Мобильная станция спутниковой связи

 

Предлагается мобильная станция спутниковой связи, содержащая установленные в кузове транспортного средства два антенных поста, каждый из которых имеет в своем составе конструктивно совмещенные зеркальную антенну, систему приводов изменения ее положения в пространстве и устройство обработки сигналов, отличающаяся тем, что каждый антенный пост установлен на горизонтальном плече индивидуального для него поворотного кронштейна, вертикальное плечо которого закреплено своими концами между подпятниками с подшипниками, один из которых прикреплен к полу кузова транспортного средства, а другой подпятник прикреплен к стенке кузова, при этом, поворотный кронштейн выполнен с возможностью выдвижения при его повороте антенного поста за пределы кузова транспортного средства. Кроме того, предлагаемая станция отличается тем, что снабжена устройствами фиксации антенных постов в транспортном положении, каждый из которых выполнен в виде прямоугольной пластины, закрепленной на горизонтальном плече кронштейна, по меньшей мере парой стоек, закрепленных на полу кузова и накидными к каждой паре стоек болтами, при этом каждая из стоек в верхней части имеет клинообразный паз, а обращенные к ним стороны прямоугольной пластины снабжены ответными для указанных пазов клинообразными выступами, причем в каждой паре стоек одна из них, установленная со стороны борта кузова, за пределы которого выдвигается антенный пост при повороте указанного кронштейна, выполнена откидной и имеет проем под указанный накидной болт, шарнирно закрепленный одним концом на полу кузова транспортного средства и проходящий через проем откидной стойки с возможностью стягивания прямоугольной пластины стойками в паре с механически прочной ее фиксацией кузове транспортного средства и связанного с нею антенного поста при транспортировке. Другое отличие предлагаемой станции заключается в том, что она снабжена устройствами фиксации антенных постов в рабочем положении, каждое из которых выполнен в виде тяги, имеющей возможность регулировки по длине, с одного конца закрепленной шарнирно на полу кузова, а с другого конца имеющей боковой паз под зажим, установленный на прямоугольной пластине. Возможен вариант фиксации антенного поста в транспортном положении, в котором устройство фиксации снабжено второй парой стоек и вторым накидным болтом, выполненными аналогично первой паре стоек и первому накидному болту соответственно. В предлагаемой станции поворотные кронштейны с установленными на них антенными постами расположены в противоположных углах ниши на борту с наружной стороны кузова транспортного средства и выполнены с возможностью взаимно противоположного вращения. Достигаемый положительный эффект заключается в повышении оперативности при развертывании станции к работе, либо ее свертывание в транспортное положение и упрощении самого процесса ее развертывания или свертывания. Отличительные признаки заявляемой станции также создают возможность ее функционирования (работы) в разных диапазонах через два ретранслятора при расположении обоих постов непосредственно на транспортном средстве, транспортирования в полностью готовом для работы состоянии (со всеми необходимыми для этого подключениями и настройками).

Полезная модель относится к антенной технике и может найти применение в мобильных станциях спутниковой связи при организации радиосвязи с транспортных средств, в частности, в мобильных станциях спутниковой связи, размещаемых на автотранспорте.

Известна мобильная станция спутниковой связи [1. Тематический сборник «Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации - 2006», с.24, «Станция спутниковой связи мобильная Р-441-Л»], содержащая аппаратную машину с кузовом, в котором размещены два антенных поста, каждый из которых имеет в своем составе конструктивно совмещенные зеркальную антенну, систему приводов изменения ее положения в пространстве и устройство обработки сигналов. Работа известной станции [1] возможна с выносом (выдвижением) антенных постов за пределы кузова транспортного средства. При этом оба поста в транспортном положении установлены на общей для них раме, которая выполнена с возможностью ее вращения относительно пола кузова транспортного средства с поочередной сменой осей ее вращения. При повороте вокруг одной из осей за пределы кузова выдвигается один из постов (массой порядка 90 кг). А при вращении рамы вокруг второй оси вращения за пределы кузова транспортного средства выдвигается другой (второй) антенный пост. При подготовке станции к работе (развертывании станции) вначале поворотом рамы за пределы кузова выдвигают один пост. Далее его снимают с транспортного средства на землю и относят от аппаратной машины на заданное расстояние (до 20 м). А затем поворотом рамы вокруг другой оси за пределы кузова выдвигают второй пост. Пост, установленный на земле, юстируют в пространстве относительно заданного направления зеркальной антенны. При таком расположении антенных постов станция функционирует одновременно в двух различных диапазонах частот на два ретранслятора.

