Трансформируемая мебель для сидения и лежания

 

Трансформируемая мебель для сидения и лежания, включающая первую секцию и вторую секцию, смежную с первой, причем при трансформации мебели для сидения и лежания, по меньшей мере, одна из секций подвижна относительно другой и оперта на поверхность пола посредством, по меньшей мере, пары опорных узлов, расположенных по боковым сторонам основания секции, при этом каждый из опорных узлов снабжен колесом. Согласно полезной модели, каждый опорный узел содержит пространственное тело и узел соединения пространственного тела с основанием секции с обеспечением возможности поворота, причем со стороны противоположной основанию секции пространственное тело оснащено, по меньшей мере, парой колес. 7 з.п-ов ф-лы, 39 фиг.

Полезная модель относится к трансформируемой мебели, в частности к изделиям мягкой мебели трансформируемой конструкции, в которой изменяется конфигурация мебельного изделия путем перемещения одной части мебели относительно его другой части, и может быть использовано в конструкции диван-кроватей, кресел-кроватей и т.д.

Известна трансформируемая мебель для сидения и лежания, включающая первую секцию и вторую секцию, смежную с первой, причем при трансформации мебели для сидения и лежания, по меньшей мере, одна из секций подвижна относительно другой (1).

Данное техническое решение принято в качестве прототипа заявленной полезной модели, поскольку является наиболее близким к нему по совокупности общих существенных признаков и достигаемому техническому результату.

Однако известная конструкция имеет следующий недостаток.

Если перед выдвижной секцией на полу лежит коврик, подстилка, или имеется невысокий выступ пола, то пользователю необходимо затратить значительные усилия, чтобы выдвигаемая секция «забралась» на это препятствие. Проведенные заявителем исследования показали, что при весе трансформируемой мебели около 40 кг при высоте ковра 1,5-2 см пользователь должен приложить горизонтальное усилие порядка 16 кг, что часто затруднительно. Одновременно пользователь должен тянуть секцию под углом к полу, чтобы облегчить заезд на указанную возвышенность. Все это создает значительные неудобства для пользователя.

Технической задачей заявленной полезной модели является разработка конструкции, обеспечивающей значительное снижение усилий при трансформации мебели в случае, когда на полу перед секцией находится выступ (ковер, возвышение пола, лежащий предмет на полу).

Поставленная техническая задача достигается тем, что предложена трансформируемая мебель для сидения и лежания, включающая первую секцию и вторую секцию, смежную с первой, причем при трансформации мебели для сидения и лежания, по меньшей мере, одна из секций подвижна относительно другой и оперта на поверхность пола посредством, по меньшей мере, одной пары опорных узлов, расположенных по боковым сторонам основания секции, и, кроме того, каждый из опорных узлов снабжен колесом, при этом, согласно полезной модели, каждый опорный узел содержит пространственное тело и узел соединения пространственного тела с основанием секции с обеспечением возможности поворота, причем со стороны противоположной основанию секции пространственное тело оснащено, по меньшей мере, парой колес.

Данная совокупность общих существенных признаков необходима и достаточна при любой реализации полезной модели.

Такая конструкция обеспечивает технический результат: значительное снижение усилий при трансформации мебели в случае, когда на полу перед подвижной секцией находится «выступ», например, ковер, возвышение пола, лежащий предмет на полу.

Проведенные заявителем исследования показали, что при весе первой выдвигаемой секции трансформируемой мебели около 40 кг при высоте ковра 1,5-2 см пользователь должен приложить горизонтальное усилие порядка 4 кг вместо 16 кг, то есть в 4 раза меньше. Повышается удобство и комфорт пользования мебелью.

Кроме того, заявитель считаем необходимым выделить следующие развития и/или уточнения совокупности общих существенных признаков заявленной полезной модели, относящиеся к частным случаям выполнения или использования.

Они вызваны тем, что, вообще говоря, можно сконструировать множество различных конструкций заявленного устройства, причем во всех случаях сохранится сущность полезной модели. Сам заявитель разработал несколько ее модификаций. Ниже предлагаются некоторые наиболее оптимальные варианты.

Предварительно заявитель считает необходимым отметить, что опорные узлы расположены, как правило попарно, но описывается, соответственно только одна сторона.

Если поворотная ось узла соединения пространственного тела с основанием секции в плане расположена посередине между осями колес, то снижение усилий пользователя при выдвижении секции и преодолении препятствия снижается, приблизительно, вдвое за счет распределение веса между двумя колесами.

Для еще большего снижения усилия, желательно, чтобы поворотная ось узла соединения пространственного тела с основанием секции в плане была бы приближена к поворотной оси колеса, расположенного со стороны смежной секции, причем чем больше будет указанное приближение, тем больше будет снижение усилия для выдвижении секции и преодоления уступа лежащего перед секцией препятствия (ковра), когда первое колесо «забирается» на возвышение на полу. Однако слишком значительное приближение нежелательно, поскольку при этом возрастает давление сверху на второе колесо данного узла соединения, которое также должно «забираться» на ковер вслед за первым колесом.

Согласно исследованиям заявителя, наиболее оптимально, чтобы расстояние от поворотной оси узла соединения пространственного тела с основанием секции в плане до поворотной оси колеса, расположенного со стороны смежной секции, находилось бы в интервале от 9/20 до общего расстояния между осями колес данного узла соединения.

Для дополнительного уменьшения усилия пользователя при выдвижении секции на ковер или иную выступающую на полу поверхность, предпочтительно, чтобы пространственное тело, по меньшей мере, с одной стороны было бы оснащено коромыслом с дополнительными колесами по концам, например, пространственное тело было бы оснащено коромыслом с дополнительными колесами по концам со стороны смежной секции.

