Пожарный автомобиль

 

Пожарный автомобиль содержит базовое шасси с кабиной, установленный на шасси на надрамнике кузов с боковыми кузовными отсеками и с установленным на нем пожарно-техническим оборудованием. В кузове установлены цистерна для воды и пожарный насос, в кузовных отсеках размещены пожарные рукава, пожарные стволы, переходники, трехходовые разветвители и водосборники, прочее пожарно-техническое оборудование. Кузовной отсек для пожарных стволов, переходников, трехходовых разветвителей и водосборников снабжен по меньшей мере одним фиксирующим устройством, прикрепленным к стенке кузовного отсека. Фиксирующее устройство выполнено в виде разнесенных по высоте по меньшей мере одной горизонтальной жесткой пластины, горизонтального эластичного упругого жгута с проушинами, надетыми на зацепы, и по меньшей мере одной вертикальной упругой пластины. Поперечный профиль горизонтальной жесткой пластины не превышает проем между зацепами полугайки байонетного соединения пожарных стволов, переходников и трехходовых разветвителей. Обеспечивается быстрая, надежная и простая фиксация пожарных стволов, переходников, трехходовых разветвителей и водосборников и оперативное их снятие с фиксирующего устройства.

8 з.п., 18 илл.

Полезная модель относится к противопожарной технике, а именно к специализированному автотранспорту, в частности к пожарным автомобилям общего применения.

а именно, к пожарным автомобилям общего применения.

Известен пожарный автомобиль (см. патент RU 2304994, МПК А62С 27/00, опубликован 27.08.2007), включающий установленный на шасси автомобиля надрамник, на котором закреплен посредством упругих опор пожарный модуль, состоящий из цистерны для воды, бака для пенообразующей жидкости, лафетного ствола, отсеков для размещения пожарного оборудования, включая пожарные рукава, пожарные стволы, переходники, огнетушители и аварийно-спасательный инструмент, и насосной установки. В кузовных отсеках установлены выдвижные поддоны для пожарного оборудования.

Известная пожарная машина может быть оборудована на базе обычного грузового автомобиля, что позволяет создать мобильное средство для тушения пожара. Однако размещение пожарных стволов и переходников в выдвижных поддонах затрудняет их быстрое развертывание. Кроме того, сдвинутая на задние колеса цистерна для воды приводит к значительной нагрузке на заднюю ось автомобиля и смещению его центра тяжести к задним колесам, что снижает устойчивость пожарной машины.

Известен пожарно-спасательный автомобиль-пикап (см. патент RU 72191, МПК B62D 29/00, опубликован 10.04.2008), содержащий кабину, кузов с установленной в нем пожарной установкой и спасательным оборудованием. Автомобиль дополнительно снабжен размещенным в кузове стеллажом, принимающим пожарную установку и спасательное оборудование и выполненным с возможностью перемещения вдоль кузова до положения рабочего состояния. Стеллаж состоит из передней и задней частей, соединенных шарнирно и снабжен универсальными элементами закрепления оборудования. В качестве универсальных элементов крепления, например, ремни, ложементы, винтовые крепежные элементы.

Недостатком известного пожарного автомобиля является длительное время снятия или закрепления оборудования из-за применения винтовых крепежных элементов.

Известен пожарный автомобиль (см. заявка DE202005014873, МПК А62С 27/00, опубликована 05.01.2006). Пожарный автомобиль содержит кабину водителя экипажа из шести человек и установленную на шасси на надрамнике пожарную надстройку, в которой пожарно-техническое оборудование, в том числе пожарные рукава, пожарные стволы, переходники, размещенное на стеллажах, и съемная насосная установка с автономным двигателем внутреннего сгорания.

Размещение на стеллажах пожарно-технического оборудования не позволяет оперативно осуществлять его извлечение. В известном пожарном автомобиле насосную установку с автономным двигателем внутреннего сгорания экипаж снимает вручную, что не позволяет осуществлять быстрое развертывание пожарного оборудования и устанавливать в пожарном автомобиле высокопроизводительную крупногабаритную насосную установку.

Наиболее близким по технической сущности и совокупности существенных признаков к заявляемому техническому решению является пожарный автомобиль (см. патент RU73792, МПК А62С 27/00, опубликован 10.06.2008), принятый за прототип. Пожарный автомобиль-прототип содержит базовое шасси с кабиной, установленный на шасси на надрамнике кузов с боковыми кузовными отсеками и с установленным на нем пожарно-техническим оборудованием, в кузове установлены цистерна для воды, продольная ось которой расположена перпендикулярно продольной оси рамы автомобиля, и пожарный насос, в кузовных отсеках размещены пожарные рукава, пожарные стволы, переходники, трехходовые разветвители и водосборники, снабженные полугайкой байонетного соединения, аварийно-спасательный инструмент вспомогательное пожарно-техническое оборудование. Кузовной отсек для пожарных стволов, переходников, трехходовых разветвителей и водосборников снабжен фиксирующими устройствами в виде прикрепленных к стенке кузовного отсека ответных полугаек байонетного соединения.