Мобильная станция спутниковой связи [1] взята в качестве прототипа предлагаемой мобильной станции спутниковой связи.

Недостатки станции [1] заключаются в том, что приведение ее в рабочее состояние (развертывание стации) и перевод ее в транспортное положение (свертывание станции) являются длительным по времени и физически трудоемким процессом с числом участников в процессе более 2-3 человек.

Обуславливается это тем, что, как указывалось выше, один из постов вначале выдвигается за пределы кузова транспортного средства, затем его опускают на землю, перемещают (в основном вручную) на заданное расстояние, юстируют на местности и крепят за грунт (что требует много времени).

В ряде случаев процесс выноса и юстировки антенных постов в полевых условиях осложняются влиянием атмосферных неблагоприятных факторов (дождь, снег, мороз, слякоть и др.), имеющих для экипажа определенное значение.

Целью полезной модели является устранение указанных недостатков и повышением тем самым оперативности при развертывании станции к работе, либо ее свертывание в транспортное положение и упрощение самого процесса ее развертывания или свертывания.

Поставленная цель достигается тем, что в мобильной станции спутниковой связи, содержащей установленные в кузове транспортного средства два антенных поста, каждый из которых имеет в своем составе конструктивно совмещенные зеркальную антенну, систему приводов изменения ее положения в пространстве и устройство обработки сигналов, антенные посты установлены каждый на горизонтальном плече поворотного кронштейна, вертикальное плечо которого закреплено своими концами между подпятниками с подшипниками, один из которых прикреплен к полу кузова транспортного средства, а другой подпятник прикреплен к стенке кузова. При этом кронштейны выполнены таким образом, что при своем повороте установленные на них антенные посты выходят (выдвигаются) за пределы кузова транспортного средства. Кроме того, мобильная станция снабжена устройствами фиксации антенных постов в транспортном положении, каждое из которых выполнено в виде прямоугольной пластины, закрепленной на горизонтальном плече кронштейна, по меньшей мере, парой стоек, закрепленных на полу кузова, и накидных болтов к ним. Каждая из стоек в верхней части имеет клинообразный паз, а обращенные к ним стороны прямоугольной пластины снабжены ответными для указанных пазов клинообразными выступами. При этом в каждой паре стоек одна из них, установленная со стороны борта кузова, за пределы которого выдвигается антенный пост при повороте указанного кронштейна, выполнена откидной и имеет проем под указанный накидной болт, шарнирно закрепленный одним концом на полу кузова транспортного средства и проходящий через проем откидной стойки с возможностью стягивания прямоугольной пластины стойками в паре с механически прочной ее фиксацией в кузове транспортного средства и связанного с нею антенного поста при транспортировании. Поставленная цель достигается и тем, что мобильная станция снабжена устройством фиксации каждого антенного поста в рабочем положении, выполненным в виде тяги, имеющей возможность регулировки по длине и отрегулированной при выполнении юстировки антенных постов в заводских условиях. С одного конца тяга закреплена шарнирно на полу кузова, а с другого конца имеет боковой паз под зажим, установленный на прямоугольной пластине. В мобильной станции устройство фиксации антенного поста в транспортном положении снабжено второй парой стоек и вторым накидным болтом, выполненным аналогично первой паре стоек и первому накидному болту соответственно. Кроме того, в мобильной станции поворотные кронштейны с установленными на них антенными постами, расположены в противоположных углах ниши на борту с наружной стороны кузова транспортного средства. При этом поворотные кронштейны выполнены с возможностью взаимно противоположного вращения.

На фиг.1 схематично показан фрагмент предлагаемой мобильной станции спутниковой связи с выдвинутым антенным постом в рабочем положении (вид на один антенный пост сбоку), на фиг.2 - фрагмент станции в транспортном положении (вид на антенные посты сверху). На фото 1 показана фотография варианта реализации предлагаемой станции в рабочем положении. На фото 2 показана фотография той же станции в транспортном положении с раздвинутыми в рабочее положение дверцами ниши.