В этом случае обеспечивается дополнительное снижение вертикальной нагрузки от веса мебели на оси колес, что облегчает их заезд на ковер при выдвижении секции.

Примечание: здесь и далее под словом «ковер» для удобства будет подразумеваться как собственно сам ковер, так и любое другое имеющееся на горизонтальной поверхности пола покрытие, выступ, предмет, на которое необходимо «запрыгивать» выдвигаемой секции.

Конструкции опорного узла может быть множество. Однако, по мнению заявителя, целесообразна конструкция, в которой пространственное тело содержит пару параллельных пластин, с одной стороны которых расположена пара колес и соединительная перемычка, а с другой стороны - узел соединения пространственного тела с основанием секции. Данная конструкция характеризуется простотой изготовления и монтажа, технологичность, надежностью в эксплуатации.

Также может быть множество вариантов размещения опорных узлов на основании выдвигаемой секции.

Например, возможен вариант, при котором имеется один опорный узел или пара опорных узлов на основании выдвигаемой секции со стороны, противоположной смежной секции, при этом обе секции телескопически соединены между собой.

Однако, по мнению заявителя, наиболее предпочтительна конструкция, при которой одна из секций подвижна относительно другой и оперта на поверхность пола посредством двух или трех пар опорных узлов, расположенных по боковым сторонам основания секции.

Полезная модель поясняется чертежом.

На фиг.1 схематично представлена принципиальная конструктивная схема предлагаемого устройства, вид сбоку (для упрощения чтения фигуры отдельные детали не показаны, в частности, детали, соединяющие секции между собой);

На фиг.2 изображен отдельно металлический пространственный каркас неподвижной секции, вид спереди (для упрощения чтения фигуры отдельные детали не показаны, в частности, детали, соединяющие секции между собой);

На фиг.3 - то же, вид сбоку;

На фиг.4 - изображен отдельно металлический пространственный каркас неподвижной секции с поворотной секцией (изголовьем), вид сбоку (для упрощения чтения фигуры отдельные детали не показаны, в частности, детали, соединяющие смежные секции между собой);

На фиг.5 изображена жесткая сварная прямоугольная рама поворотной секции, вид в плане, с прикрепленными непосредственно к ней деталями (для упрощения чтения фигуры ряд деталей не показано);

На фиг.6 изображен стержень с поперечным выступающим элементом и смежными деталями и узлами механизма трансформации поворотной секции, вид сбоку (ряд деталей опущено, чтобы не загромождать фигуру);

На фиг.7 изображено сечение А-А фиг.4, а конкретно правой части механизма трансформации поворотной секции, если смотреть на него со стороны первой секции);

На фиг.8 изображен вид Б фиг.7;

На фиг.9 изображена отдельно вторая секция в разложенном положении, вид сбоку (для упрощения чтения фигуры отдельные детали не показаны, в частности, детали, соединяющие секции между собой, а приводная тяга показана условно);

На фиг.10 - то же в сложенном положении;

На фиг.11 изображена рама второй секции, вид в плане, с прикрепленными непосредственно к ней деталями (для упрощения чтения фигуры ряд деталей не показано);

На фиг.12 изображено сечение В-В фиг.11, а конкретно левой части рамы, если смотреть на нее со стороны первой секции;

На фиг.13 изображено сечение Г-Г фиг.11, а конкретно левой части рамы, если смотреть на нее со стороны первой секции;

На фиг.14 изображено сечение Д-Д фиг.9, а конкретно левой части конструкции, если смотреть на нее со стороны первой секции, в положении когда вторая секция расположена между первой секцией и неподвижной секцией;

На фиг.15 изображена одна из Г-образных тяг, вид сбоку;

На фиг.16 отдельно изображена одна из приводных тяг, вид сбоку;

На фиг.17 изображено сечение Е-Е фиг.16, а конкретно правой приводной тяги, если смотреть на нее со стороны первой секции;

На фиг.18 изображена рама фигурной формы, вид сбоку, а конкретно левая рама фигурной формы, если смотреть на нее со стороны первой секции;

На фиг.19 изображено сечение Ж-Ж фиг.18;

На фиг.20 изображено сечение И-И фиг.18;

На фиг.21 изображена отдельно первая секция, вид сбоку (для упрощения чтения фигуры отдельные детали не показаны, в частности, детали, соединяющие ее со второй секцией);

На фиг.22 изображена рама первой секции, вид в плане, с прикрепленными непосредственно к ней деталями (для упрощения чтения фигуры ряд деталей не показано);

На фиг.23 изображено сечение К-К фиг.21, а конкретно левого Г-образного элемента первой секции, если смотреть с открытого ее конца;

На фиг.24 изображено сечение Л-Л фиг.21, а конкретно левого Г-образного элемента первой секции, если смотреть с открытого ее конца;

На фиг.25 схематично изображено в плане положение первой и второй секций при сборке, исходное положение;

На фиг.26 - то же, вторая секция частично «въехала» под первую секцию;

На фиг.27 - то же, вторая секция полностью «въехала» под первую секцию;

На фиг.28 - то же, вторая секция «проехала» под первой секцией и выехала из-под нее.

