Шпала
Полезная модель относится к элементам железнодорожного пути, в частности, к шпалам и может быть использована при изготовлении железобетонных шпал. Шпала 1 включает железобетонное тело 2, имеющее опорные площадки 3 со сформированными в зоне последних пустотными каналами 4 под закладные болты 5 крепления. Шпала 1 снабжена демпфирующими элементами 6 из древесины, при этом в теле 2 шпалы 1 со стороны опорных площадок 3 выполнены пазы 7 для размещения в них демпфирующих элементов 6, причем глубина пазов 7 соответствует высоте демпфирующих элементов 6. Полезная модель позволяет повысить качество железобетонной шпалы за счет обеспечения демпфирования шпалой колебаний и ударов при движении подвижного состава, что повысит срок службы шпал, металлоконструкций вагонов, платформ и т.д., а также колесных пар и иных механизмов, установленных на вагонах, уменьшит воздействие колебаний, вибраций и ударов на транспортируемые грузы и людей, повысит срок службы гравийно-щебеночного основания железнодорожного пути, снизит воздействие на строения и объекты, расположенные в непосредственной близости от железнодорожного пути. 3 п.ф-лы, 1 нез.п.
Полезная модель относится к элементам железнодорожного пути, в частности, к шпалам и может быть использована при изготовлении железобетонных шпал.
Известна деревянная шпала, которую изготавливают путем выпиловки заготовки из шпального кряжа, наколку шпальной заготовки, пропитку. (А.С. СССР N 1412961, опуб. 1987 г.).
Недостатками известного технического решения являются высокая трудоемкость изготовления шпалы, огромный расход высококачественной древесины диаметром 26-56 см и более, при этом выход шпал из шпальных кряжей составляет не более 50%. Кроме того, деревянные шпалы недолговечны из-за воздействия окружающей среды.
Известна шпала железобетонная, включающая железобетонное тело, имеющее опорные площадки со сформированными в зоне последних пустотными каналами под закладные болты крепления. (ГОССТРОЙ СССР, ВНИИЖЕЛЕЗОБЕТОН, «Изготовление и приемка железобетонных шпал, пособие к СНиП 3.09.01-85 и ГОСТ 10629-88, 1990 г., с.20-27 - прототип).
Несмотря на огромные преимущества железобетонных шпал перед деревянными, а именно, высокую долговечность из-за малой восприимчивости к разрушению за счет воздействия окружающей среды, сохранение в стране высококачественной древесины для других нужд и т.д. железобетонные шпалы имеют массу следующих недостатков, а именно, высокая трудоемкость изготовления, высокие потери в процессе их изготовления из-за разрушений в процессе выполнения каналов под закладные болты крепления, высокая стоимость (вдвое дороже деревянных), из-за отсутствия демпфирования железобетонной шпалой колебаний и ударов при движении подвижного состава снижается срок службы металлоконструкций вагонов, платформ и т.д., а также колесных пар и иных механизмов, установленных на вагонах, увеличивается воздействие колебаний, вибраций и ударов на транспортируемые грузы и людей, снижается срок службы гравийно-щебеночного основания железнодорожного пути, повышается воздействие на строения и объекты, расположенные в непосредственной близости от железнодорожного пути.
Следует отметить, что с увеличением скорости движения поездов («Сапсан», например) частота контактов колесных пар со шпалами увеличивается, а значит и разрушение железнодорожного пути, подвижного состава, близлежащих строений и т.д. ускоряется.
Техническая задача полезной модели состоит в повышении качества железобетонной шпалы и срока ее службы за счет обеспечения демпфирования шпалой колебаний и ударов при движении подвижного состава.
Поставленная задача достигается тем, что шпала, включающая железобетонное тело, имеющее опорные площадки со сформированными в зоне последних пустотными каналами под закладные болты крепления, - снабжена демпфирующими элементами из древесины, при этом в теле шпалы со стороны опорных площадок выполнены пазы для размещения в них демпфирующих элементов, причем глубина пазов соответствует высоте демпфирующих элементов, демпфирующие элементы могут быть выполнены, например, из пропитанной гидрофобным полимером и уплотненной древесины и могут иметь форму, например, параллелепипеда.
Полезная модель имеет следующие отличия от прототипа:
- шпала снабжена демпфирующими элементами из древесины;
- в теле шпалы со стороны опорных площадок выполнены пазы для размещения в них демпфирующих элементов;
- глубина пазов соответствует высоте демпфирующих элементов;
- демпфирующие элементы могут быть выполнены, например, из пропитанной гидрофобным полимером и уплотненной древесины;
- демпфирующие элементы могут иметь форму, например, параллелепипеда.
Это позволяет повысить качество и срок службы железобетонной шпалы за счет обеспечения демпфирования шпалой колебаний и ударов при движении подвижного состава.
В просмотренном нами патентно-информационном фонде не обнаружено аналогичных технических решений, а также решений с указанной совокупностью отличительных признаков.
Полезная модель применима и будет использоваться в отрасли в 2010-2011 г.г.
На фиг.1 изображена железобетонная шпала, вид спереди;
На фиг.2 изображен фрагмент шпалы с закрепленным на ней рельсом железнодорожного пути;
На фиг.3 - то же, вид сверху.
Шпала 1 включает железобетонное тело 2, имеющее опорные площадки 3 со сформированными в зоне последних пустотными каналами 4 под закладные болты 5 крепления. Шпала 1 снабжена демпфирующими элементами 6 из древесины, при этом в теле 2 шпалы 1 со стороны опорных площадок 3 выполнены пазы 7 для размещения в них демпфирующих элементов 6, причем глубина пазов 7 соответствует высоте демпфирующих элементов 6.
Демпфирующие элементы 6 могут быть выполнены, например, из пропитанной гидрофобным полимером и уплотненной древесины. Демпфирующие элементы 6 могут иметь, например, форму параллелепипеда.
При укладке шпал 1 на железнодорожное полотно на опорные пластины 3 накладывают контактирующие с демпфирующими элементами 6 металлические пластины 8, на которые устанавливают рельсы 9 и монтируют их на шпале 1 посредством накладных пластин 10 и закладных болтов 5 крепления.
Таким образом, полезная модель позволяет повысить качество железобетонной шпалы за счет обеспечения демпфирования шпалой колебаний и ударов при движении подвижного состава, что повысит срок службы шпал, металлоконструкций вагонов, платформ и т.д., а также колесных пар и иных механизмов, установленных на вагонах, уменьшит воздействие колебаний, вибраций и ударов на транспортируемые грузы и людей, повысит срок службы гравийно-щебеночного основания железнодорожного пути, снизит воздействие на строениия и объекты, расположенные в непосредственной близости от железнодорожного пути.
1. Шпала, включающая железобетонное тело, имеющее опорные площадки со сформированными в зоне последних пустотными каналами под закладные болты крепления, отличающаяся тем, что шпала снабжена демпфирующими элементами из древесины, при этом в теле шпалы со стороны опорных площадок выполнены пазы для размещения в них демпфирующих элементов, причем глубина пазов соответствует высоте демпфирующих элементов.
2. Шпала по п.1, отличающаяся тем, что демпфирующие элементы выполнены, например, из пропитанной гидрофобным полимером и уплотненной древесины.
3. Шпала по п.1, отличающаяся тем, что демпфирующие элементы имеют, например, форму параллелепипеда.