций, связанных с неудовлетворительным качеством конкретных сложных объектов в предметных, либо системных областях знаний, либо на их стыке.

Отличие предложенного варианта от существующего заключается:

- в присутствии в составе СЦ новых структурных единиц: блока измерительной среды аналитика, блока протокольного сопровождения с текстовым выходом и блока предметно-системной интеграции;

- в развитии существовавших ранее блоков информационных моделей и информационной поддержки.

Результат, достигаемый при создании и использовании предложенного варианта СЦ, состоит в повышении характеристик управленческих воздействий, предлагаемых аналитиками, и уровня ответственности за счет обеспечения эффективной технологии поддержки разрешения проблемных ситуаций со сложными объектами в предметных и системных областях знаний, а также на их стыке.

Полезная модель относится к области аппаратно-программных комплексов для поддержки разрешения проблемных ситуаций, связанных с неудовлетворительным состоянием сложного объекта, конкретного (из области предметных знаний) или абстрактного (из области системных знаний).

Известен ситуационный центр (СЦ) (Филиппович А. Ситуационные центры: определения, структура и классификация; http://iu5.bmstu.ru/~philippovicha/Articles/Sit_Centres.htm) для поддержки разрешения проблемных ситуаций со сложными объектами в предметных областях знаний, содержащий блоки: измерительной среды (для мониторирования состояния объекта); информационных моделей (для хранения и предоставления знаний об объекте и ситуации на нем); информационной поддержки (для управления знаниями); выдачи результата (для оформления совета/подсказки). Выходы блоков измерительной среды и информационных моделей соединены с входами блока информационной поддержки, выходы последнего - с входами блоков информационных моделей и выдачи результата. Указанные блоки используются аналитиками, готовящими варианты управленческих воздействий по разрешению ситуаций на объекте.

Известное решение не обеспечивает требуемых характеристик предлагаемых аналитиками управленческих воздействий и уровня ответственности в проблемных ситуациях повышенной сложности из-за недостаточности совета/подсказки на стыке предметных и системных задач, отсутствия интеграции предметных и системных знаний, а также анализа управления ситуациями лишь на низовом (технологическом) уровне.

Задачей полезной модели является ситуационный центр, содержащий блок измерительной среды объекта, блок информационных моделей, соединенный с блоком информационной поддержки, блок выдачи результата, с входом которого соединен выход блока информационной поддержки, а с входом последнего связан выход блока измерительной среды объекта, дополнительно содержащий блок измерительной среды аналитика, блок протокольного сопровождения и блок предметно-системной интеграции, выходы которого соединены с входами блока информационных моделей и блока информационной поддержки, выход последнего связан с входами блока протокольного сопровождения и блока предметно-системной интеграции, выход блока протокольного сопровождения связан с входом блока предметно-системной интеграции, а выход блока измерительной среды аналитика связан с входом блока информационной поддержки.

На фиг. показана структура СЦ, где 1 - блок измерительной среды объекта, 2 - блок информационных моделей, 3 - блок информационной поддержки, 4 - блок выдачи результата, 5 - блок измерительной среды аналитика, 6 - блок протокольного сопровождения и 7 - блок предметно-системной интеграции.

Блок измерительной среды аналитика обеспечивает тестирование его соматического, когнитивного и психофизического состояний с использованием соответствующих технических средств. Блок протокольного сопровождения формирует текстовые отчеты (протоколы) о работе аналитика с предметными, системными и предметно-системными знаниями. Блок предметно-системной интеграции реализует обоснованное комплексное описание сложной проблемной ситуации. Развитые блоки информационных моделей и информационной поддержки дают возможность анализа управления ситуациями на стратегическом, тактическом и технологическом уровнях, а также автоматизированного пополнения знаний аналитика.

Сущность предложенного решения заключается в системной интеграции существующего варианта СЦ с дополнительными вводимыми устройствами, обеспечивающими анализ ситуационного управления на стратегическом и тактическом уровнях, при автоматизированном повышении когнитивного потенциала аналитика (его дообучении).

Достигаемый результат состоит в повышении значений характеристик предлагаемых аналитиком управленческих воздействий и уровня ответственности СЦ.

Указанное устройство может работать в режимах создания и развития блока информационных моделей, а также в режиме функционирования, т.е. информационной поддержки.

При работе в режимах создания или развития блока информационных моделей в СЦ формируют исходную информацию о текущей ситуации (в виде вводимого текстового описания и, возможно, диаграмм потоков данных, составленных аналитиком, а также данных от блока измерительной среды объекта. Существенно, что в режиме развития блока информационных моделей текстовое описание ситуации может содержать преамбулу, сформированную аналитиком, с присоединенными примерами, сформированными блоком протокольного сопровождения в режиме информационной поддержки; при этом блок предметно-системной интеграции генерирует списки примеров, присоединяемых к преамбуле. Далее при создании или развитии блока информационных моделей тестируют соматическое, когнитивное и психофизическое состояние аналитика с помощью соответствующего блока измерительной среды, после чего генерируют текущую информационную модель, пополнив ею соответствующий блок. Результаты создания или развития блока информационных моделей отражает блок выдачи результата. При работе в режиме информационной поддержки блок предметно-системной интеграции определяет необходимый тип знаний (предметные, системные или предметно-системные) по запросу аналитика, отсекая тем самым заведомо неподходящие информационные модели. Далее (на основании имеющегося запроса и загружаемой информационной модели) блок информационной поддержки формирует подсказку по ситуационному управлению (пользуясь при этом загруженной информационной моделью). И, наконец, блок выдачи результата делает подсказку доступной для аналитика.

Ситуационный центр, содержащий блок измерительной среды объекта, блок информационных моделей, соединенный с блоком информационной поддержки, блок выдачи результата, с входом которого соединен выход блока информационной поддержки, а с входом последнего связан выход блока измерительной среды объекта, отличающийся тем, что дополнительно содержит блок измерительной среды аналитика, блок протокольного сопровождения и блок предметно-системной интеграции, выходы которого соединены с входами блока информационных моделей и блока информационной поддержки, выход последнего связан с входами блока протокольного сопровождения и блока предметно-системной интеграции, выход блока протокольного сопровождения связан с входом блока предметно-системной интеграции, а выход блока измерительной среды аналитика связан с входом блока информационной поддержки.



 

Похожие патенты:
Наверх