На фиг.29 изображен опорный узел в отдельности, вид сбоку;

На фиг.30 - то же, опорный узел перед ковром, вид сбоку;

На фиг.31 - то же, опорный узел в момент, когда колесо опорного узла со стороны, противоположной неподвижной смежной секции, въехало на ковер, вид сбоку;

На фиг.32 - то же, когда оба колеса опорного узла въехали на ковер, вид сбоку;

На фиг.33 изображен опорный узел, вид сбоку в увеличенном размере (конструкция секции и ее соединения при помощи оси не показаны, поскольку общеизвестны и являются результатом обычного инженерного проектирования);

На фиг.34 - то же, вид сверху;

На фиг.35 показано пространственное тело, вид сбоку;

На фиг.36 - то же, вид сверху;

На фиг.37 - то же, вид спереди с частичными вырывами в областях сквозных отверстий для поворотных осей колес и в областях сквозных отверстий в области поворотной оси узла соединения пространственного тела с основанием первой секции;

На фиг.38 изображен опорный узел, вид сбоку в увеличенном размере с указанием расстояний от поворотной оси узла соединения пространственного тела с основанием секции в плане до осей колес (конструкция секции и ее соединение при помощи оси не показана, поскольку общеизвестно и является результатом обычного инженерного проектирования);

На фиг.39 схематично изображен вариант заявленного опорного узла с коромыслом, вид сбоку.

Заявленная полезная модель иллюстрируется на примере устройства, изображенного на фигурах, которое включает первую и вторую секции, а также неподвижную секцию и поворотную секции, хотя полезная модель может быть применена и для других конструкций мебели.

В описании сначала будет описана конструкция в статике, которое начинается, для удобства понимания, с опорной секции, затем будет описана поворотная секция, потом вторая и первая секции.

На фиг.1 схематично представлена принципиальная конструктивная схема предлагаемого устройства, вид сбоку (для упрощения чтения фигур отдельные детали не показаны, в частности, детали, соединяющие секции между собой).

После этого на примере описанной конструкции будет раскрыто заявленная полезная модель.

Затем будет описана сборка изделия и ее трансформация.

Базовым элементом мебели является неподвижная секция, с которой и начинается подробное описание.

Она содержит металлический пространственный каркас 1 (фиг.1, фиг.2). Он включает две направляющие 2, каждая из которых имеет на виде сбоку П-образную форму. В основании их расположены горизонтальные планки 3, к которым приварены плоскими сторонами гайки 4 по концам. В гайки ввинчены регулируемые по высоте опоры 5 со шпильками 6. В результате ввинчивания и вывинчивания шпилек обеспечивается подъем и опускание направляющих 2, что необходимо для наладки механизма перед эксплуатацией. На верхней поверхности направляющих 2 жестко крепятся стопоры 7, на каждой направляющей по два по концам. Направляющие 2 соединены между собой приваренными поперечными элементами 8, например, в виде труб. В результате образуется жесткая сварная пространственная конструкция, на которой монтируются основные элементы дивана. Таким элементом является, в частности, спинка 9, крепящаяся на поперечные элементы 8 (конструкция самого крепления не показана, поскольку общеизвестна и не является предметом полезной модели). Спинка 9 изображена на фигуре пунктирными линиями, чтобы не загромождать чертеж. На поперечный элемент 8 опирается также поворотная секция (изголовье) дивана в положении «диван собран» (смотри ниже). На конструкцию навешиваются также подлокотники 10 (изображены на фигуре пунктирными линиями, чтобы не загромождать чертеж). Каждый элемент неподвижной секции имеет два назначения: с одной стороны он является каркасом для навесных элементов дивана (спинка и подлокотники дивана, форма и дизайн которых определяются изготовителем дивана самостоятельно), а с другой стороны - каркасом механизма трансформации основных частей дивана: поворотной секции (изголовья), второй секции и первой секции (сидения).

В результате после навешивания спинки 9 и подлокотников 10 образуется ниша для остальных секций дивана: поворотной секции (изголовья), второй секции и первой секции (сидения).

Рассмотрим подробно конструкцию в статике следующей части дивана: поворотной секции (или изголовья) 11 (фиг.4).

Поворотная секция 11 дивана включает жесткую сварную прямоугольную раму 12 (фиг.5 вид сверху), на которую сверху крепятся мягкий поролоновый элемент 13 (фиг.4). К раме 12 крепится также механизм 14 трансформации поворотной секции (изголовья). Этот механизм содержит: пару прикрепленных к раме уголков 15 и пару стержней 16 с поперечными элементами (фиг.4, 5, 6, 7). Каждый уголок 15 одной полкой жестко прикреплен (болтами) к раме 12. На другой полке на оси 17 поворотно смонтирован стержень 16 с поперечным элементом (фиг.6). Каждый стержень 16 с поперечным элементом имеет отверстие 18. При этом, на каждой направляющей 2 неподвижной секции жестко закреплены две вертикальные пластины 19 с перпендикулярно расположенными по отношению к ним осями 20 направленными внутрь полости (ниши) металлического пространственного каркаса 1 (фиг.2, фиг.3, фиг.4, фиг.7). На каждую ось 20 одевается стержень 16 с поперечным элементом путем его введения в отверстие 18. После одевания осуществляется фиксирование каждого стержня 16 с поперечным элементом, чтобы они не соскочили с осей 20, например, гайкой (не показана). На конце каждого поперечного элемента стержня 16 образовано отверстие 21 (фиг.4, фиг.6). В отверстие 21 вставлен изогнутый конец («ухо») 22 пружины растяжения 23 (фиг.6). Другой изогнутый конец («ухо») 24 пружины растяжения 23 закреплено к металлическому пространственному каркасу 1 путем одевания на кольцевую проточку неподвижно закрепленной на нем оси 25 (фиг.4, фиг.7).

