Пролетная балка

 

Полезная модель относится к отрасли подъемно-транспортных машин, а именно, к пролетным балкам, преимущественно для кранов мостового типа, содержащих верхний и нижний пояса, которые соединены стенками, последовательно установленными вдоль продольной оси балки с противоположным наклоном смежных стенок под углом к оси балки. При этом угол является параметром момента сопротивления поперечного сечения балки и определяется в зависимости от величины изгибающего момента в соответствующем поперечном сечении балки и увеличивается к центру балки.

Угол в отдельном варианте выполнения определяется по формуле:

,

где

,

n - угол в соответствующем секторе балки;

- величина момента сопротивления поперечного сечения в соответствующем секторе балки, м3;

Б - толщина стенки в базовом варианте балки, м;

Н - высота балки, м;

В - ширина балки, м;

а - толщина пояса, м;

Мn - величина изгибающего момента в соответствующем секторе балки, Н·м;

[] - величина допустимого напряжения, Па;

n - номер соответствующего сектора, начиная с середины балки.

Техническим результатом заявленной полезной модели является увеличение угла наклона стенок к продольной оси балки в направлении к центру балки, что увеличивает количество стенок в центре балки, чем обеспечивается повышение пространственной жесткости балки за счет равномерного распределения напряжений на элементы в поперечных сечениях вдоль продольной оси балки.

1 з.п.ф, 7 илл.

Полезная модель относится к отрасли подъемно-транспортных машин, а именно, к пролетным балкам, преимущественно для кранов мостового типа.

Известна пролетная балка, преимущественно для кранов мостового типа, содержащая верхний и нижний пояса, которые соединены параллельными стенками, расположенными вдоль продольной оси балки [1]. Такая конструкция является базовой для пролетных балок указанного назначения и содержит одинаковые поперечные сечения вдоль продольной оси балки, а именно - в виде короба.

Недостатками известной пролетной балки являются ее высокая металлоемкость и недостаточная пространственная жесткость, вследствие неравномерности распределения напряжений в поперечных сечениях вдоль продольной оси балки.

Известна пролетная балка, преимущественно для кранов мостового типа, содержащая верхний и нижний пояса, которые соединены стенками в виде симметричной волны, или синусоидальной с постоянным радиусом или пилообразной с постоянным углом при вершине [2].

Эта пролетная балка имеет одинаковое конструктивное выполнение вдоль продольной оси балки, которое не учитывает увеличение напряжений к центру пролетной балки. Такое решение не обеспечивает пространственную жесткость балки, вследствие неравномерности распределения напряжений на элементы в поперечных сечениях вдоль продольной оси балки.

Известна пролетная балка, преимущественно для кранов мостового типа, содержащая верхний и нижний пояса, которые соединены стенками, последовательно установленными вдоль продольной балки оси балки с противоположным наклоном смежных стенок под углом , который лежит в диапазоне от 30° до 60° к продольной оси балки [3].

У этой пролетной балки стенки установлены с одинаковым наклоном, поэтому она имеет одинаковое конструктивное выполнение вдоль продольной оси балки, которое не учитывает увеличение напряжений в направлении к центру пролетной балки. Такое решение не обеспечивает пространственную жесткость балки, вследствие неравномерности распределения напряжений на элементы в поперечных сечениях вдоль продольной оси балки.

Задачей заявляемой полезной модели является создание пролетной балки, в которой достигнуто увеличение пространственной жесткости балки за счет равномерного распределения напряжений на элементы в поперечных сечениях вдоль продольной оси балки и возможность выполнения балки равного сопротивления.

Для решения поставленной задачи, в известной пролетной балке, преимущественно для кранов мостового типа, содержащей верхний и нижний пояса, которые соединены стенками, последовательно установленными вдоль продольной оси балки с противоположным наклоном смежных стенок под углом к оси балки, согласно полезной модели, угол наклона стенок к продольной оси балки является параметром момента сопротивления поперечного сечения балки и определяется в зависимости от величины изгибающего момента в соответствующем поперечном сечении балки и увеличивается к центру балки.

В отдельном варианте выполнения угол определяется по формуле:

,

где

,

n - угол в соответствующем секторе балки;

- величина момента сопротивления поперечного сечения в соответствующем секторе балки, м3;

Б - толщина стенки в базовом варианте балки, м;

Н - высота балки, м;

В - ширина балки, м;

а - толщина пояса, м;

Mn - величина изгибающего момента в соответствующем секторе балки, Н·м;

[] - величина допустимого напряжения, Па;

n - номер сектора, начиная с середины балки.

На фиг.1 изображена заявляемая пролетная балка (вид сверху); на фиг.2 - заявляемая пролетная балка (вид сбоку); на фиг.3 - сечение А-А фиг.2; на фиг.4 - вид D фиг.1; на фиг.5 - расчетная схема заявляемой пролетной балки; на фиг.6 - эпюра изгибающего момента для расчета заявляемой пролетной балки; на фиг.7 - сечение пролетной балки [1], которая выбрана в качестве базовой.

Пролетная балка содержит верхний пояс 1, нижний пояс 2 и стенки 3, которые примыкают к внутренним поверхностям поясов 1 и 2. Стенки 3 последовательно установлены под углом вдоль продольной оси балки с противоположным наклоном смежных стенок 3. Угол является параметром момента сопротивления поперечного сечения балки и определяется в зависимости от величины изгибающего момента в соответствующем поперечном сечении балки, которое расположено в определенном секторе балки. Угол наклона стенок к продольной оси балки увеличивается в направлении к центру балки С.