Мобильная станция спутниковой связи, содержит установленные в нише на борту с наружной стороны кузова транспортного средства два антенных поста (количество постов может быть и иным). Каждый из них имеет в своем составе конструктивно совмещенные: зеркальную антенну 1, систему 2 приводов изменения ее положения в пространстве и устройство обработки сигналов (позиция на чертеже не указана). Станция имеет также поворотные кронштейны 3 (по числу антенных постов). Каждый кронштейн имеет горизонтальное и вертикальное плечи 3-1, 3-2 соответственно. На горизонтальном плече 3-1 каждого поворотного кронштейна 3 установлен соответствующий для него антенный пост. Вертикальное плечо 3-2 каждого поворотного кронштейна 3 закреплено своими концами между подпятниками 4 с подшипниками. Один из подпятников 4-1 прикреплен к стенке кузова транспортного средства, а другой подпятник 4-2 прикреплен к полу кузова транспортного средства. Каждый поворотный кронштейн 3 выполнен с возможностью выдвижения при его повороте антенного поста за пределы кузова транспортного средства. Оба поворотных кронштейна 3 с установленными на них антенными постами размещены в противоположных углах ниши на борту с наружной стороны кузова транспортного средства. Кронштейны 3 выполнены с возможностью взаимно противоположного вращения. При этом кронштейны 3 выполнены с возможностью свободного поворота каждого из них не соприкасаясь один с другим (любыми их максимально удаленными точками, как самих кронштейнов, так и в отношении установленных на них антенных постов). Мобильная станция снабжена также устройством фиксации каждого антенного поста в транспортном положении. Это устройство выполнено в виде прямоугольной пластины 5, закрепленной на горизонтальном плече 3-1 кронштейна 3, двух пар стоек 6-1, 6-2, закрепленных на полу кузова (количество пар стоек может быть и иным) и накидных болтов 7. Каждая из стоек 6 в верхней части имеет клинообразный паз 8, а обращенные к ним стороны прямоугольной пластины 5 снабжены ответными для указанных пазов клинообразными выступами 9. Стойка 6-1 в каждой паре, установленная со стороны борта кузова, за пределы которого выдвигается антенный пост при повороте указанного кронштейна, выполнена откидной и имеет проем под накидной болт 7. Болт 7 шарнирно закреплен одним концом на полу кузова транспортного средства и проходит через проем откидной стойки 6-1 с возможностью стягивания пластины 5 стойками 6-1, 6-2 в паре между собой с механически прочной ее фиксацией в кузове транспортного средства и связанного с нею антенного поста при транспортировании. Мобильная станция снабжена также устройством фиксации каждого антенного поста в рабочем положении (за пределами кузова транспортного средства). Каждое из них выполнено в виде тяги 10, имеющей возможность регулировки по длине. Тяга 10 с одного конца закреплена шарнирно на полу кузова, а с другого конца имеет боковой паз под зажим 11, установленный на прямоугольной пластине 5. Длина каждой тяги 10 установлена при юстировке связанного с нею антенного поста (в заводских условиях).

Развертывание мобильной станции спутниковой связи выполняют в следующей последовательности: открывают нишу в стенке кузова транспортного средства (раздвигают дверцы боковой стенки кузова транспортного средства со стороны установки зеркальной антенны 1); освобождают болты 7; опускают откидные стойки 6-1, поворачивая горизонтальное плечо 3-1 поворотного кронштейна; выводят пластину 5 с клинообразным выступом 9 из клинообразного паза 8 в стойках 6-2 и выдвигают антенный пост (зеркальную антенну 1 с системой 2 приводов изменения ее положения в пространстве и устройством обработки сигналов) за пределы кузова; заводят паз на тяге 10 под зажим 11 на прямоугольной пластине 5; затягивают зажим 11. Перечисленные выше действия выполняют и в отношении развертывания второго антенного поста. Развертывание мобильной станции спутниковой связи в рабочее положение завершено.

Свертывание мобильной станции спутниковой связи в транспортное положение выполняют в обратной последовательности.

Таким образом, отличительные признаки предлагаемой мобильной станции спутниковой связи выгодно отличают ее от прототипа, обеспечивая:

- существенное уменьшение (по сравнению с прототипом) времени на развертывание станции в рабочее положение и ее свертывание в транспортное положение;

- сравнительную простоту и легкость выдвижения (выноса) антенных постов за пределы кузова транспортного средства при развертывании станции в рабочее положение и возврате антенных постов в кузов транспортного средства при свертывании станции в транспортное положение за счет применения для этого подшипников в подпятниках, между которыми закреплены поворотные кронштейны, без применения для этого каких-либо физических усилий со стороны экипажа (в то время, когда у прототипа для этого требуется усилиями экипажа вынести антенный пост из кузова и переместить от машины на заданное расстояние - до 20 м и выполнить перечисленные операции в обратной последовательности при свертывании станции-прототипа в транспортное положение, применяя значительные физические усилия, в том числе на подъем тяжелого антенного поста в кузов транспортного средства);

- простоту выполнения и высокую надежность безлюфтового крепления антенных постов в кузове транспортного средства при подготовке к транспортированию станции в условиях воздействия механических нагрузок, в том числе по бездорожью, и легкому их раскреплению;