Помимо пары уголков 15 со стержнями 16 с поперечным элементом механизм 14 трансформации поворотной секции (изголовья) 11 содержит пару уголков 26 с тягами 27 (фиг.4, фиг.5, фиг.7). Каждый уголок 26 крепится к раме 12 болтами 28. Кроме того, на уголках 26 имеются стопоры 29 в виде стержней. Стопоры 29 необходимы для фиксации жесткой сварной прямоугольной рамы 12 в горизонтальном положении в положении «диван разложен». Тяга 27 одной стороной прикреплена посредством поворотной оси к уголку 26. Другой стороной каждая тяга 27 поворотно одета на соответствующую ось 30 второй секции 32 заявленного устройства (фиг.7). Другой конец каждой оси 30 имеет закрепленное на ней колесо 31. Каждое колесо 31 второй секции 32 перемещается по верхней поверхности направляющей 2 неподвижной секции между стопорами 7 (фиг.8).

Для коррекции движения второй секции 32 относительно металлического пространственного каркаса 1 и предотвращения перекосов и заклинивания при движении каждое колесо 31 имеет конусообразный боковой буртик 33 (фиг.7, фиг.8). В результате, вторая секция 32 перемещается относительно неподвижной секции с помощью установленных на направляющих 2 колес 31 с конусообразными боковыми буртиками, контактирующими с боковыми поверхностями направляющих 2. За счет контакта конусообразных боковых буртиков с боковыми поверхностями направляющих 2 обеспечивается самовыравнивание второй секции относительно неподвижной секции и предотвращаются перекосы и заклинивания.

Рассмотрим конструкцию второй секции 32 дивана подробно (фиг.9, фиг.11).

Она содержит раму 34 второй секции, представляющую собой сварную конструкция в виде плоской прямоугольной рамки с прикрепленными к ней сверху эластичными гнутоклеенными элементами 35 для образования опорной поверхности для последующей установки на них мягких поролоновых элементов 13 (фиг.11, вид в плане). Рама 34 прикреплена к механизму подъема второй секции при помощи пары уголков 36 с каждой стороны рамы и направляющих 37 с противоположной стороны рамы 34.

Заявитель считает необходимым отметить, что механизмов подъема второй секции может быть множество, но для иллюстрации полезной модели описывается нижеприводимая конструкция.

Уголки 36 и направляющие 37 жестко соединены с рамой 34 болтами. В каждой направляющей 37 перемещается колесо 38 (Фиг.12), установленное на тяге 39, которая другим концом поворотно закреплена на оси 40 к раме 41 фигурной формы (Фиг.9) (конструкция рамы 41 фигурной формы будет подробно разобрана ниже). К каждому уголку 36 поворотно закреплена Г-образная тяга 42 (фиг.9, фиг.13, фиг.14, Фиг 15) при помощи оси 43 (фиг.9, фиг.13, фиг.14, Фиг 15). В свою очередь каждая Г-образная тяга 42 при помощи поворотной оси 44 соединена с тягой 45 с изгибом 91. Каждая тяга 45 другим концом поворотно соединена с рамой 41 фигурной формы при помощи поворотной оси 46. На каждой оси 40 также поворотно закреплена одним концом дополнительная тяга 47, которая другим концом крепится к соответствующей Г-образной тяге 42 с помощью поворотной оси 48. Дополнительная тяга 47 выполнена с изгибом 93 для предотвращения пересечения с рядом расположенными тягами (Фиг.14).Тяга 49 прикреплена поворотно к тягам 39 и 45 с помощью осей 50 и 51 соответственно (фиг.9, фиг.14). Данная тяга 49 также выполнена с изгибом 92 (фиг.9, фиг.14). Г-образная тяга 42 при помощи оси 52 поворотно соединена с приводной тягой 53 (условно показана на фиг.9).

Приводная тяга 53 состоит из трубчатого профиля 54 (фиг.16, фиг.17). На трубчатом профиле 54 смонтирована ось 55 с колесом 56 на свободном конце. Колесо вставлено в паз 57 направляющей 58 (фиг.17). На трубчатом профиле 54 приводной тяги 53 выполнено также сквозное отверстие 59, которое одевается на ось 52.

Каждая направляющая 58, в которое вставлено колесо 56, неподвижно крепится к металлическому пространственному каркасу 1. Для этого к металлическому пространственному каркасу 1 может быть прикреплена поперечная планка 60, к которой с боковых сторон крепятся, например, заклепками, направляющие 58. Место крепления каждой направляющей 58 с обеих боковых сторон металлического пространственного каркаса 1 не показано поскольку определяется в результате обычного инженерного проектирования, не относится к сущности заявленного технического решения и чтобы не загромождать чертеж.

Как было отмечено, выше вторая секция 32 содержит по боковым сторонам пару рам 41 фигурной формы (левая и правая). Рассмотрим подробно конструкцию каждой рамы 41 фигурной формы (фиг.18, фиг.19, фиг.20).

Она включает трубчатый профиль 61 прямоугольного поперечного сечения. На одном его конце жестко приварен П-образный в сечении поперечный элемент 62, а на другом его конце также жестко смонтирован второй П-образный в сечении поперечный элемент 63. Каждый трубчатый профиль 61 имеет пару ограничителей 64 высоты опускания рамы 34 второй секции, покрытые по торцам резиновыми демпферами. На каждом П-образном в сечении элементе 62 смонтированы с одной стороны колесо 65, которое предназначено для перемещения по полу, а с другой стороны - ось 30 с колесом 31, предназначенным для перемещения по верхней поверхности направляющей 2 (фиг.1). Для обеспечения перемещения необходимо регулировать высоту направляющей 2 при помощи вращения шпилек 6. На П-образном в сечении элементе 63 смонтировано колесо 66, которое предназначено для поддержания рамы 67 первой секции 68.

