Шаблон для проверки подъемника замка автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки подъемника замка автосцепки СА-3, перед введением автосцепки в его эксплуатацию. Согласно полезной модели шаблон для проверки подъемника замка автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали 5-ти угольной формы в виде «утюга» с измерительной выемкой с боковой стороны, с одно стороны шаблона расположены опоры, а с другой стороны на вершине расположена стойка с измерительной головкой, имеющей рабочую поверхность, измерительная подвижная пробка, расположенная со стороны выемки, в средней части выполнено два измерительных выреза, одно из которых в виде многогранника, а другое подобно подковы, расположенной вблизи выемки, с другой боковой стороны напротив измерительного выреза подобного подкове расположены измерительные пробки с рабочими поверхностями, при этом рабочие поверхности выполнены с шероховатостью 2,5 Ra, и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах рабочих поверхностей выреза выполнены элементы 21 компенсации напряжений. 1 н.з.п. ф-лы, 5 илл.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки подъемника замка автосцепки СА-3, перед введением автосцепки в его эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU, 40464, U1 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР, 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличении производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU, 2206867, С2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям, не имеющим отношение к автосцепке.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 ж/д транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей и параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью ее шероховатости (высокой чистотой поверхности), а также степенью изнашиваемости измерительных поверхностей, кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон для проверки подъемника замка автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали 5-ти угольной формы в виде «утюга» с измерительной выемкой с боковой стороны, с одно стороны шаблона расположены опоры, а с другой стороны на вершине расположена стойка с измерительной головкой, имеющей рабочую поверхность, измерительная подвижная пробка, расположенная со стороны выемки, в средней части выполнено два измерительных выреза, одно из которых в виде многогранника, а другое подобно подковы, расположенной вблизи выемки, с другой боковой стороны напротив измерительного выреза подобного подкове расположены измерительные пробки с рабочими поверхностями, при этом рабочие поверхности выполнены с шероховатостью 2,5 Ra, и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах рабочих поверхностей выреза выполнены элементы 21 компенсации напряжений.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, согласно которым необходимо, чтобы:

- в качестве материала была бы применена сталь марки Ст.45 или Ст.45 ХН.

- шаблон был бы выполнен толщиной, равной 6-11 мм.

- элементы компенсации напряжений были бы выполнены в виде углублений в угловых зонах измерительного выреза.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых:

фиг.1 изображен шаблон для проверки вид сверху.

фиг.2 - виде сбоку;

фиг.3, 4, 5 изображен шаблон в процессе проверки элементов подъемника замка автосцепки СА-3.

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки подъемника замка автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали 2 пяти угольной формы в виде «утюга» с измерительной выемкой 3 с боковой стороны 4.

С одно стороны шаблона 1 расположены опоры 5, а с другой стороны на вершине расположена стойка 6 с измерительной головкой 7, имеющей рабочую поверхность, измерительная подвижная пробка 8, расположенная со стороны выемки 3.

В средней части шаблона выполнено два измерительных выреза 9 и 10, одно из которых в виде многогранника, а другое подобно подковы, расположенной вблизи выемки 3.

С другой боковой стороны 11 напротив измерительного выреза 10 подобного подкове расположены измерительные пробки 12 и 13 с рабочими поверхностями.

Все рабочие поверхности выполнены с шероховатостью не менее Ra 2,5, и подвергнуты цементации или обработками токами высокой частоты, например, индукционным методом с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC. На практике установлено, что наиболее эффективно применение углеродистой качественной конструкционной стали марки Ст.45 или Ст.45 ХН. Такое решение оказало существенное влияние на повышение чистоты поверхности измерительного отверстия, а, следовательно, на точность диагностики, позволившей исключить имеющиеся в процессе изготовления технологические допуски, которые для двух соединяемых деталей с разными знаками (+ и -) приводят к появлению недопустимых зазоров. При это в процессе контроля и одна и другая из соединяемых деталей признаны годными.

С целью дальнейшего повышения точности измерений в угловых зонах измерительного отверстия 9 выполнены элементы компенсации концентраторов напряжений в виде канавок 15, наличие которых исключают возникновение сил в поверхностном слое рабочей поверхности в случае возникновения ударных нагрузок на шаблон (например, при ударе шаблона о другие металлические предметы).

Устройство функционирует следующим образом.

Проверка толщины подъемника проходным вырезом 1 в листе шаблона.

Подъемник признается годным, если он полностью проходит через вырез 9 в листе шаблона.

Проверка внешнего очертания толстого и тонкого пальцев подъемника и правильности их положений относительно квадратного отверстия, с одновременной проверкой размеров квадратного отверстия проходной пробкой.

Подъемник признается годным, если он надевается на проходную пробку 13 и пальцы подъемника входят в выреза 10 до прилегания подъемника к листу шаблона.

Проверка размеров квадратного отверстия непроходной пробкой. Подъемник признается годным, если он не надевается на непроходную пробку 13 или надевается частично, но не доходит до прилегания к листу шаблона 1.

Проверка толщины буртика подъемника проходной выемкой в листе шаблона.

Подъемник признается годным, если буртик его входит в проходную выемку 3 в листе шаблона до прилегания подъемника к кромке выемки 3, как показано на чертежах.

Проверка длины тонкого пальца подъемника.

Для проверки подъемник надевается квадратным отверстием на подвижную пробку 8 и поворачивается так, чтобы тонкий палец подъемника приближался к упор 14.

Подъемник признается годным, если тонкий палец его проходит мимо проходной части упора 14 и не проходит мимо непроходной части этого упора.

Проверка толщины подъемника по толстому пальцу непроходной стойкой 8.

Подъемник, надетый на подвижную пробку 8, вращается до упора толстого пальца в непроходную стойку 7. При этом подъемник должен быть прижат к основанию шаблона, его перекос на подвижной пробке 6 не допускается.

Подъемник признается годным, если при этом толстый палец его не входит под шляпку 6 непроходной стойки 7.

Подъемник не годен, если он не удовлетворяет хотя бы одной из перечисленных проверок.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта.

1. Шаблон для проверки подъемника замка автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой конструкционной стали в виде плоской детали 5-угольной формы в виде «утюга» с измерительной выемкой с боковой стороны, с одной стороны шаблона расположены опоры, а с другой стороны на вершине расположена стойка с измерительной головкой, имеющей рабочую поверхность, измерительная подвижная пробка, расположенная со стороны выемки, в средней части выполнены два измерительных выреза, один из которых - в виде многогранника, а другой - подобно подкове, расположенной вблизи выемки, с другой боковой стороны напротив измерительного выреза, подобного подкове, расположены измерительные пробки с рабочими поверхностями, отличающийся тем, что он изготовлен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45 ХН, рабочие поверхности выполнены с шероховатостью 2,5 Ra и подвергнуты обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что он выполнен толщиной, равной 6-11 мм.



 

Наверх