Шаблон для проверки внутренней поверхности стенки кармана со стороны малого зуба до торца шипа для замкодержателя автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки железнодорожного транспорта, а именно для проверки расстояния от внутренней поверхности стенки кармана со стороны малого зуба до торца шипа для замкодержателя автосцепки перед введением его в эксплуатацию.

Согласно полезной модели шаблон для проверки внутренней поверхности стенки кармана со стороны малого зуба до торца шипа для замкодержателя автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской пластины с рукояткой на одном конце и с измерительной двухступенчатой головкой, выполненной с двумя цилиндрическими рабочими поверхностями, на другом конце пластины, на ребре которой со стороны ступени измерительной головки малого диаметра расположен измерительный выступ, выступающий над торцом головки, при этом рабочие поверхности измерительных выступа и головки выполнены с шероховатостью поверхности не более 2,5 Ra и подвергнуты цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC.

Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений за счет снижения шероховатости измерительных поверхностей шаблона, а также за счет снижения их износа. Кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и нарушения плоскостности и линейности шаблона. 1 н.з.п. ф-лы, 6 ил.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки железнодорожного транспорта, а именно для проверки расстояния от внутренней поверхности стенки кармана со стороны малого зуба до торца шипа для замкодержателя автосцепки перед введением его в эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU 40464 U1, 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР: SU 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличений производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU 2206867 С2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 железнодорожного транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей шаблонов и точности контроля геометрических параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности шаблона за счет обеспечения высокой чистоты поверхности. Также технический результат заключается в повышении износостойкости материала измерительных поверхностей. Кроме этого, конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон для проверки внутренней поверхности стенки кармана со стороны малого зуба до торца шипа для замкодержателя автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской пластины с рукояткой и с измерительной двухступенчатой головкой с двумя цилиндрическими рабочими поверхностями, выпоенными с шероховатостью поверхности не более 2,5 Ra и подвергнутыми цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC.

В качестве материала для изготовления шаблона применяют углеродистую качественную конструкционную сталь, в частности, сталь марки Ст.45 или Ст.45ХН, а пластина с рукояткой шаблона выполняют толщиной, равной 6-11 мм.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых изображен шаблон.

На фиг.1 изображен шаблон.

На фиг.2 вид А по фиг.1.

На фиг.3, 4, 5, 6 изображен шаблон в процессе проверки.

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки внутренней поверхности стенки кармана со стороны малого зуба 2 до торца шипа для замкодержателя автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской пластины 3.

Пластина 3 на одном конце оборудована рукояткой 4, а на другом конце выполнена с измерительной двухступенчатой головкой 5, выполненной с двумя цилиндрическими рабочими поверхностями 6, 7. При этом в зоне крепления измерительной головки 5, высота которой равна ширине пластины 3, на ребре пластины 3 со стороны ступени измерительной головки малого диаметра, выполнен измерительный выступ 8, выступающий над торцом 9 головки 5.

Рабочие поверхности 6 измерительной полости 5 выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнуты термической или химико-термической обработке путем цементации или индукционной термической обработки токами высокой частоты по наружному слою с получением твердости, определяемой в диапазоне 56-64 HRC.

В качестве материала для изготовления шаблона применена углеродистая качественная конструкционная сталь, в частности, сталь марки Ст.45 или Ст.45ХН,а пластина выполнена толщиной, равной 6-11 мм.

Такое решение оказало существенное влияние на повышение чистоты поверхности измерительной полости, а также на точность диагностики, позволившей исключить имевшиеся в процессе изготовления несогласованные между собой технологические допуски, которые для двух соединяемых деталей с разными знаками (+ и -) могли приводить к появлению недопустимых зазоров, нарушающих работоспособность автосцепки, несмотря на то, что в процессе предшествующего раздельного контроля каждая из сопрягаемых деталей признана годной с учетом установленных для нее допусков.

Таким образом, предложенное решение позволяет минимизировать значение величин допусков соединяемых деталей автосцепки.

Устройство функционирует следующим образом. Корпус замка автосцепки расположен в горизонтальной плоскости в том виде, в котором она находиться в эксплуатации. Как показано на фиг.3, 4, 5, 6 для проверки необходимо ввести шаблон 1 в карман 10 корпуса 11 автосцепки так, чтобы ровная сторона 12 шаблона 1 прилегала к внутренней стенке 13 кармана со стороны малого зуба 14.

Корпус 11 автосцепки признается годным, если при движении шаблона 1 около шипа, проходная часть его -, свободно проходит между торцом шипа и противоположной стенкой 13 корпуса 11, а непроходная (плоская) - не проходит.

Корпус 11 автосцепки не годен, если проходная часть шаблона - измерительная ступень с рабочей поверхностью 6 не проходит между торцом шипа и стенкой 13 кармана корпуса (шип длинен), а также, если непроходная плоская часть проходит между торцом шипа и стенкой 13 кармана корпуса (шип короток).

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

1. Шаблон для проверки внутренней поверхности стенки кармана со стороны малого зуба до торца шипа для замкодержателя автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской пластины с рукояткой на одном конце и с измерительной двухступенчатой головкой, выполненной с двумя цилиндрическими рабочими поверхностями, на другом конце пластины, на ребре которой со стороны ступени измерительной головки малого диаметра расположен измерительный выступ, выступающий над торцом измерительной головки малого диаметра, отличающийся тем, что он выполнен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН, при этом измерительные выступ и головка выполнены с шероховатостью поверхности не более 2,5 Ra и подвергнуты поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что пластина выполнена толщиной, равной 6-11 мм.



 

Похожие патенты:

Изобретение отличается от аналогов тем, что в нем предусмотрена вспомогательная деталь, через которую поворотный узел кинематически связан с валом датчика, и кинематическая связь включает в себя отрезок троса, средней частью намотанного в несколько оборотов на вал датчика угла поворота, а своими концами закрепленного с двумя крепежными точками на вспомогательной детали.
Наверх