Рассмотрим подробно конструкцию первой секции 68 дивана (фиг.21). Он состоит из указанной выше рамы 67, на верхней поверхности которой крепятся эластичные гнутоклеенные элементы 69 (фиг.22) для образования опорной поверхности с последующей установкой на них мягких поролоновых элементов 70 (фиг.1, фиг.21). Рама 67 посредством промежуточных элементов 71, например, уголков, жестко соединена с боковыми сторонами пары Г-образных элементов 72, расположенных с боковых сторон первой секции 68 дивана. Каждый Г-образный элемент 72 имеет в сечении, например, прямоугольную форму 73, и снабжен парой опорных узлов 74 для перемещения по полу. Пара Г-образных элементов 72 жестко соединены между собой поперечной торцевой пластиной (царгой) 75, монтируемой в процессе сборки мебели.

Первая и вторая секции соединены между собой посредством сдвоенной направляющей 76.

Рассмотрим подробно конструкцию сдвоенной направляющей 76 (в общем виде изображена на фиг.1). Таких сдвоенных направляющих две, одна из которых расположены с левой боковой стороны первой и второй секций, а другая - с правой боковой стороны этих секций. Сдвоенные направляющие обеспечивают надежное соединение секций между собой с обеспечением их продольного перемещения друг относительно друга без заклинивания.

Каждая из сдвоенных направляющих состоит из двух основных частей. Одна из ее частей закреплена на Г-образном элементе 72 первой секции 68, а другая - на трубчатом профиле 61 рамы 41 второй секции 32 (фиг.19, фиг.20).

Рассмотрим подробно часть сдвоенной направляющей, закрепленную на Г-образном элементе 72 первой секции 68. Она содержит продольную направляющую 78, жестко закрепленную на Г-образном элементе 72 с внутренней боковой стороны первой секции и параллельно полу (фиг.23, фиг.24). Направляющая 78 открыта по концам. При этом на каждой из направляющих 78 поперечно смонтирована неподвижная ось 79 с колесом 80, расположенным снаружи продольной направляющей 78, как это показано на фиг.23. Колесо 80 свободно вращается на оси 79. Таким образом, первая секция 68 механизма трансформации дивана содержит пару обращенных друг к другу направляющих 78. Направляющие 78 расположены внутри первой секции 68 механизма трансформации дивана, при этом колеса 80 установлены напротив друг друга со стороны второй секции 32.

Теперь рассмотрим подробно другую часть сдвоенной направляющей 76, закрепленную на трубчатом профиле 61 рамы 41 второй секции 32. Она содержит направляющую 81, жестко соединенную с трубчатым профилем 61 прямоугольного сечения (фиг.18, фиг.19, фиг.20). Направляющая 81 открыта по концам. При этом на каждой из направляющих 81 поперечно смонтирована неподвижная ось 82 с колесом 83, расположенным снаружи продольной направляющей 81, как это показано на фиг.19. Колесо 83 свободно вращается на оси 82.

Таким образом, вторая секция 32 содержит пару направляющих 81. Направляющие 81 расположены в плане снаружи второй секции 32, при этом колеса 83 направлены в противоположные стороны друг от друга и расположены в плане со стороны первой секции 68 дивана.

Мы описали две основные части каждой сдвоенной направляющей 76. При этом важно отметить, что вторая секция 32, выполнена уже по ширине первой секции 68, если смотреть спереди дивана, и смонтирована с возможностью вкатывания под первую секцию с перемещением колес 83 первой секции 68 в направляющих 81 второй секции, а колес 80 второй секции 32 в направляющих 78 первой секции 68.

Далее рассмотрим сборку этого соединения, обеспечивающее сборку первой и второй секций.

Сборку начинают с того, что располагают вторую секцию 32 сзади первой секции 68 (фиг.25). При этом колеса 80 первой секции 68 и колеса 83 второй секции 32 располагаются с противоположных сторон сборки. После этого вторую секцию 32 по полу вдвигают внутрь первой секции 68, которая остается при этом неподвижной, что возможно, т.к. вторая секция 32 уже первой секции 68 в плане (фиг.26). При этом направляющие 81 находятся между направляющими 78 и двигаются параллельно им на одинаковой высоте от пола. Обращаем внимание, что направляющие 81 второй секции 32 двигаются параллельно остающимися неподвижными направляющим 78 первой секции 68. В результате движения направляющие 81 второй секции надвигаются на колеса 80, таким образом, что колеса 80 оказываются внутри направляющих 81, а колеса 83 второй секции оказываются внутри направляющих 78 первой секции.

При дальнейшем движении второй секции 32 относительно первой секции 68 происходит выдвижение второй секции 32 из-под первой секции 68 до тех пор пока колеса 80 и 83 не упрутся друг в друга. Для фиксации данного соединения и предотвращения его разъединения необходимо установить поперечную торцевую пластину (царгу) 75, препятствующую выпадению второй секции 32 из первой секции 68 при обратном направлении перемещения. В результате образуется соединение, при котором вторая секция 32 имеет возможность перемещения относительно первой секции 68 на четырех колесах: на двух колесах 80 и на двух колесах 83, перемещающихся по направляющим 78 и 81 с образованием подвижного самоцентрирующегося соединения первой и второй секций.

Важно отметить, что направляющие первой и второй секций должны быть выполнены со стенками, не позволяющими выпадать колесам. При этом форма направляющих и колес могут быть различными.

Например, каждая направляющая 78 первой секции 68 имеет в поперечном сечении плоскую центральную часть 84 с парой желобов 85 и 86 треугольной формы по концам, причем полости 87 и 88 этих желобов обращены навстречу друг к другу, а вставляемые в них колеса 83 второй секции 32 выполнены по концам в сечении треугольной формы, соответствующей форме желобов.