Недостаток известной пожарной машины-прототипа заключается в том, что, при установке пожарные стволов, переходников, трехходовых разветвителей и водосборников на фиксирующие устройства, необходимо точно устанавливать их соосно с ответной полугайкой фиксирующего устройства и попадать их полугайкой байонетного соединения в ответную полугайку фиксирующего устройства. К тому же отсутствует фиксация пожарных стволов, переходников, трехходовых разветвителей и водосборников от падения их при движении пожарного автомобиля.

Задачей, которую решает заявляемое техническое решение, являлась разработка такого пожарного автомобиля, в котором бы обеспечивалась быстрая, надежная и простая установка и фиксация пожарных стволов, переходников, трехходовых разветвителей и водосборников и оперативное их снятие с фиксирующего устройства.

Поставленная задача решается тем, что пожарный автомобиль содержит базовое шасси с кабиной, установленный на шасси на надрамнике кузов с боковыми кузовными отсеками и с установленным на нем пожарно-техническим оборудованием. В кузове расположены цистерна для воды и пожарный насос. В кузовных отсеках размещены пожарные рукава, пожарные стволы, переходники, трехходовые разветвители и водосборники, снабженные полугайкой байонетного соединения и прочее пожарно-техническое оборудование. Кузовной отсек для пожарных стволов, переходников, трехходовых разветвителей и водосборников снабжен фиксирующими устройствами, прикрепленными к стенке кузовного отсека. В отличие от пожарного автомобиля-прототипа, в заявляемом пожарном автомобиле фиксирующее устройство выполнено в виде разнесенных по высоте по меньшей мере одной горизонтальной жесткой пластины, горизонтального эластичного упругого жгута с проушинами, надетыми на зацепы, и по меньшей мере одной упругой вертикальной пластины. Поперечный профиль горизонтальной жесткой пластины не превышает профиль большего проема и превышает профиль меньшего проема между зацепами полугайки байонетного соединения пожарных стволов, переходников, трехходовых разветвителей и водосборников.

Горизонтальная жесткая пластина может быть прикреплена к стенке кузовного отсека сваркой или снабжена вертикальной полкой, закрепленной крепежными элементами на стенке кузовного отсека.

Свободный конец горизонтальной жесткой пластины может быть отогнут вверх, например, под углом 10-15 градусов, для того, чтобы пожарные стволы, переходники, трехходовые разветвители и водосборники самопроизвольно не соскальзывали с горизонтальной жесткой пластины при стоянке автомобиля с креном на борт.

Эластичный упругий жгут с проушинами может быть выполнен из резины или из полимерного материала.

Упругая вертикальная пластина, предотвращающая удары пожарных стволов, переходников, трехходовых разветвителей и водосборников о стенку отсека, может быть выполнена из резины или из полимерного материала.

Фиксирующее устройство может быть выполнено в виде разнесенных по горизонтали двух или более горизонтальных жестких пластин, под которыми расположены разнесенные по вертикали один эластичный упругий жгут с проушинами, надетыми на зацепы, и одна или более упругих вертикальных пластины. В этой конфигурации один эластичный упругий жгут прижимает к одной общей упругим вертикальным пластинам два или более расположенных рядом пожарных ствола или переходника к одной общей упругой вертикальной пластине или к индивидуальным упругим вертикальным пластинам.

Один из зацепов (левый или правый) для эластичного упругого жгута может быть выполнен неразъемным, например, в виде винтового кольца.

В пожарном автомобиле может быть использовано шасси полноприводного грузового автомобиля, что повышает его проходимость.

В пожарном автомобиле может быть использовано шасси с кабиной капотного типа.

Для снижения веса пожарного автомобиля кузов может быть изготовлен из легких сплавов на основе алюминия или других конструкционных материалов.