- простоту и надежность безлюфтовой фиксации антенных постов в рабочем положении с обеспечением юстировки, выполненной в заводских условиях и не требующей какой-либо регулировки в полевых условиях, сокращая тем самым время на развертывание предлагаемой станции (в то время, когда при развертывании станции-прототипа юстировка антенного поста, перемещенного на заданное расстояние от аппаратной машины, производится при каждом развертывании станции). При этом, необходимые для юстировки приборы и оборудование включаются в состав вспомогательного оборудования станции-прототипа, чего не требуется для заявляемой станции;

- легкость раскрепления антенных постов;

- сокращение численности личного состава обеспечивающих развертывание (свертывание) станции до одного человека вместо не менее, чем 2-х человек, для развертывания (свертывания) станции прототипа;

- отсутствие юстировки антенных постов в полевых условиях;

- безопасность выполнения операций свертывания (развертывания) станции.

Отличительные признаки заявляемой станции создают возможность ее функционирования (работы) в разных диапазонах через два ретранслятора при расположении обоих постов непосредственно на транспортном средстве, транспортирования в полностью готовом для работы состоянии (со всеми необходимыми для этого подключениями и настройками), в то время, когда у прототипа для этого необходим вынос антенного поста из кузова транспортного средства на землю, отнесение его от аппаратной машины на заданное расстояние - до 20 м, его юстировка и подключение кабелей.

В частном случае предлагаемая мобильная станция реализована в кузове-контейнере КК6.2 на шасси автомобиля многоцелевого назначения КАМА3-6350, обладает широкими функциональными возможностями, в том числе при работе станции одновременно в двух различных диапазонах непосредственно с транспортного средства, высокой оперативностью ее развертывания (свертывания).

Источники информации:

1. Тематический сборник «Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации - 2006», с.24, «Станция спутниковой связи мобильная Р-441-Л»]

1. Мобильная станция спутниковой связи, содержащая установленные в кузове транспортного средства два антенных поста, каждый из которых имеет в своем составе конструктивно совмещенные зеркальную антенну, систему приводов изменения ее положения в пространстве и устройство обработки сигналов, отличающаяся тем, что каждый антенный пост установлен на горизонтальном плече индивидуального для него поворотного кронштейна, вертикальное плечо которого закреплено своими концами между подпятниками с подшипниками, один из которых прикреплен к полу кузова транспортного средства, а другой подпятник прикреплен к стенке кузова, при этом поворотный кронштейн выполнен с возможностью выдвижения при его повороте антенного поста за пределы кузова транспортного средства.

2. Мобильная станция по п.1, отличающаяся тем, что снабжена устройствами фиксации антенных постов в транспортном положении, каждое из которых выполнено в виде прямоугольной пластины, закрепленной на горизонтальном плече кронштейна по меньшей мере парой стоек, закрепленных на полу кузова, и накидными к каждой паре стоек болтами, при этом каждая из стоек в верхней части имеет клинообразный паз, а обращенные к ним стороны прямоугольной пластины снабжены ответными для указанных пазов клинообразными выступами, причем в каждой паре стоек одна из них, установленная со стороны борта кузова, за пределы которого выдвигается антенный пост при повороте указанного кронштейна, выполнена откидной и имеет проем под указанный накидной болт, шарнирно закрепленный одним концом на полу кузова транспортного средства и проходящий через проем откидной стойки с возможностью стягивания прямоугольной пластины стойками в паре с механически прочной ее фиксацией в кузове транспортного средства и связанного с нею антенного поста при транспортировке.

3. Мобильная станция по п.2, отличающаяся тем, что снабжена устройствами фиксации антенных постов в рабочем положении, каждое из которых выполнено в виде тяги, имеющей возможность регулировки по длине, с одного конца закрепленной шарнирно на полу кузова, а с другого конца имеющей боковой паз под зажим, установленный на прямоугольной пластине.

4. Мобильная станция по п.3, отличающаяся тем, что устройство фиксации антенного поста в транспортном положении снабжено второй парой стоек и вторым накидным болтом, выполненным аналогично первой паре стоке и первому накидному болту соответственно.

5. Мобильная станция по п.4, отличающаяся тем, что поворотные кронштейны с установленными на них антенными постами расположены в противоположных углах ниши на борту с наружной стороны кузова транспортного средства.

6. Мобильная станция по п.5, отличающаяся тем, что поворотные кронштейны выполнены с возможностью взаимно противоположного вращения.



 

Похожие патенты:
Наверх