Шаблон для проверки предохранителя замка и механизма расцепления автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки перед введением в его эксплуатацию. Согласно полезной модели шаблон для проверки действия предохранителя замка и механизма расцепления автосцепки выполнен металлическим в форме плоской четырехугольной рамки из углеродистой качественной конструкционной стали. При этом три стороны рамки выполнены с внешними выемками в форме скобы, а одна внешняя сторона рамки выполнена ровной, верхняя плоскость рамки выполнена свободной, а нижняя плоскость снабжена упорами с рабочими поверхностями, выполненными в виде опорных площадок. Рабочие поверхности опорных площадок выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC. Шаблон выполнен из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН при толщине рамки 6-11 мм. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности и ее износом. 1 н.з.п. ф-лы, 14 ил.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки подвижного состава железнодорожного транспорта, а именно для проверки действия предохранителя замка и действия механизма расцепления автосцепки перед введением в его эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU 40464 U1, 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР: SU 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличении производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU 2206867 С2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям, не имеющим отношение к автосцепке.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 железнодорожного транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей шаблонов и точности контроля геометрических параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное влияние на повышение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности шаблона за счет обеспечения высокой чистоты поверхности. Также технический результат заключается в повышении износостойкости материала измерительных поверхностей.

Кроме этого, конструкция шаблона лишена напряженных зон на участках сопряжения измерительных поверхностей, что исключает возможность появления поверхностных напряжений в процессе измерения и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности шаблона.

Для достижения технического результата шаблон для проверки действия предохранителя замка и механизма расцепления автосцепки выполнен металлическим в форме плоской четырехугольной рамки из углеродистой качественной конструкционной стали. При этом три стороны рамки выполнены с внешними выемками в форме скобы, а одна внешняя сторона рамки выполнена ровной, то есть с прямолинейным внешним ребром, верхняя плоскость рамки выполнена свободной, а нижняя плоскость снабжена по углам упорами с рабочими поверхностями, выполненными в виде опорных площадок. Рабочие поверхности опорных площадок выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC.

Шаблон выполнен, предпочтительно, из стали марки Ст.45 или Ст,45ХН. Рамка шаблона выполнена толщиной 6-11 мм.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, согласно которым в качестве материала шаблона может быть применена сталь углеродистая качественная конструкционная марки Ст.50 или Ст.65. В отдельных случаях может быть применена сталь общего назначения марки Ст.3.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы.

На фиг.1 изображен шаблон для проверки действия предохранителя замка и механизма расцепления автосцепки.

На фиг.2 изображен вид шаблона сбоку.

На фиг.3-14 изображен шаблон в процессе проверки действия предохранителя замка и механизма расцепления автосцепки.

Шаблон 1, как показано на фигуре 1 выполнен двухсторонним так, что одна его сторона со скобой с внешней выемкой глубиной 29 мм является при использовании непроходной, а противолежащая сторона со скобой с внешней выемкой глубиной 35 мм является проходной.

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки действия предохранителя замка и механизма расцепления (на чертежах не показан) автосцепки выполнен металлическим в форме плоской четырехугольной рамки 2 из углеродистой качественной конструкционной стали, при этом три стороны рамки выполнены с внешними выемками в виде скобы 3, а одна внешняя сторона рамки выполнена ровной с прямолинейным внешним ребром 4, верхняя плоскость рамки выполнена свободной, а нижняя плоскость снабжена по углам упорами 5 с рабочими поверхностями, выполненными в виде опорных площадок 6, при этом рабочие поверхности опорных площадок 6 выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC. Шаблон выполнен, предпочтительно, из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН.

Такое решение оказало существенное влияние на повышение чистоты поверхности измерительных рабочих площадок, следовательно, повысилась точность диагностики, позволившая исключить имеющиеся в процессе изготовления технологические допуски, которые для двух соединяемых деталей с разными знаками (+ и -) приводят к появлению недопустимых зазоров, несмотря на то, что в процессе контроля и одна и другая из соединяемых деталей могли быть признаны годными.

Устройство функционирует следующим образом.

Шаблон 820А предназначен для проверки действия предохранителя замка, как показано на фиг.3-5 при выходе лапы замкодержателя 7 в зев 8 автосцепки 9 на глубину выемки непроходной скобы шаблона, имеющей глубину выемки 29 мм, по измерению от ударной поверхности зева.

Для проверки шаблон 1 устанавливается (см. фиг.4) в зеве 8 собранной автосцепки 9 так, чтобы непроходная сторона скобы рамки 2 с вырезом 29 мм нажимала на лапу замкодержателя 7, при этом продольные полосы скобы свободной плоскостью 10 рамки 2 прилегают к носку большого зуба 11 автосцепки, а упоры 5 прижаты опорными площадками 6 к ударной стенке 12 зева 8 и обращены в сторону малого зуба 13. Удерживая шаблон 1 в таком положении, нажимают на торец замка 14 и вжимают его в карман 15 корпуса до отказа.

Автосцепка признается годной и предохранитель исправно действующим, если, как показано на фигуре 5, замок не уходит полностью внутрь кармана корпуса, из-за упора предохранителя замка в противовес замкодержателя.

Если же замок беспрепятственно полностью вжимается в карман корпуса, как показано на фигуре 4, то автосцепка не годна.