Заявляемая полезная модель иллюстрируется чертежом, где:

на фиг.1 приведен общий вид сбоку на заявляемый пожарный автомобиль с частичным вырезом боковой стенки кузова;

на фиг.2. показан вид сзади на заявляемый пожарный автомобиль;

на фиг.3 приведен вид сбоку с одной стороны кузова со снятыми дверями;

на фиг.4 показан вид спереди на два пожарных ствола и второй вариант фиксирующего устройства;

на фиг.5 приведен вид сбоку на два пожарных ствола и фиксирующее устройство, изображенные на фиг.4;

на фиг.6 показан вид спереди на переходник и первый вариант фиксирующего устройства;

на фиг.7 приведен вид сбоку на переходник и фиксирующее устройство, изображенные на фиг.6;

на фиг.8 показан вид спереди на два переходника и второй вариант фиксирующего устройства;

на фиг.9 приведен вид сбоку на два переходника и фиксирующее устройство, изображенные на фиг.8;

на фиг.10 показан вид спереди на фиксирующее устройство;

на фиг.11 показан вид спереди на горизонтальную жесткую пластину фиксирующего устройства, снабженную вертикальной полкой;

на фиг.12 приведен вид сбоку на горизонтальную жесткую пластину, изображенную на фиг.11;

на фиг.13 показан вид спереди на горизонтальный эластичный упругий жгут с проушинами и зацепами;

на фиг.14 приведен вид сбоку на горизонтальный эластичный упругий жгут, изображенный на фиг.13;

на фиг.15 приведен вид спереди на полугайку байонетного соединения ствола, переходника, трехходового разветвления или водосборника с рукавом

на фиг.16 приведен вид сбоку на горизонтальную жесткую пластину фиксирующего устройства, прикрепленную сваркой;

на фиг.17 показан вид сверху на неразъемный зацеп;

на фиг.18 показан вид спереди на неразъемный зацеп, изображенный на фиг.17.

Заявляемый пожарный автомобиль 1 (фиг.1, фиг.2) содержит базовое шасси 2, например, шасси бескапотного полноприводного грузового автомобиля, кабину, например, цельнометаллическую, экипажа с местом 3 для водителя и секцию 4 для других членов экипажа. На шасси 2 на надрамнике 5 установлен кузов 6 с боковыми кузовными отсеками 7 (фиг.3), закрытыми дверями 8 шторного типа и с установленным на нем пожарно-техническим оборудованием 9. В кузове 6 расположены цистерна 10 для воды и пожарный насос 11. В кузовных отсеках 7 размещены пожарные рукава 12, пожарные стволы 13, переходники 14, трехходовые разветвители 15 и водосборник 16, снабженные полугайкой 17 байонетного соединения (фиг.4-фиг.9) и прочее пожарно-техническое оборудование 18. Один или несколько кузовных отсеков 7 для пожарных стволов 13, переходников 14, трехходовых разветвителей 15 и водосборника 16 снабжены фиксирующими устройствами 19 (фиг.10). Фиксирующее устройство 19 выполнено в виде разнесенных по высоте по меньшей мере одной горизонтальной жесткой пластины 20 (фиг.11-фиг.12), например, вертикальная полка 21 которой прикреплена к стенке 22 кузовного отсека 7, например, винтами, пропущенными через отверстия 23 (или сваркой); горизонтального эластичного упругого жгута 24 (фиг.13-фиг.14), размещенного под горизонтальной жесткой пластиной 20, с проушинами 25, надетыми на зацепы 26, планки 27 которых закреплены на стенке 22, например, винтами, пропущенными через отверстия 28 (или сваркой); и, по меньшей мере, одной вертикальной упругой пластины 29 под горизонтальным эластичным упругим жгутом 24. Поперечный профиль «А» (фиг.15) отходящего от стенки 22 самого широкого участка 30 горизонтальной жесткой пластины 20 находится в пределах между минимальным проемом «В» и максимальным проемами «С» между зацепами 31 полугайки 17 байонетного соединения пожарных стволов 13, переходников 14, трехходовых разветвителей 15 и водосборников 16, чтобы участок 30 свободно проходил через максимальный проем «В» и не проходил в минимальный проем «С» зацепов 31. Горизонтальная жесткая пластина 20 фиксирующего устройства 19 может быть прикреплена к стенке 22 (фиг.16), например, сварным соединением 32. Фиксирующее устройство 19 может быть выполнено (фиг.4 и фиг.8) в виде разнесенных по горизонтали двух или более горизонтальных жестких пластин 20, под которыми расположены, разнесенные по вертикали, один эластичный упругий жгут 24 с проушинами 25, надетыми на зацепы 26, и одна общая вертикальная упругая пластина 33 (фиг.4) или несколько вертикальных упругих пластин 29 (фиг.8). В этой конфигурации одним эластичным упругим жгутом 24 можно прижать к вертикальным упругим пластинам 29 более одного расположенных рядом пожарных ствола 13 или переходника 14. Чтобы пожарный ствол 13, или переходник 14, или трехходовой разветвитель 15, или водосборник 16 не соскальзывали с горизонтальной жесткой пластины 20, свободный конец 34 горизонтальной жесткой пластины 20 может быть отогнут вверх под углом 10-15 градусов. Эластичный упругий жгут 24 может быть изготовлен, например, их резины или из полимерного материала. Один из зацепов 26 (левый или правый) для эластичного упругого жгута 24 может быть выполнен неразъемным, например, в виде винтового кольца 35 (фиг.17).

