Шаблон для проверки замка в месте опорной поверхности овального отверстия и его замыкающей части

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки перед введением в его эксплуатацию.

Согласно полезной модели шаблон для проверки замка в месте опорной поверхности овального отверстия и его замыкающей части, выполненный металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали Н-образной формы, с рабочими поверхностями между ножек и на перемычке, при этом рабочая поверхность выполнена с шероховатостью поверхности не более 2,5 Ra и подвергнута цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах ножек и перемычки выполнены элементы компенсации концентраторов напряжений в виде углублений. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью ее шероховатости (высокой чистотой поверхности), а также степенью изнашиваемости измерительных поверхностей, кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности. 1 н.п. ф-лы, 5 илл.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки толщины замыкающей части замка, выступающей в зев, а также толщины замка в месте опорной поверхности овального отверстия перед введением в его эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU, 40464, U1 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР, 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличений производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU, 2206867, С2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям, не имеющим отношение к автосцепке.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 железнодорожного транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей шаблонов и точности контроля геометрических параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности шаблона за счет обеспечения высокой чистоты поверхности. Также технический результат заключается в повышении износостойкости материала измерительных поверхностей. Кроме этого, конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон для проверки замка в месте опорной поверхности овального отверстия и его замыкающей части, выполненный металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали Н-образной формы, с рабочими поверхностями между ножек и на перемычке, при этом рабочая поверхность выполнена с шероховатостью поверхности не более 2,5 Ra и подвергнута цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах ножек и перемычки выполнены элементы компенсации концентраторов напряжений в виде углублений.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, согласно которым необходимо, чтобы:

- шаблон был бы выполнен из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН.

- шаблон был бы выполнен толщиной, равной 6-11 мм.

- элементы компенсации напряжений были бы выполнены в виде углублений в угловых зонах ножек и перемычки плоской детали Н-образной формы.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых:

фиг.1 изображен шаблон.

фиг.2 - виде сбоку;

фиг.3, 4 изображен шаблон в процессе проверки замка механизма автосцепки в положении «годен замок» или «не годен замок».

фиг.5 изображен шаблон в процессе проверки овального отверстия замыкающей части замка механизма автосцепки в положении «годен замок».

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки толщины замыкающей части замка, выступающей в зев, а также толщины замка в месте опорной поверхности овального отверстия выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали 2 толщиной, равной 6-11 мм Н-образной формы, с рабочими поверхностями 3 между одноименных ножек 4 и 5, и на перемычке 6.

Рабочая поверхность шаблона выполнена с шероховатостью поверхности не более 2,5 Ra и подвергнута цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах ножек и перемычки выполнены элементы компенсации концентраторов напряжений в виде углублений.

В качестве материала для изготовления шаблона применена углеродистая качественная конструкционная сталь, в частности, сталь марки Ст.45 или Ст.45ХН.

Такое решение оказало существенное влияние на повышение чистоты поверхности измерительной полости, а также на точность диагностики, позволившей исключить имевшиеся в процессе изготовления несогласованные между собой технологические допуски, которые для двух соединяемых деталей с разными знаками (+ и -) могли приводить к появлению недопустимых зазоров, нарушающих работоспособность автосцепки, несмотря на то, что в процессе предшествующего раздельного контроля каждая из сопрягаемых деталей признана годной с учетом установленных для нее допусков.

Таким образом, предложенное решение позволяет минимизировать значение величин допусков соединяемых деталей автосцепки.

С целью дальнейшего повышения точности измерений в угловых зонах выполнены элементы компенсации концентраторов напряжений в виде канавок 8, наличие которых исключают возникновение сил в поверхностном слое рабочей поверхности в случае возникновения ударных нагрузок на шаблон (например, при ударе шаблона о другие металлические предметы).

Устройство функционирует следующим образом.

В соответствии с полезной моделью основное назначение шаблона проведение проверки толщины замыкающей части 9 замка автосцепки СА-3, выступающей в зев (фиг.3), а также толщины замка в месте опорной поверхности 10 овального отверстия (фиг.4).

Замок признается годным, если его замыкающая часть 9 не проходит через вырез между ножками 5 шаблона 1 как показано на фиг.2, и признается не годным в случае, когда его замыкающая часть 9 проходит через вырез между ножками 5 шаблона 1 как показано на фиг.3.

На фигуре 4 описания изображено положение шаблона 1, при котором перемычка 10 овального отверстия в указанной на чертеже зоне не входит в вырез между ножками 4 или частично входит, но не до упора в перемычку 6, в этом случае замок признается годным.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта.

1. Шаблон для проверки замка в месте опорной поверхности овального отверстия и его замыкающей части, выполненный металлическим из углеродистой конструкционной стали в виде плоской детали Н-образной формы, с рабочими поверхностями между ножек и на перемычке, причем в угловых зонах ножек и перемычки выполнены элементы компенсации концентраторов напряжений в виде углублений, отличающийся тем, что он изготовлен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН, а рабочие поверхности выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra и подвергнуты обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что он выполнен толщиной, равной 6-11 мм.



 

Наверх