Шаблон для проверки толщины замкодержателя механизма автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки перед введением в его эксплуатацию. Согласно полезной модели шаблон для проверки толщины замкодержателя механизма автосцепки выполнен металлическим в виде плоской детали с проходным измерительным отверстием сложной формы, состоящим из соединенных между собой линейных участков, соответствующих измеряемому внешнему контуру замкодержателя механизма автосцепки, при этом на одной продольной стороне плоской детали выполнен вырез, размер которого соответствует измеряемой ширине лапы замкодержателя, а на боковой грани указанного выреза перпендикулярно поверхности плоской детали закреплен направляющий угольник. Рабочая поверхность измерительного отверстия и бокового выреза выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC, а в угловых зонах измерительного отверстия и бокового выреза выполнены элементы компенсации напряжений в виде углублений. Шаблон выполнен из стали марки Ст.45 или Ст.45 ХН толщиной 6-11 мм. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности, а также ее износом. 1 н.з.п. ф-лы, 5 ил.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки толщины замкодержателя замка механизма автосцепки перед введением в его эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU 40464 U1, 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР: SU 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличений производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU 2206867 C2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям, не имеющим отношение к автосцепке.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 ж/д транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей и параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью ее шероховатости (высокой чистотой поверхности), а также степенью изнашиваемости измерительных поверхностей, кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон для проверки толщины замкодержателя автосцепки выполнен металлическим в виде плоской детали с проходным измерительным отверстием сложной формы, состоящим из соединенных между собой линейных участков, соответствующих измеряемому внешнему контуру замкодержателя автосцепки. При этом на одной продольной стороне плоской детали выполнен вырез, размер которого соответствует измеряемой ширине лапы замкодержателя, а на боковой грани указанного выреза перпендикулярно поверхности плоской детали закреплен направляющий угольник. Рабочая поверхность измерительного отверстия и бокового выреза выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC, а в угловых зонах измерительного отверстия и бокового выреза выполнены элементы компенсации напряжений в виде углублений.

Шаблон выполнен из стали марки Ст.45 или Ст.45 ХН толщиной 6-11 мм.

Углубления, выполняющие функцию элементов компенсации напряжений, выполнены в форме канавок (пропилов), расположенных в угловых зонах измерительного отверстия и бокового выреза шаблона.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, согласно которым в качестве материала для его изготовления может быть применена сталь углеродистая качественная конструкционная марки Ст.50 или Ст.65. В отдельных случаях может быть использована Ст.3.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы.

На фиг.1 изображен шаблон для проверки толщины замкодержателя.

На фиг.2-5 изображен шаблон в процессе проверки замкодержателя.

Шаблон выполнен с проходным измерительным отверстием и с непроходным внешним вырезом на продольной боковой стороне.

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки толщины замкодержателя 2 автосцепки выполнен металлическим в виде плоской детали 3 с проходным измерительным отверстием 4 сложной формы, состоящим из соединенных между собой линейных участков, соответствующих измеряемому внешнему контуру замкодержателя 3 автосцепки. При этом на одной продольной стороне 5 плоской детали выполнен вырез 6, размер которого соответствует измеряемой ширине лапы 7 замкодержателя 2, а на боковой грани указанного выреза 6 перпендикулярно поверхности плоской детали закреплен направляющий угольник 8. Рабочая поверхность измерительного отверстия 4 и бокового выреза 6 выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC, а в угловых зонах измерительного отверстия и бокового выреза выполнены элементы компенсации напряжений в виде углублений.

Такое решение оказало существенное влияние на повышение чистоты поверхности измерительного отверстия и измерительного выреза а, следовательно, на точность диагностики, позволившей исключить имеющиеся в процессе изготовления технологические допуски, которые для двух соединяемых деталей с разными знаками (+ и -) приводят к появлению недопустимых зазоров.

С целью дальнейшего повышения точности измерений в угловых зонах измерительного отверстия 4 выполнены элементы компенсации напряжений в виде канавок 9, наличие которых исключают возникновение сил в поверхностном слое рабочей поверхности в случае возникновения ударных нагрузок на шаблон (например, при ударе шаблона о другие металлические предметы).

Устройство функционирует следующим образом.

Шаблоном 1 производятся проверка толщины основания противовеса и лапы замкодержателя проходным вырезом 4 шаблона как показано на фиг.2-3.

Для проверки шаблон 1 надевается на замкодержатель 2 вначале вырезом 4, охватывающим противовес и основание замкодержателя, причем шаблон 1 должен дойти до верхней плоскости лапы 7 замкодержателя 2. Замкодержатель 2 годен, если шаблон 1 доходит до верхней плоскости лапы 7 или зазор между шаблоном 1 и этой плоскостью не превышает 8 мм. (См. фиг.2).

Затем шаблон 1 поворачивается в наклонное положение, как показано на фиг.4, так, чтобы лапа 7 замкодержателя 2 вошла в соответствующий вырез 4 шаблона 1, а лист шаблона при этом перекрывает овальное отверстие 10 и в таком положении шаблон 1 перемещался по замкодержателю 2. Замкодержатель 2 признается годным, если он полностью свободно проходит через отверстие 4 шаблона 1.

Проверка ширины лапы 7 замкодержателя 2 производится непроходным вырезом 6 шаблона 1.

Для проверки шаблон 1, прижатый к боковой стенке замкодержателя 2 угольником 8, надвигается на лапу 7 своим непроходным вырезом 6.

Замкодержатель 2 признается годным, если лапа 7 не входит в непроходной вырез 6 шаблона 1.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта.

1. Шаблон для проверки толщины замкодержателя автосцепки, выполненный металлическим в виде плоской детали с проходным измерительным отверстием сложной формы, состоящим из соединенных между собой линейных участков, соответствующих измеряемому внешнему контуру замкодержателя автосцепки, при этом на одной продольной стороне плоской детали выполнен вырез, размер которого соответствует измеряемой ширине лапы замкодержателя, а на боковой грани указанного выреза перпендикулярно поверхности плоской детали закреплен направляющий угольник, рабочие поверхности шаблона выполнены с заданной шероховатостью и подвергнуты термообработке, отличающийся тем, что он изготовлен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН, а рабочие поверхности измерительного отверстия и бокового выреза шаблона выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra и подвергнуты обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой в диапазоне 56-64 HRC.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что он выполнен толщиной 6-11 мм.

3. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что в угловых зонах измерительного отверстия и бокового выреза расположены углубления элементов компенсации напряжений, выполненных в форме канавок.



 

Наверх