Угол в отдельном варианте выполнения определяется по формуле:

,

где

,

n - угол в соответствующем секторе балки;

- величина момента сопротивления поперечного сечения в соответствующем секторе балки, м3;

Б - толщина стенки в базовом варианте балки [1], м (см. Фиг.7);

Н - высота балки, м;

В - ширина балки, м;

а - толщина пояса, м;

Mn - величина изгибающего момента в соответствующем секторе балки, Н·м;

[] - величина допустимого напряжения, Па;

n - номер соответствующего сектора, начиная с середины балки.

Для реализации указанной полезной модели необходимо определить значение угла наклона каждой стенки 3 к продольной оси балки в соответствующем секторе балки, которые обозначены как L1, L2 , L3 и Ln (см. Фиг.5, Фиг.6).

Пример расчета угла приведен ниже.

Для определения угла рассмотрим схему нагрузки пролетной балки, которая приведена на Фиг.5.

Для расчета были предоставлены следующие параметры:

- масса груза Q=16 т;

- пролет балки L=16,5 м;

- масса балки МБ =2600 кг;

- масса грузовой тележки МТ =9000 кг;

- высота балки Н=0,9 м;

- ширина балки В=0,35 м;.

- толщина пояса а=0,008 м;

- толщина стенки в базовом варианте балки Б=0,006 м;

- допустимое напряжение []=120 МПа.

Расчет величины угла стенки 3 к продольной оси балки осуществляется следующим образом (см. Фиг.5).

Определяем нагрузку P и q:

.

Определяем реакцию опоры R1 :

.

Определяем максимальную величину изгибающего момента в определенном секторе L1 балки (изгибающий момент M1 в первом сечении):

.

Строим эпюру изгибающего момента (см. Фиг.6).

Расчет величины угла 1 стенки 3 к продольной оси балки в секторе L1 определяется следующим образом.

Определяем необходимый момент сопротивления для 1-й стенки:

.

Определяем РЕАЛ1 для 1-й стенки:

Получаем угол 1 наклона 1-й стенки:

.

Для определения угла 2 наклона следующей стенки 3 определяем длину 1-го сектора:

.

По эпюре изгибающего момента и длине 1-го сектора L1 определяется величина изгибающего момента для 2-го сектора L2:

М 2=547591 Н·м.

Затем определяем необходимый момент сопротивления для 2-й стенки:

.

РЕАЛ2 вычисляем следующим образом:

Получаем угол 2 наклона 2-й стенки:

.

Для определения угла 3 наклона следующей стенки 3 вычисляем длину 2-го сектора L2:

.

По эпюре изгибающего момента и длине 2-го сектора L2 определяется величина изгибающего момента для 3-го сектора L3:

М 3=536052 Н·м.

Затем определяем необходимый момент сопротивления для 3-й стенки:

.

Вычисляем РЕАЛ3:

Получаем угол 3 наклона 3-й стенки:

.

Далее последовательно определяем величины углов вертикальных стенок до достижения конца пролета - симметрично относительно центра балки С.

За счет увеличения угла наклона стенок 3 к продольной оси балки в направлении к центру балки С возрастает относительное количество стенок 3 в центре балки С, обеспечивается повышение пространственной жесткости балки за счет равномерного распределения напряжений на элементы в поперечных сечениях вдоль продольной оси балки. Таким образом, обеспечивается возможность выполнения балки равного сопротивления.

Источники информации:

1. Соколов С.А. Металлические конструкции подъемно-транспортных машин: Учебное пособие. - СПб.: Политехника, 2005, с.368.

2. Авторское свидетельство СССР 1533980, М. кл. В66С 6/00, 07.01.1990;

3. Авторское свидетельство СССР 470471, М. кл. В66С 6/00, 05.04.1973 (прототип).

1. Пролетная балка преимущественно для кранов мостового типа, содержащая верхний и нижний пояса, которые соединены стенками, последовательно установленными вдоль продольной оси балки с противоположным наклоном смежных стенок под углом к оси балки, отличающаяся тем, что угол является параметром момента сопротивления поперечного сечения балки и определяется в зависимости от величины изгибающего момента в соответствующем поперечном сечении балки и увеличивается к центру балки.

2. Пролетная балка по п.1, отличающаяся тем, что угол определяется по формуле:

где

n - угол в соответствующем секторе балки;

- величина момента сопротивления поперечного сечения в соответствующем секторе балки, м3;

Б - толщина стенки в базовом варианте балки, м;

Н - высота балки, м;

В - ширина балки, м;

а - толщина пояса, м;

Мn - величина изгибающего момента в соответствующем секторе балки, Н·м;

[] - величина допустимого напряжения, Па;

n - номер соответствующего сектора, начиная с середины балки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для уменьшения раскачивания подвешенного на канате груза, перемещаемого мостовыми, козловыми или портальными кранами

Полезная модель относится к области судостроения и может быть использована в устройствах активного управления, обеспечивающих созданию тяги судна и изменения направления тяги

Полезная модель относится к нефтедобывающей промышленности, в частности для использования при механизированном способе добычи нефти с применением штанговой колонны в условиях высокой обрывности по соединительной муфте
Наверх