Шаблон для проверки положения и диаметра шипа замка автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки положения задней кромки овального отверстия относительно торцевой части замка. Согласно полезной модели шаблон для проверки положения автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали треугольной формы, на вершине которой закреплен с одной стороны измерительный г-образный элемент с рабочей поверхностью, на которой выполнен паз, с другой стороны закреплен измерительный элемент в виде с двумя рабочими цилиндрическими поверхности, на противоположной стороне этой вершины закреплен упор, а на других противолежащих сторонах закреплены соответственно измерительный на одной стороне плоской детали, а на другой ее стороны - измерительная втулка с двумя рабочими цилиндрическими поверхности и дополнительный угольник, расположенный в средней части, при этом последние выполнены с шероховатостью не выше 2,5 Ra и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью ее шероховатости (высокой чистотой поверхности), а также степенью изнашиваемости измерительных и контактирующих поверхностей. 1 н.з.п. ф-лы, 11 илл.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки положения и диаметра шипа замка.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU, 40464, U1 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР, 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличений производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU, 2206867, C2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям, не имеющим отношение к автосцепке.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 ж/д транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей и параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью ее шероховатости (высокой чистотой поверхности), а также степенью изнашиваемости измерительных поверхностей, кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон для проверки положения автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали треугольной формы, на вершине которой закреплен с одной стороны измерительный г-образный элемент с рабочей поверхностью, на которой выполнен паз, с другой стороны закреплен измерительный элемент с двумя рабочими наружными цилиндрическими поверхностями, на противоположной стороне этой вершины закреплен упор, а на другой противолежащей стороне закреплены соответственно измерительный элемент со стороны г-образного элемента в виде упора, а на другой плоской детали - измерительная втулка с двумя рабочими внутренними цилиндрическими поверхности и дополнительный упор, расположенный в средней части плоской детали, при этом последние выполнены с шероховатостью не выше 2,5 Ra и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC.

Целесообразно, чтобы в качестве материала применена сталь углеродистая качественная конструкционная марки Ст.45 или Ст.45 ХН.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых:

фиг.1, изображен общий вид шаблона (изометрия).

фиг.2, 3, 4 - положение шаблона в процессе проверки расстояния от торцевой поверхности замка до задней боковой кромки шипа в режимах «замок годен», «замок не годен»..

фиг.5, 6, 7, 8 - положение шаблона в процессе проверки диаметра шипа для навешивания предохранителя в режиме «замок годен», «замок не годен».

фиг.9, 10, 11 - положение шаблона в процессе проверки расстояния от горизонтальной опорной поверхности замка до верхней кромки шипа «замок годен», «замок не годен».

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки положения и диаметра шипа замка автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали 2 треугольной формы. На вершине плоской детали 2 закреплен с одной стороны измерительный г-образный элемент 3 с рабочими поверхностями, на одной из которых выполнен паз 4, с другой стороны закреплен измерительный элемент 5 с двумя рабочими наружными цилиндрическими поверхностями.

На другой противолежащей стороне плоской детали 2 закреплены соответственно измерительный элемент 6 со стороны г-образного элемента в виде упора, а на другой стороне плоской детали - измерительная втулка 7 с двумя рабочими внутренними цилиндрическими поверхности и дополнительный упор 8, расположенный в средней части плоской детали 2.

Все рабочие поверхности шаблона выполнены с шероховатостью не выше 2,5 Ra и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC.

Устройство применительно к шаблону 839А предназначен для проверки положения задней кромки овального отверстия относительно торцевой части замка функционирует следующим образом.

Как показано на фиг.2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 для проверки замка шаблоном 1

Проверка расстояния от торцевой поверхности замка до задней боковой кромки шипа. Для проверки шаблон 1 надвигается сверху на замок так, чтобы опорная поверхность измерительного элемента 6 была прижата к торцевой поверхности замка, а основание плоской детали 2 прилегало к боковой поверхности замка.

Проверка расстояния от торцевой поверхности замка до задней боковой кромки шипа. Для проверки шаблон надвигается сверху на замок так, чтобы опорная поверхность измерительного элемента была прижата к торцевой поверхности замка, а поверхность плоской детали 2 шаблона прилегала к боковой поверхности замка.

Замок признается годным, если при движении шаблона по замку вниз, проходная часть г-образного измерительного элемента 3 проходит мимо шипа для навешивания предохранителя, а непроходная часть гребенки не проходит мимо шипа. Проверка расстояния от торцевой поверхности замка до задней боковой кромки шипа. Для проверки шаблон 1 надвигается сверху на замок так, чтобы опорная поверхность измерительного элемента 6 была прижата к торцевой поверхности замка, а основание плоской детали 2 шаблона 1 прилегало к боковой поверхности замка.

Замок признается годным, если при движении шаблона по замку вниз, проходная часть измерительного элемента 3 проходит мимо шипа для навешивания предохранителя, а непроходная его часть не проходит мимо шипа.

Проверка диаметра шипа для навешивания предохранителя. Диаметр шипа проверяется проходным и непроходным цилиндрическими рабочими поверхностями измерительного элемента 7 шаблона.

Замок признается годным, если проходная поверхность измерительного элемента 7 свободно надевается на шип до упора торца стакана в замок у основания шипа, а непроходной его поверхность не надевается на шип или надевается частично так, что торец шипа не выступает за верхний обрез кольца непроходного стакана.

Замок не годен, если проходная поверхность измерительного элемента 7 не надевается на шип, или надевается частично, но не доходит до упора в замок у основания шипа, а также, если непроходная поверхность измерительного элемента 7 надевается на шип настолько, что торец шипа выступает за пределы кольца стакана.

Проверка расстояния от горизонтальной опорной поверхности замка до верхней кромки шипа.

Для проверки нужно замок положить на плиту так, чтобы шип для навешивания предохранителя замка был направлен вверх. Затем шаблон 1 наложить на замок, причем шип замка должен войти в проходной стакан 1 шаблона, а измерительный элемент 5 шаблона 1 должен быть расположен у горизонтальной опорной поверхности замка. Слегка поворачивая шаблон 1 вокруг шипа замка и, соблюдая при этом прижатие шаблона к верхней образующей шипа, продвинуть шаблон на замок так, чтобы измерительный элемент 2 шаблона по возможности дальше прошел под горизонтальную опорную плоскость замка.

Положение шипа признается правильным, если при надвигании измерительного элемента 5 на шип замка и одновременном поворачивании шаблона относительно последнего, проходная его часть проходит полностью под опорную поверхность замка, а непроходная его часть не проходит под опорную поверхность замка.

Замок не годен, если проходная часть штыря 2 не проходит под опорную поверхность замка, а так же если шаблон можно наложить на замок так, что непроходная часть штыря 2 шаблона проходит под опорную плоскость замка.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта.

Шаблон для проверки положения и диаметра шипа автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой конструкционной стали в виде плоской детали треугольной формы, на вершине которой закреплен с одной стороны измерительный г-образный элемент с рабочей поверхностью, на которой выполнен паз, с другой стороны закреплен измерительный элемент с двумя рабочими наружными цилиндрическими поверхностями, на противоположной стороне этой вершины закреплен упор, на другой противолежащей стороне закреплены соответственно измерительный элемент в виде упора со стороны г-образного элемента, а на другой стороне плоской детали - измерительная втулка с двумя рабочими внутренними цилиндрическими поверхностями и дополнительный упор, расположенный в средней части плоской детали, отличающийся тем, что он изготовлен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45 ХН, все рабочие поверхности шаблона выполнены с шероховатостью не выше 2,5 Ra и подвергнуты обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC.



 

Наверх