Аналогично, каждая направляющая 81 второй секции 32 имеет в поперечном сечении плоскую центральную часть 89 с парой желобов 90 и 91 треугольной формы по концам, причем полости 92 и 93 этих желобов обращены навстречу друг к другу, а вставляемые в них колеса 80 первой секции 32 выполнены по концам в сечении треугольной формы, соответствующей форме желобов.

Плавность перемещения и предотвращение заклиниваний и перекосов обеспечивается тем, что колеса 80, 83 и направляющие 78 и 81 соответствуют друг другу по форме. Центровка обеспечивается тем, что каждая направляющая 78 и 81 имеют в сечении плоскую центральную часть с парой желобов треугольной формы по концам, причем полости желобов обращены навстречу друг к другу. Колеса 80 и 83 имеют по концам в сечении треугольную форму, соответствующую форме полостей желобов, но меньшего размера для свободного перемещения внутри направляющих 78 и 81.Колеса 80 и 83 отталкиваются при движении от поверхности этих желобов скошенными гранями, благодаря чему обеспечивается самоцентровка второй секции 32 относительно первой секции 68 дивана при перемещении относительно друг друга.

Такова сборка первой и второй секций.

Она была показана вне очередности для удобства после описания конструкции в статике.

Ниже будет подробно рассмотрена сборка из секций всего дивана, начиная с самого начала. На стадии, когда необходимо раскрыть сборку первой и второй секций будет сделана отсылка на вышеприведенное описание, чтобы избежать повторения.

Сборка всей конструкции в целом

Сборка конструкции дивана в целом начинается с того, что к металлическому пространственному каркасу 1 прикрепляются стержни 16 с поперечными элементами путем одевания на оси 20 на пластинах 19 с боковых сторон металлического пространственного каркаса 1. Затем ко второй секции 32 на ось 30 закрепляют тяги 27 механизма трансформации 14 поворотной секции (изголовья) 11. После этого жесткую сварную прямоугольную раму 12 с помощью болтов крепят к уголкам 15 и 26 соответственно. Затем раму 34 с помощью болтов крепят к уголкам 36, при этом введя колесо 38 в направляющую 37. Левую и правую рамы 41 фигурной формы соединяют между собой с помощью поперечной пластины (царги) 94 и профильной трубы 95 с помощью, например, болтов. Преимущество от этого состоит в увеличении пространственной жесткости конструкции, следствием чего является дальнейшее повышение долговечности и надежности работы устройства без заклинивания.

Далее производят сборку первой и второй секций (подробное описание приведено выше). Она заканчивается установкой поперечной торцевой пластины (царги) 75 с помощью, например, болтов, препятствующей выпадению второй секции 32 из первой секции 68 при обратном направлении перемещения. В результате царга 75 становится ограничителем выдвижения второй секции для средней части 32 относительно первой секции 68. Ставят сверху раму 68 с приклеенным к ней поролоном и закрепляем ее уголками 71, например, на болтах. После этого, присоединяют пару приводных тяг 53 через оси 52 к каждой Г-образной тяге 42. Это проделывают для левой и правой частей второй секции 32. Направляющую 58 прикрепляют к планке 60 металлического пространственного каркаса 1.

Описание трансформации механизма дивана.

Раскладывание мебели

Тянут за поперечную фиксирующую пластину (царгу) 75 в горизонтальном направлении на себя. При этом стопорное колесо соскакивает с фиксатора (не показано, так как не относится к сущности полезной модели). Первая секция 68 перемещается вперед с помощью сдвоенных направляющих 76, относительно второй секции 32. После того, как колесо 80 упрется в колесо 82 при дальнейшем выдвижении первой секции 68 происходит выдвижение второй секции 32 относительно металлического пространственного каркаса 1 вслед за первой секцией. Важной особенностью является использование сдвоенных направляющих 76 т.к. они предотвращают перекос и заклинивание составных частей механизма при перемещении (выдвижении и сложении) первой секции 68 и второй секции 32 относительно друг друга.

При движении вперед второй секции 32 относительно металлического пространственного каркаса 1 происходит перемещение механизма трансформации поворотной секции 14 из горизонтального положения тяг 16 и 27 в вертикальное положение. При этом пружина 23, которая находилась в растянутом состоянии сжимаясь значительно облегчает пользователю подъем рамы 12 с мягким поролоновым элементом 13 из вертикального в горизонтальное положение. В облегчении состоит еще одно преимущество заявленной конструкции. Движение второй секции 32 относительно металлического пространственного каркаса 1 происходит путем перемещения колес 31 по верхним поверхностям направляющих 2 от стопора 7 с одной стороны этих поверхностей до стопора 7 на противоположной стороне. При этом конусообразные буртики 33 предотвращают перекос и заклинивание второй секции 32 относительно пространственного металлического каркаса 1, так как конусообразные буртики 33 отталкивают перекошенную часть второй секции 32 в противоположную сторону, опираясь на вертикальную плоскость направляющей 2. Благодаря этому в сочетании со сдвоенными направляющими 76 обеспечивается плавность хода без перекосов и заклинивания основных частей дивана, а именно, предотвращается избыточное трение механизма трансформации о подлокотники дивана, а также между собой второй секции 32 и первой секции 68.

При выдвижении второй секции 32 трубчатый профиль 54 приводной тяги 53 через колесо 56 упирается в стопор 94. При дальнейшем выдвижении второй секции 32 происходит трансформирование механизма подъема рамы 34 из положения сложена (фиг.10) в положение «разложена» (фиг.9) следующим образом. Г-образная тяга 42, поворачиваясь вокруг оси 44, поднимается с одновременным поворотом тяг 39 и 45 посредством выталкивания тягой 49 и дополнительной тягой 47. Уголок 36, закрепленный на Г-образной тяге 42 поднимается, перемещая раму 34 вверх, а колесо 38 двигаясь по направляющей 37 уравновешивает движение рамы 34. После того, как колесо 31 упрется в стопор 7 направляющей 2 выдвижение дивана окончено.