При размещении пожарных стволов 13, переходников 14, трехходовых разветвителей 15 и водосборника 16 в отсеках 7 кузова 6 пожарного автомобиля 1 горизонтальную жесткую пластину 20 пропускают в проем между зацепами 31 полугайки 17 байонетного соединения и прижимают нижний конец соответственно пожарного ствола 13, переходника 14, трехходового разветвителя 15, или водосборника 16 к своей вертикальной упругой пластине 29 (или к одной общей вертикальной упругой пластине 33 горизонтальным эластичным упругим жгутом 24, фиксируя его проушину 25 зацепом 26. При снятии пожарных стволов 13, переходников 14, трехходовых разветвителей 15 и водосборника 16 с фиксирующих устройств 19 проушины 25 эластичных упругих жгутов 24 снимают с зацепов 26 и движением к себе снимают с горизонтальных жестких пластин 20 пожарные стволы 13, переходники 14, трехходовые разветвители 15 и водосборник 16. Поскольку пожарные стволы 13, переходники 14, трехходовые разветвители 15 и водосборник 16 имеют нормализованные узлы соединений с рукавами, есть возможность установки в отсеках 7 пожарного автомобиля 1 определенного заранее по ширине набора горизонтальных жестких пластин 20. Быстрое и простое освобождение пожарного ствола 13, переходника 14, трехходового разветвителя 15 и водосборника 16 от фиксирующего устройства 19 осуществляют, производя всего два движения (отстегивание жгута 24, причем одного на несколько пожарных стволов 13 или переходников 14 и, собственно, съем их с пластин 20) совершаемых естественно по ходу движения. Надежность фиксирующего устройства 19 обеспечивается тем, что самопроизвольно указанное оборудование не имеет возможности выпасть из фиксирующего устройства 19 крепления за счет загиба свободного конца 34 горизонтальной жесткой пластины 20 во время стоянки и за счет жгута 24 - при движении.

1. Пожарный автомобиль, содержащий базовое шасси с кабиной, установленный на шасси на надрамнике кузов с боковыми кузовными отсеками и с установленным на нем пожарно-техническим оборудованием, в кузове установлены цистерна для воды и пожарный насос, в кузовных отсеках размещены пожарные рукава, пожарные стволы, переходники, трехходовые разветвители и водосборники, снабженные полугайкой байонетного соединения, вспомогательное пожарно-техническое оборудование, кузовной отсек для пожарных стволов, переходников и трехходовых разветвителей и водосборников снабжен фиксирующими устройствами, прикрепленными к стенке кузовного отсека, отличающийся тем, что каждое фиксирующее устройство выполнено в виде разнесенных по высоте по меньшей мере одной горизонтальной жесткой пластины, горизонтально расположенного эластичного упругого жгута с проушинами, надетыми на зацепы, и по меньшей мере одной вертикальной упругой пластины, при этом поперечный профиль горизонтальной жесткой пластины находится в пределах между минимальным и максимальным зазором проема между зацепами полугайки байонетного соединения пожарных стволов, переходников, трехходовых разветвителей и водосборников.

2. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что свободный конец горизонтальной жесткой пластины отогнут вверх.

3. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что горизонтальная жесткая пластина прикреплена к стенке кузовного отсека сварным соединением.

4. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что горизонтальная жесткая пластина прикреплена к стенке кузовного отсека вертикальной полкой.

5. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что эластичный упругий жгут с проушинами выполнен из резины.

6. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что эластичный упругий жгут с проушинами выполнен из полимерного материала.

7. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что вертикальная упругая пластина выполнена из резины.

8. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что вертикальная упругая пластина выполнена из полимерного материала.

9. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что фиксирующее устройство выполнено в виде разнесенных по горизонтали по меньшей мере двух горизонтальных жестких пластин, под которыми расположены разнесенные по вертикали эластичный упругий жгут с проушинами, надетыми на зацепы, и по меньшей мере одна вертикальная упругая пластина.

10. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что один из зацепов выполнен неразъемным.



 

Наверх