Защитный чехол шарнира карданного вала

 

Защитный чехол карданного вала относится к области автомобилестроения, а именно, к конструкции защитного чехла шарнира карданного вала и служит для защиты от попадания из внешней среды влаги и грязи. Защитный чехол шарнира карданного вала содержит посадочный поясок (1), имеющий вогнутую внутреннюю поверхность с выпуклыми концевыми участками и предназначенный для закрепления хомутом на корпусе шарнира карданного вала, посадочный поясок (4), имеющий вогнутую внутреннюю поверхность с выпуклыми концевыми участками и предназначенный для закрепления хомутом на валу привода колес, гофрированную часть (7), выполненную между посадочными поясками (1) и (4). На концевых участках внутренней поверхности пояска, предназначенного для закрепления хомутом на корпусе шарнира карданного вала в месте сопряжения с гофрированной частью выполнено утолщение (16). Техническим результатом предлагаемого технического решения является повышение прочности и износостойкости защитного чехла, карданного вала 1 илл.

Предлагаемое изделие относится к области автомобилестроения, а именно, к конструкции защитного чехла шарнира карданного вала и служат для защиты от попадания из внешней среды влаги и грязи.

Шарнир карданного вала предназначен для передачи крутящего момента на колеса автомобиля и обеспечивает постоянную скорость вращения управляемых колес. Шарнир карданного вала герметизируют с помощью защитного чехла, чтобы предотвратить попадание влаги, вызывающей коррозию металлических элементов шарнира, и песка и/или пыли, вызывающих ускоренный износ трущихся элементов шарнира, а также чтобы предотвратить выход смазки. Поэтому сохранение герметичности защитного чехла является одним из условий, определяющих срок эксплуатации шарнира карданного вала.

Известен защитный чехол шарнира равных угловых скоростей, содержащий посадочный поясок, предназначенный для закрепления хомутом на корпусе шарнира и имеющий наружную поверхность для взаимодействия с хомутом и внутреннюю поверхность для взаимодействия с корпусом шарнира; посадочный поясок, предназначенный для закрепления хомутом на валу привода колеса и имеющий наружную поверхность для взаимодействия с хомутом и внутреннюю поверхность для взаимодействия с валом; и гофрированную часть с выступами и впадинами, выполненную между указанными посадочными поясками [1].

Недостаток известного защитного чехла заключается в нарушении герметизации мест сопряжения чехла с корпусом шарнира и валом привода колеса из-за местных перенапряжений, обусловленных разнотолщинностью посадочных поясков и вызывающих повышенный местный износ, местное разрушение материала защитного чехла с последующим ослаблением соединения.

Наиболее близким аналогом по технической сущности и достигаемому эффекту является защитный чехол шарнира равных угловых скоростей, содержащий посадочный поясок, предназначенный для закрепления хомутом на корпусе шарнира и имеющий наружную поверхность для взаимодействия с хомутом и внутреннюю поверхность для взаимодействия с корпусом шарнира, посадочный поясок, предназначенный для закрепления хомутом на валу привода колеса и имеющий наружную поверхность для взаимодействия с хомутом и внутреннюю поверхность для взаимодействия с валом, гофрированную часть с выступами и впадинами, выполненную между указанными посадочными поясками, при этом указанная наружная поверхность каждого из указанных посадочных поясков выполнена выпуклой, а указанная внутренняя поверхность каждого из указанных посадочных поясков выполнена с выпуклыми концевыми участками, сопряженными с расположенным между ними вогнутым средним участком, равноудаленным от указанной выпуклой наружной поверхности [2]

Однако при эксплуатации устройства место сопряжения гофрированной части и пояска, предназначенного для закрепления хомутом на корпусе шарнира, подвергается повышенному трению и деформации, вследствие чего в этом месте происходит разрушение защитного чехла.

Техническим результатом предлагаемого технического решения является повышение прочности и износостойкости защитного чехла шарнира.

Указанный результат достигается тем, что в защитном чехле шарнира карданного вала, содержащем посадочный поясок, предназначенный для закрепления хомутом на корпусе шарнира карданного вала и имеющий выпуклую наружную поверхность для взаимодействия с хомутом и вогнутую внутреннюю поверхность с выпуклыми концевыми участками для взаимодействия с корпусом шарнира карданного вала, посадочный поясок, предназначенный для закрепления хомутом на валу привода колес и имеющий выпуклую наружную поверхность для взаимодействия с хомутом и вогнутую внутреннюю поверхность с выпуклыми концевыми участками для взаимодействия с валом, гофрированную часть с выступами и впадинами, выполненную между указанными посадочными поясками, на концевых участках пояска, предназначенного для закрепления хомутом на корпусе шарнира карданного вала в месте сопряжения с гофрированной частью выполнено утолщение. Диаметральное сечение выступов гофрированной части защитного чехла карданного вала не больше диаметрального сечения защитного чехла в месте сопряжения гофрированной части с посадочным пояском, предназначенным для закрепления хомутом на корпусе шарнира. карданного вала Для повышения эластичности и прочности защитный чехол карданного вала может быть выполнен из термопластичного полиуретана марки РТПУ-1190а.