Складывание дивана производится в обратном порядке. Его процесс очевиден из конструкции.

Теперь остановимся подробнее на конструкции опорных узлов.

Как следует из выше приведенного описания опорными узлами 74 оснащена первая секция 68 дивана, при этом первая секция 68 подвижна относительно второй секции 32 (фиг.1 или фиг.21). В начале трансформации мебели сначала выдвигается первая секция 68 и наталкивается на выступающее на полу препятствие в виде, например, ковра 96. Затем последовательно приводится в движение вторая секция и другие части мебели.

Как отмечалось ранее, опорные узлы расположены, как правило, попарно, но в описании описывается, соответственно только одна сторона.

Рассмотрим подробнее конструкцию опорного узла 74, который, в общем случае, может быть смонтирован на основании любой выдвигаемой секции мебели, которая при выдвижении может встретить препятствие, например, в виде ковра на полу (то есть на поверхности, по которой секция перемещается).

Каждый опорный узел 74 содержит пространственное тело 97 и узел соединения 98 пространственного тела 97 с основанием 99 первой секции 68 с обеспечением возможности поворота. В данной конкретной конструкции, на которой иллюстрируется полезная модель, основание 99 представляет собой нижнюю, обращенную в сторону пола 100, поверхность Г-образного элемента 72 первой секции 68. Возможность поворота может быть обеспечена, например, путем выполнения узла соединения 98 в виде поворотной оси 101, жестко закрепленной на основании 99 (в данном случае в Г-образном элементе 72 первой секции 68), на которой поворотно, при помощи, например, шарикоподшипников, смонтировано пространственное тело. Конструкция узла соединения, в общем случае, выбирается в результате обычного инженерного проектирования, общеизвестна, не является предметом настоящей полезной модели и поэтому подробно не раскрыта. Со стороны противоположной основанию 99 первой секции 68 пространственное тело 97 опорного узла 74 оснащено парой колес 102. Для удобства объяснения колесо, расположенное на пространственном теле 97 со стороны смежной секции, в дальнейшем будет обозначено позицией 103 (в данной конструкции смежная секция представляет собой вторую секцию 32), а позицией 104 - колесо, расположенное на пространственном теле 97 с противоположной от смежной секции стороны. Колесо 103, расположенное на пространственном теле 97 со стороны смежной секции, смонтировано на пространственном теле 97 посредством оси 105, а колесо 104, расположенное на пространственном теле 97 с противоположной от смежной секции стороны, смонтировано на пространственном теле 97 посредством оси 106.

Для снижения усилия пользователя при выдвижении первой секции 68 поворотная ось 101 узла соединения 98 пространственного тела 97 с основанием 99 секции в плане приближена к поворотной оси 105 колеса 103, расположенного со стороны смежной секции, которая представляет собой вторую секцию 32 (фиг.38). Если обозначить расстояние между поворотными осями 103 и 105 через S, расстояние от поворотной оси 101 узла соединения 98 пространственного тела 97 с основанием первой секции в плане до поворотной оси 105 колеса 103, расположенного со стороны смежной секции, через L, а расстояние от поворотной оси 101 узла соединения 98 пространственного тела 97 с основанием первой секции в плане до поворотной оси 106 колеса 104, расположенного с противоположной от смежной секции стороны, через N, то наиболее оптимально для заявленной конструкции, чтобы расстояние L (от поворотной оси узла соединения пространственного тела с основанием секции в плане до поворотной оси колеса, расположенного со стороны смежной секции) находилось бы в интервале от 9/20 до общего расстояния S между осями колес данного узла соединения. Это сделано для того чтобы разгрузить колесо 104, которое первым заезжает на ковер 96 на полу 100.

Рассмотрим конструкцию пространственного тела 97 подробно. Как было отмечено ранее, оно может иметь различные исполнения. Однако, по мнению заявителя, наиболее оптимальна конструкция, которая содержит пару параллельных пластин 107 и 108, с одной стороны которых расположена пара колес на осях 105 и 106, продетые через сквозные отверстия 109 и 110, и соединительная перемычка 111, а с другой стороны - узел соединения пространственного тела с основанием первой секции (фиг.35, фиг.36, фиг.37). Данная конструкция характеризуется простотой изготовления и монтажа, технологичностью, надежностью в эксплуатации.

Также может быть множество вариантов размещения опорных узлов 74 на основании 99 выдвигаемой секции, которая представляет собой первую секцию 68.

Например, возможен вариант, при котором имеется один опорный узел или пара опорных узлов на основании выдвигаемой секции со стороны, противоположной смежной секции, при этом обе секции телескопически соединены между собой.

Однако, по мнению заявителя, наиболее предпочтительна конструкция, при которой одна из секций подвижна относительно другой и оперта на поверхность пола посредством двух или трех пар опорных узлов, расположенных по боковым сторонам основания секции. Вариант с двумя парами опорных узлов 74 представлен на фиг.21. Вариант с тремя парами опорных узлов отличается от первого варианта с двумя парами, охарактеризованного в данном абзаце описания, тем, что введена дополнительная пара опорных узлов между двумя парами опорных узлов первого варианта. При этом между двумя парами опорных узлов первого варианта вместо дополнительных пары опорных узлов 74 по сторонам основания 99, может быть смонтирован один опорный узел 74 посередине между боковыми сторонами основания 99, что экономит количество используемых опорных узлов.