Проверка отсутствия преждевременного включения предохранителя замка автосцепки 9 проводится тем же шаблоном при выходе лапы замкодержателя 7 в зев 8 на глубину выемки проходной скобы 3 шаблона 1, имеющей глубину выемки 35 мм, по измерению от ударной поверхности 12 зева 8 (см. фиг.6-8).

Для указанной проверки шаблон 1 устанавливается (см. фиг.7) в зеве 8 собранной автосцепки 9 так, чтобы проходная сторона скобы 3 (см. фиг.6) с вырезом 35 мм нажимала на лапу замкодержателя 7. При этом продольные полосы скобы 3 свободной плоскостью 10 рамки 2 прилегают к носку большого зуба 11, а упоры 5 прижаты опорными площадками 6 к ударной стенке 12 зева 8 и обращены в сторону малого зуба 13 автосцепки. Удерживая шаблон 1 в таком положении, нажимают на торец замка 14 и вжимают его в карман 15 корпуса автосцепки 9.

Автосцепка признается годной (см. фиг.8) и предохранитель исправно действующим, если замок 14 беспрепятственно уходит полностью в карман 15 корпуса. Если замок 14 не вжимается в карман 15 корпуса из-за упора предохранителя замка в противовес замкодержателя, то автосцепка не годна (см. фиг.7).

Проверка расцепления механизма автосцепки 9 и надежности сохранения расцепного положения проверяется, как показано на фиг.9-11, тем же шаблоном 1 при выходе лапы замкодержателя 7 в зев 8 на 25 мм по измерению от ударной поверхности зева 12. Указанная проверка проводится в растянутом поезде. Для проверки шаблон 1 устанавливается в зеве 8 собранной автосцепки 9 (см. фиг.10) так, чтобы сторона скобы 3, имеющая вырез глубиной 25 мм (см. фиг.9) нажимала на лапу замкодержателя 7. При этом шаблон 1 должен быть вверху и внизу прижат к ударной поверхности 12 зева 8 и одновременно к носку большого зуба 11. Удерживая шаблон 1 в таком положении, необходимо повернуть валик подъемника (на чертеже не показан) и, как при расцеплении механизма, увести до отказа замок 14 внутрь кармана 15 корпуса, после чего освободить валик подъемника.

Автосцепка признается годной (фиг.11), если замок удерживается в поднятом (расцепленном) положении до тех пор, пока шаблон 1 не будет отведен от лапы замкодержателя 7, а так же если все детали механизма беспрепятственно возвращаются в свое исходное положение после отнятия шаблона 1.

Автосцепка не годна (фиг.10), если замок 14 падает в свое нижнее положение до освобождения лапы замкодержателя 7 от нажатия шаблоном 1, а также, если после отнятия шаблона 1 не все детали механизма полностью возвращаются в исходное положение.

Кроме того, заявленный шаблон 1 позволяет проводить операцию проверки возможности расцепления механизма автосцепки 9 при вжатой лапе замкодержателя 7 заподлицо со стенкой зева 12. Операция показана на фиг.12-14. Данная операция осуществляется в сжатом поезде.

Для проверки прямолинейным ребром 4 шаблона 1 полностью вжать лапу замкодержателя 7 в корпус так, чтобы ребро 4 шаблона 1 по всей длине прилегало к ударной поверхности 12 зева 8, причем свободной плоскостью 10 шаблон 1 должен быть прижат к носку большого зуба 11.

Удерживая шаблон 1 в таком положении, поворачивают валик подъемника (не показан) и переводят механизм в расцепленное положение, одновременно наблюдая за прилеганием ребра 4 шаблона 1 к ударной поверхности 12 зева 8.

Автосцепка 9 признается годной, если механизм легко становится в расцепленное положение, т.е. замок 14 уводится валиком подъемника внутрь корпуса (см. фиг.14) и при этом лапа замкодержателя 7 не отжимает шаблон 1 от стенки зева 12 и, если все детали механизма беспрепятственно возвращаются в свое исходное положение после отнятия шаблона 1.

Автосцепка не годна (фиг.13), если постановка механизма в расцепленное положение затруднена, т.е. замок 14 не может быть уведен валиком подъемника внутрь корпуса без отжатия ребра 4 шаблона 1 лапой замкодержателя 7 от стенки зева 12, а так же если после отнятия шаблона не все детали механизма полностью возвращаются в свое исходное положение.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики исправности проверяемых деталей автосцепки СА-3 подвижного состава железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта.

1. Шаблон для проверки действия предохранителя замка и механизма расцепления автосцепки, выполненный металлическим в форме плоской четырехугольной рамки из углеродистой конструкционной стали, при этом три стороны рамки выполнены с внешними выемками в форме скобы, а одна внешняя сторона рамки выполнена с прямолинейным внешним ребром, верхняя плоскость рамки выполнена свободной, а нижняя плоскость рамки снабжена по углам упорами с рабочими поверхностями, выполненными в виде опорных площадок, при этом рабочие поверхности опорных площадок выполнены с заданной шероховатостью и подвергнуты термообработке, отличающийся тем, что он изготовлен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН, а рабочие поверхности опорных площадок выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra и подвергнуты обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что рамка выполнена толщиной 6-11 мм.



 

Наверх