Выполнение утолщения на концевых участках внутренней поверхности пояска, предназначенного для закрепления хомутом на корпусе шарнира карданного вала в месте сопряжения с гофрированной частью позволяет обеспечить прочность и износостойкость конструкции защитного чехла карданного вала.

Выполнение гофрированной части таким образом, что диаметральное сечение выступов гофрированной части защитного чехла карданного вала не больше диаметрального сечения защитного чехла в месте сопряжения гофрированной части с посадочным пояском, предназначенным для закрепления хомутом на корпусе шарнира карданного вала, дает больший просвет между дорожным полотном и указанной гофрированной частью, что позволяет уменьшить вероятность повреждения гофрированной части чехла карданного вала из-за неровностей и посторонних предметах на дорожном полотне.

Сущность полезной модели поясняется на чертеже.

Защитный чехол шарнира карданного вала содержит посадочный поясок 1, предназначенный для закрепления хомутом 2 на корпусе 3 шарнира карданного вала, посадочный поясок 4, предназначенный для закрепления хомутом 5 на валу 6 привода колес, и гофрированную часть 7 с выступами 8 и впадинами 9, выполненную между посадочными поясками 1 и 4. Посадочный поясок 1 имеет выпуклую наружную поверхность 10 для взаимодействия с хомутом 2 и вогнутую внутреннюю поверхность 11 для взаимодействия с корпусом 3 шарнира. Внутренняя поверхность 11 имеет выпуклые концевые участки 12. Посадочный поясок 4 также имеет выпуклую наружную поверхность 13 для взаимодействия с хомутом 5 и вогнутую внутреннюю поверхность 14 для взаимодействия с валом 6 привода колес. Внутренняя поверхность 14 имеет выпуклые концевые участки 15. На концевых участках 12 внутренней поверхности 11 пояска 1, предназначенного для закрепления хомутом 2 на корпусе 3 шарнира карданного вала в месте сопряжения с гофрированной частью 7 выполнено утолщение 16.

Защитный чехол карданного вала используется следующим образом. Один посадочный поясок 1 защитного чехла карданного вала закрепляют посредством хомута на корпусе 3 шарнира карданного вала, другой посадочный поясок 4 закрепляют посредством хомута на валу 6 привода колес. Форма выполнения посадочных поясков 1 и 4 обеспечивает удобство установки защитного чехла карданного вала на корпус 3 шарнира карданного вала и вал 6 привода колес благодаря выполнению выпуклых концевых участков 12 и 15 на внутренних поверхностях 11 и 14 посадочных поясков 1 и 4, соответственно, а также обеспечивает большую площадь пятна контакта посадочных поясков и равномерность распределения усилия обжатия защитного чехла карданного вала хомутами по всей поверхности контакта. Вогнутая часть посадочных поясков при деформации под воздействием хомута запирает и удерживает смазку в зоне контакта, предохраняет от попадания влаги и пыли даже при аварийном ослаблении хомута. Утолщения 16 на концевых участках пояска, предназначенного для закрепления хомутом на корпусе шарнира карданного вала в месте сопряжения с гофрированной частью обеспечивают прочность конструкции защитного чехла карданного вала. Для повышения эластичности и износостойкости защитный чехол карданного вала может быть выполнен из термопластичного полиуретана, например, марки РТПУ-1190а.

Источники информации:

1. Патент РФ на изобретение 2281423, приоритет 10.06.2004 г., «Защитный чехол из термоэластопласта для шарнира».

2. Патент РФ на полезную модель 88752, приоритет 15.07.2009 г., «Защитный чехол шарнира равных угловых скоростей».

1. Защитный чехол карданного вала, содержащий посадочный поясок, предназначенный для закрепления хомутом на корпусе шарнира карданного вала и имеющий выпуклую наружную поверхность для взаимодействия с хомутом и вогнутую внутреннюю поверхность с выпуклыми концевыми участками для взаимодействия с корпусом шарнира карданного вала, посадочный поясок, предназначенный для закрепления хомутом на валу привода колес и имеющий выпуклую наружную поверхность для взаимодействия с хомутом и вогнутую внутреннюю поверхность с выпуклыми концевыми участками для взаимодействия с валом, гофрированную часть с выступами и впадинами, выполненную между указанными посадочными поясками, отличающийся тем, что на концевых участках внутренней поверхности пояска, предназначенного для закрепления хомутом на корпусе шарнира карданного вала в месте сопряжения с гофрированной частью выполнено утолщение.

2. Защитный чехол карданного вала по п.1, отличающийся тем, что диаметральное сечение выступов гофрированной части не больше диаметрального сечения защитного чехла карданного вала в месте сопряжения гофрированной части с посадочным пояском, предназначенным для закрепления хомутом на корпусе шарнира карданного вала.

3. Защитный чехол карданного вала по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что выполнен из термопластичного полиуретана марки РТПУ-1190а.



 

Наверх