Количество пар опорных узлов, смонтированных параллельно друг другу на основании со стороны пола 100, может быть большим. Рост числа увеличивает плавность выдвижения и снижает усилия. При этом могут быть использованы не только расположенные по сторонам пары опорных узлов, но и различные их комбинации. Например, размещение на основании 99 первой секции 68 со стороны пола 100 опорных узлов 74 в шахматном порядке, или чередование пар опорных узлов 74, расположенных по боковым сторонам основания 99, с одиночными опорными узлами, расположенными между ними по центру между боковыми сторонам основания 99 первой секции 68.

Работа заявленной полезной модели.

При выдвижении пользователем первой секции 68 первым контактирует с ковром 96 колесо 104, расположенное на пространственном теле 97 с противоположной от смежной секции стороны (от второй секции 32) (фиг.30). Поскольку поворотная ось узла соединения пространственного тела с основанием секции в плане приближена к поворотной оси колеса, расположенного со стороны смежной секции (со стороны первой секции), то требуется значительно меньшее усилие пользователя на то, чтобы колесо 104 усилие «заехало» на ковер 96 (фиг.31). По той же причине уменьшенное усилие требуется пользователю, чтобы колесо 103 «заехало» на ковер 96 (фиг.32).

Для дополнительного уменьшения усилия пользователя при выдвижении первой секции 68 на ковер 96 или иную выступающую на полу 100 поверхность, предпочтительно, чтобы пространственное тело 97, по меньшей мере, с одной стороны было бы оснащено поворотным коромыслом 112 с дополнительными колесами 113 и 114 по концам, смонтированных на осях (фиг.39). Как отмечено ранее, простое приближение поворотной оси узла соединения пространственного тела с основанием секции в плане к поворотной оси колеса, расположенного со стороны смежной секции, разгружает поворотные оси колес. При этом, чем больше приближение (чем меньше расстояние L), тем больше разгружается вертикальное давление на колесо 104, но одновременно увеличивается вертикальная нагрузка на колесо 103, расположенное со стороны второй секции 32. Однако за счет замены колеса 103 на коромысло 112 с колесами 113 и 114 по концам удается снизить вертикальную нагрузку на пол 100 в этом месте. А, как известно, при снижении вертикальной нагрузки пропорционально уменьшается усилие пользователя, необходимое для «заезда» первой секции на ковер.

Полезная модель позволяет значительное снизить усилия пользователя при трансформации мебели в случае, когда на полу перед подвижной секцией находится на полу «выступ», например, ковер, возвышение пола, лежащий предмет на полу. При весе трансформируемой мебели около 40 кг при высоте ковра 1,5-2 см пользователь должен приложить горизонтальное усилие порядка 4 кг вместо 16 кг, то есть в 4 раза меньше. Повышается удобство и комфорт пользования мебелью.

Полезная модель может быть широко использована в мебельном производстве для трансформируемой мебели, в частности к изделиям мягкой мебели трансформируемой конструкции, в которой изменяется конфигурация мебельного изделия путем перемещения одной секции или части мебели относительно его другой секции и/или части, и может быть использовано в конструкции диван-кроватей, кресел-кроватей и т.д.

Помимо приведенных вариантов полезной модели возможны и другие многочисленные ее модификации, которые охватываются приведенной ниже формулой полезной модели.

Источники информации, принятые во внимание:

1. Патент Российской Федерации 2210968, приоритет 25.06.1998, A47C 17/13 (прототип).

1. Трансформируемая мебель для сидения и лежания, включающая первую секцию и вторую секцию, смежную с первой, причем при трансформации мебели для сидения и лежания, по меньшей мере, одна из секций подвижна относительно другой и оперта на поверхность пола посредством, по меньшей мере, пары опорных узлов, расположенных по боковым сторонам основания секции, при этом каждый из опорных узлов снабжен колесом, отличающаяся тем, что каждый опорный узел содержит пространственное тело и узел соединения пространственного тела с основанием секции с обеспечением возможности поворота, причем со стороны противоположной основанию секции пространственное тело оснащено, по меньшей мере, парой колес.

2. Трансформируемая мебель для сидения и лежания по п.1, отличающаяся тем, что поворотная ось узла соединения пространственного тела с основанием секции в плане приближена к оси колеса, расположенного со стороны смежной секции.

3. Трансформируемая мебель для сидения и лежания по п.2, отличающаяся тем, что расстояние от поворотной оси узла соединения пространственного тела с основанием секции в плане до оси колеса, расположенного со стороны смежной секции, находится в интервале от 9/20 до общего расстояния между осями колес данного узла соединения.

4. Трансформируемая мебель для сидения и лежания по п.1, отличающаяся тем, что пространственное тело, по меньшей мере, с одной стороны оснащено коромыслом с дополнительными колесами по концам.

5. Трансформируемая мебель для сидения и лежания по п.4, отличающаяся тем, что пространственное тело оснащено коромыслом с дополнительными колесами по концам со стороны смежной секции.

6. Трансформируемая мебель для сидения и лежания по п.1, отличающаяся тем, что пространственное тело содержит пару параллельных пластин, с одной стороны которых расположена пара колес и соединительная перемычка, а с другой стороны - узел соединения пространственного тела с основанием секции.

7. Трансформируемая мебель для сидения и лежания по п.1, отличающаяся тем, что одна из секций подвижна относительно другой и оперта на поверхность пола посредством двух пар опорных узлов, расположенных по боковым сторонам основания секции.

8. Трансформируемая мебель для сидения и лежания по п.1, отличающаяся тем, что одна из секций подвижна относительно другой и оперта на поверхность пола посредством трех пар опорных узлов, расположенных по боковым сторонам основания секции.



 

Наверх