Буксируемое устройство

 

Полезная модель относиться к морской технике, в частности к буксируемым за судном на заданном расстоянии от него устройствам, предназначенным для буксировки присоединенного к ним комплекса исследовательской или поисковой аппаратуры. Техническим результатом полезной модели является стабилизация движения буксируемого устройства при нахождении его в близи поверхности воды или в кильватерном следе судна-буксировщика. Для этого в буксируемое устройство, содержащее цилиндрический поплавок с носовым обтекателем, заглубляющее устройство и крыло с возможностью его поворота вокруг оси, перпендикулярной диаметральной вертикальной плоскости буксируемого устройства введен второй цилиндрический поплавок с носовым обтекателем, цилиндрические поплавки соединены между собой жесткой рамой, образуя катамаран; Наилучший результат получается, если углубляющий элемент выполнен в виде второй жесткой рамы, расположенной между цилиндрическими поплавкам катамарана, закрепленной на носовой стяжке первой жесткой рамы, в плоскости поперечного сечения катамарана, с возможностью ее поворота на стяжке, крыло установлено на второй жесткой раме.

Полезная модель относиться к морской технике, в частности к буксируемым за судном на заданном расстоянии от него и заглублении (расстояние от поверхности моря) устройствам, предназначенным для буксировки присоединенных к ним комплекса исследовательской или поисковой аппаратуры, и может быть использовано при исследованиях приповерхностных слоев воды. Расстояние от судна - буксировщика необходимо для уменьшения влияния его собственных полей на исследуемые параметры.

Известно буксируемое устройство, предназначенное для заглубления и буксировки присоединенного к нему комплекса исследовательской или поисковой аппаратуры, содержащее гидродинамический аппарат и заглубляющие элементы [1]. Недостатком известного буксируемого устройства являются значительные масса и габариты.

Известно буксируемое устройство в виде гидродинамического аппарата, предназначенное для заглубления и буксировки присоединенного к нему комплекса исследовательской или поисковой аппаратуры, содержащее цилиндрический поплавок с носовым обтекателем, заглубляющее устройство выполненное в виде грузов надетых на трос, крыло с возможностью поворота его вокруг оси, перпендикулярной диаметральной вертикальной плоскости поплавка, при этом крыло присоединено непосредственно к поплавку [2].

Известное устройство наиболее близко к предлагаемому по технической сущности и вследствие этого принято за прототип.

Недостатком известного буксируемого устройства является то, что при проведении исследований приповерхностного слоя воды или кильватерного следа судна-буксировщика, для чего необходимо нахождение буксируемого устройства либо на поверхности воды, либо в кильватерном следе судна-буксировщика, возможен его существенный крен и дифферент, что приводит к нестационарному поведению буксируемого комплекса исследовательской или поисковой аппаратуры и как следствие, к ошибкам в измерениях.

Задачей предложенного буксируемого устройства является обеспечение стационарного поведения присоединенного к нему буксируемого комплекса аппаратуры при исследованиях приповерхностного слоя воды или кильватерного следа судна-буксировщика.

Техническим результатом полезной модели является стабилизация движения буксируемого устройства при нахождении его в близи поверхности воды или в кильватерном следе судна-буксировщика.

Для достижения указанного технического результата в буксируемое устройство, содержащее цилиндрический поплавок с носовым обтекателем, заглубляющее устройство и крыло с возможностью его поворота вокруг оси, перпендикулярной диаметральной вертикальной плоскости буксируемого устройства введены новые признаки, а именно: в него введен второй цилиндрический поплавок с носовым обтекателем, цилиндрические поплавки соединены между собой жесткой рамой, образуя катамаран;

Наилучший результат получается, если углубляющий элемент выполнен в виде второй жесткой рамы, расположенной между цилиндрическими поплавкам катамарана, закрепленной на носовой стяжке первой жесткой рамы, в плоскости поперечного сечения катамарана, с возможностью ее поворота на стяжке, крыло установлено на второй жесткой раме.

Технический результат подтверждается прямыми натурными испытаниями при буксировке комплекса исследовательской аппаратуры на Ладожском испытательном полигоне ОАО «Концерн «Океанприбор».

Сущность полезной модели поясняется Фиг.1 ÷ Фиг.2, на которых приведены соответственно внешний вид буксируемого устройства, схема проведения натурных испытаний.

Буксируемое устройство состоит из поплавков 1 цилиндрической формы с носовыми обтекателями, соединенных между собой первой жесткой рамой 2 и образующих катамаран. Вторая жесткая рама 3 - заглубитель, закреплена на носовой стяжке 4 рамы 2, соединенной с поплавками 1 катамарана с помощью подшипников скольжения. Крыло 5, выполнено в виде пластины и установлено на свободном конце второй раме 3, с возможностью изменения наклона.

Работа предложенного буксируемого устройства производится следующим образом.

Буксируемое устройство при испытаниях буксируется при помощи буксир - троса 6 длиной 30 м судном - буксировщиков 7 со скоростью 6÷9 узлов. Комплекс исследовательской аппаратуры состоит из двух параллельно буксируемых секций 8 и стабилизаторов 9, содержащих набор гидрофизических датчиков различного назначения, а также светодиодных маяков 10. В непосредственной близости от комплекса исследовательской аппаратуры осуществлялось маневрирование моторной лодки «Казанка-5» 11, с которой производилось визуальное наблюдение, фотографирование и видеосъемка комплекса аппаратуры (Фиг.2).

При необходимости буксировки комплекса исследовательской аппаратуры вблизи поверхности воды

При проведении буксировки на прямолинейных галсах и циркуляции с радиусом ~50 м рама 3 снимается с фиксатора и под действием на крыло 5 набегающего потока воды устанавливается в вертикальное положении или положение под углом к вертикали в зависимости от наклона крыла 5 и скорости буксировки Оперативное регулирование глубины буксировки комплекса исследовательской аппаратуры осуществляется изменением скорости судна - буксировщика.

Источники информации.

1. В.И.Егоров, «Подводные буксируемые системы», Л., «Судостроение», 1981, с 6-8.

2. Патент РФ 2061619

1. Буксируемое устройство, содержащее цилиндрический поплавок с носовым обтекателем, углубляющий элемент и крыло с возможностью его поворота вокруг оси, перпендикулярной диаметральной плоскости поперечного сечения буксируемого устройства, отличающееся тем, что в него введен второй цилиндрический поплавок с носовым обтекателем, а цилиндрические поплавки соединены между собой жесткой рамой, образуя катамаран.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что углубляющий элемент выполнен в виде второй жесткой рамы, расположенной между цилиндрическими поплавками катамарана, закрепленной на носовой стяжке первой жесткой рамы, в плоскости поперечного сечения катамарана, с возможностью ее поворота на стяжке.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что крыло установлено на второй жесткой раме.



 

Наверх